Административное право социальное обеспечение

Право социального обеспечения

Административное право

Гражданское право

Общее. Объединяет признак: затраты труда.

Общие различия: 1) материальное содержание; 2) правовая форма (норма) регулирования.

По объекту: гражданское право. Объектом договоров является результат труда; трудовое право — объектом регулирования является сам процесс труда (»живой» труд).

По предмету регулирования. Предметом регулирования гражданского права являются две группы отношений:

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом. Они возникают на основе договора подряда, поручения, авторского договора.

Предметом регулирования трудового права являются трудовые и связанные с ними отношения.

По реализации трудовых отношений. В трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора. В гражданском праве стороны независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров.

В гражданско-правовых договорах оплачивается конечный результат, заказчик не несет никаких имущественных обязанностей в отношении исполнителя, на него ложится и риск невозможности представления окончательного результата по объективным причинам. В трудовых отношениях такой риск несет наниматель.

По видам ответственности. В гражданском в основном, солидарная, в трудовом – долевая, ему присуща материальная ответственность.

По срокам защиты нарушенных прав: в гражданском праве – в основном, 3 года. Трудовому праву присущи в основном сокращенные сроки – например 1 месяц.

Общее: 1) сходство по предмету регулирования (в трудовом – организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном – отношения в сфере государственного управления); 2) сходство метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).

в трудовом праве – отношения, обращенные во внутрь предприятия.

в административном — регулирует отношения между предприятиями и вышестоящими управленческими организациями.

Эта отрасль сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм входило в трудовое право.

Общее: объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих ядро в предмете права социального обеспечения, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины трудового стажа. С вязаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

Отличия: по предмету: право социального обеспечения – общественные отношения, складывающиеся при реализации трудящимися права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, но не права на труд; в трудовом – реализация права на труд.

По методу правового регулирования: трудовому праву свойственны как государственное регулирование, так и договорное; праву социального обеспечения – не свойственен договорной порядок возникновения правоотношений; права и обязанности субъектов правоотношений устанавливаются, как правило, непосредственно нормами права, издаваемыми государственными органами.

Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки трудового права – это взаимосвязанные, но разные понятия. Все эти системы строятся по их целям и предмету.

5. Система трудового права

Система отрасли трудового права

– это классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подинституты), и последовательность их расположения внутри отрасли по взаимосвязанной системе.

Структурно вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

Общая часть включает нормы, которые содержат общие положения, касающиеся труда всех работников и отражают единство трудового права.: задачи трудового права, сфера его действия, источники регулирования, принципиальные положения, относящиеся к установлению и осуществлению трудовых отношений, к условиям труда, соотношению норм белорусского национального и международного права, основные трудовые права и обязанности, сроки возникновения, изменения и прекращения правоотношений. В общую часть входят нормы о коллективном договоре, о профессиональных союзах, об участии работников в управлении организации, о контроле и надзоре за исполнением законодательства.

Особенная часть включает нормы, регулирующие конкретное содержание трудового отношения, отдельные элементы, определенные его стороны или отдельные виды иных общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. Она включает институты: трудоустройства, рабочего времени, времени отдыха, трудовой дисциплины, заработной платы, охраны труда, трудовых споров, материальной ответственности и другие.

Система трудового законодательства

объединяет весь нормативный материал в сфере труда (законы, указы, постановления и т.д.). Кроме того, если система отрасли трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система законодательства помимо нормативных актов о труде содержит еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих актов и их практическое значение. Систематизация трудового законодательства может быть различна в зависимости от того, для каких целей и категорий работников она предназначается.

Наряду с системами отрасли трудового права и трудового законодательства существует и система науки трудового права.

Система науки трудового права

представляет собой систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.

Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 580 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовое регулирование в сфере труда и социального обеспечения граждан

Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации

Виды соц. Помощи

Статья 8. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Читайте так же:  Маленькая пенсия у сотрудников мвд

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Статья 11. Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Статья 14. Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статья 5. Плательщики страховых взносов

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (физические лица, заключившие с другими физическими лицами гражданско-правовые договоры выполнения работ или оказания услуг или трудовой договор. Однако если такое физическое лицо заключает гражданско-правовой договор с индивидуальным предпринимателем, он не будет являться плательщиком страховых взносов, поскольку индивидуальные предприниматели в силу подп. «б» п. 1 ч. 1 комментируемой статьи уплачивают страховые взносы сами за себя)

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации — 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — с 1 января 2011 года — 3,1 процента, с 1 января 2012 года — 5,1 процента;

Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее — правонарушение).

2. Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.

3. Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусмотрены следующие составы правонарушений:

статья 15.10 — нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.;

статья 15.32 — нарушение срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;

статья 15.33 — нарушение срока представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.;

Читайте так же:  Пенсия военным при получении инвалидности

статья 15.33 — нарушение сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;

статья 15.33 — непредставление либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;

статья 15.33 — непредставление либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ также лицом, уполномоченным рассматривать дела об указанных правонарушениях являются судьи. Кроме того, Федеральный закон N 213-ФЗ уполномочил должностных лиц государственных внебюджетных фондов составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.10, ст. 15.32, 15.33 КоАП РФ.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ

«Об основах обязательного социального страхования»

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи (мед. Страхование);

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного);

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;(Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.)

(Статья 255. ТК РФ Отпуска по беременности и родам

Видео (кликните для воспроизведения).

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (1500) или 40 % среднемесячного заработка; (Статья 256 ТК РФ. Отпуска по уходу за ребенком

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пособие по безработице от850 рублей до 4900 рублей).

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; (300)

11) единовременное пособие при рождении ребенка. (8000)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).
Читайте так же:  Понятие пособия по беременности и родам

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

80 Административно-правовые основы организации государственного управления по обеспечению социальной защиты населения

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В реализации государственной социальной политики задействованы различные органы государственной и муниципальной власти. Общее руководство в этой области осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Президент в соответствии с положениями Конституции РФ определяет основные направления в области социальной политики и социальной защиты граждан.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; совершенствует систему социального обеспечения, а также решает другие задачи в этой области.

Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России). Положение о нем утверждено Правительством РФ от 23 апреля 1997 года.

Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, призвано обеспечивать в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения, прежде всего пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. В Омской области создано Главное Управление социальной защиты населения, аналогичные управления и отделы имеются в администрациях городов, округов и районов.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Читайте так же:  Почему задерживают детские пособия

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Управление ими осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Государственное регулирование в области социального обеспечения призвано создавать условия, гарантирующие достойную жизнь и свободное развитие человека. В осуществлении этой деятельности участвуют различные органы государственного управления, которые составляют единую систему органов управления социальным обеспечением. Общее руководство в данной области осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социального обеспечения граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Административное управление в социальном обеспечении

По мере расширения и усложнения системы социального обеспечения усиливалось понимание необходимости соответствующего контроля и управления. Все яснее проявлялась потребность в управленческих кадрах, способных решать социально-политические вопросы, обладающих не только сугубо техническими навыками, но и вникающими в содержательную сторону и этические аспекты социальной работы.

Административное управление рассматривается как один из основных методов практической деятельности в социальной сфере, но в более широком плане включает также ответственность за достижение целей и эффективное функционирование организации. Управленческий персонал делит ответственность с руководителями общественных организаций, больниц и учреждений образования еще шире — с руководителями сектора частных и полуобщественных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Обсуждая проблемы управления, современные авторы выделяют структурные и поведенческие аспекты, рационально-технические элементы, ресурсы, ограничения со стороны окружающей среды, а также политический контроль. Управление — это, по сути, политический процесс на основе дефицита, в ходе которого устанавливается, когда, как, кому и почему предоставляются услуги. С учетом данного обстоятельства управление приобретает все более важное значение в качестве ядра, основного метода всей социальной работы.

В рамках отдельной организации управление представляет собой совокупность следующих процессов:

— формулирование политической линии и представление ее в виде оперативных целей;

— разработка программы и руководство ее реализацией;

— организация финансирования и обеспечение ресурсами;

— руководство деятельностью организации и взаимодействие между организациями;

— руководство и контроль за персоналом;

— выполнение представительских функций и связь с общественностью;

— контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы.

В организациях, занятых социальным обслуживанием, управленческая деятельность направлена на повышение эффективности оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами. При этом она во многом обусловливается такими факторами, как географическое положение, клиентура, технология и профессиональная идеология. Предполагается, что управление осуществляется несколькими людьми на разных уровнях организационной структуры. Число людей, которые разделяют между собой ответственность за управление, зависит от масштаба деятельности и структуры организации.

Соответственно управление, помимо управленческой деятельности, направленной на координацию, контроль и интеграцию функций агентства, предполагает также выработку политической линии и системы оказания услуг. В сферу ответственности администратора входит переложение политической линии в конкретные программы, равно как и их обновление и корректировка.

Функции управления осуществляются через ряд взаимосвязанных видов деятельности. В их число входят:

— постановка и ранжирование целей;

— планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необходимыми материальными и нематериальными ресурсами;

— контроль и координация деятельности членов организации;

— обсуждение и решение проблем;

— развивающийся и управляемый персонал;

— установление связей и информационное обеспечение;

— контроль за качеством и количеством услуг, предоставляемых клиентам;

— оценка будущих потребностей организации;

— выполнение представительских функций организации во внешнем мире.

Эти виды деятельности осуществляются на различных уровнях. Так, на институциональном уровне организация взаимодействует с внешней средой в целях выполнения своих задач, получения ресурсов, осуществления коммуникативных или представительских функций. Деятельность на управленческом уровне включает планирование, разработку проектов, руководство, распределение сил и средств, координацию, информацию, контроль, внесение коррективов и оценку. На техническом уровне осуществляется сбор и обработка данных о количестве клиентов, совершенствование, налаживание и интеграция технологического процесса, контроль за персоналом и повышение его квалификации, контроль и оценка качества, расширение ассортимента услуг и совершенствование форм их предоставления. Хотя каждый из этих уровней имеет свои специфические функции, наблюдается и определенное их совпадение. Более того, действия и способы их осуществления на одном уровне оказывают непосредственное влияние на управленческое поведение на других уровнях.

Динамичное руководство и управление играют решающую роль в вопросе выживания и эффективного функционирования органов социального обеспечения в часто меняющемся и далеко не всегда благожелательно настроенном окружении. Такое управление должно основываться на знаниях об эффективном управлении, а также на личных убеждениях. Сюда относятся вопросы этики и морали, которые должны согласовываться с основными ценностями демократического общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9176 — | 7785 — или читать все.

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений.

Прежде всего предметом трудового права являются отношения, возникающие при выполнении трудовой функции по определенной специальности, квалификации или должности. В рамках выполнения трудовой функции работнику могут быть даны конкретные задания. Выполнение подобных конкретных заданий в течение одного рабочего дня свидетельствует о возникновении трудовых отношений. После чего трудовые отношения могут быть прекращены лишь по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Как правило, трудовые отношения не ограничиваются выполнением определенного задания, они носят длящийся характер.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, которые возникают в связи с конечным результатом труда. При достижении определенного в гражданско-правовом договоре о труде результата прекращаются и отношения, входящие в предмет гражданского права. Возникающие на основании гражданско-правового договора отношения не приводят к подчинению одной стороны другой. Тогда как заключение трудового договора означает возникновение отношений власти работодателя над работником в процессе трудовой деятельности.

Читайте так же:  Налоговые льготы должны быть

Перечисленные критерии, которые при возникновении споров выступают в качестве юридически значимых обстоятельств, и позволяют отличать предмет трудового права от предмета гражданского права.

Рассматриваемые отрасли права различны и по методу правового регулирования. Способы, входящие в метод гражданского права, основаны на равноправии и отсутствии подчинения сторон гражданско-правовых договоров о труде, они исключают возможность контроля за процессом выполнения договорных обязательств.

Способы, определяющие особенности метода трудового права, наоборот, построены на отсутствии равноправия и подчинении работников работодателям. При этом представители работодателей контролируют процесс выполнения работниками своих обязательств.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что и способы правового регулирования позволяют провести грань между трудовым и гражданским правом. Поэтому при тщательном исследовании возникших отношений, способов их регулирования выполнение трудовой функции под прикрытием гражданско-правового договора становится очевидным, что может не позволить работодателям уйти от ответственности за неисполнение обязанности по страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предметом административного права являются отношения по прохождению службы сотрудниками МВД, ФСБ, уголовно-исполнительной системы и другими. Данные отношения также связаны с трудовой деятельностью лиц, состоящих на службе. Однако этот вид трудовой деятельности имеет свои особенности. Прежде всего следует заметить, что служебные обязанности зачастую не ограничиваются рамками выполнения конкретной трудовой функции, их диапазон гораздо шире. В связи с чем у проходящих службу гораздо меньше прав, чем у работников, и намного больше обязанностей. Хотя и на трудовую деятельность указанных лиц нормы трудового права могут быть распространены, как минимум, по аналогии.

В частности, при прохождении службы применяются нормы об учете рабочего времени, предоставлении времени отдыха и другие. Прохождение службы, в том числе военной, должно строиться на общих принципах привлечения к труду, провозглашенных в ст. 37 Конституции РФ, и международно-правовых нормах. Например, с соблюдением права свободно распоряжаться своими способностями к труду. В перспективе и на лиц, проходящих службу, должно распространяться трудовое законодательство с отдельными ограничениями, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

В предмет административного права входят и отношения, возникающие в связи с реализацией властных полномочий компетентными государственными органами по применению административных санкций. Зачастую и работодатели присваивают себе функции по привлечению работников к ответственности в виде штрафа. Такие действия представителей работодателя вытекают из трудовых отношений, поэтому их обжалование происходит по правилам, установленным для рассмотрения заявлений по трудовым спорам.

Способы, входящие в метод административного права, также позволяют отграничить эту отрасль от трудового права. Способы, входящие в метод административного права, носят императивный характер, поскольку обязанности по прохождению службы определяются, как правило, не в договорном порядке, а путем предписаний полномочных органов и должностных лиц. Работник подчиняется законным распоряжениям работодателя в течение рабочего времени. Временем отдыха он распоряжается по собственному усмотрению. Способы проявления властных полномочий при прохождении службы гораздо шире. В частности, проходящий службу по приказу полномочного лица может быть привлечен к исполнению служебных обязанностей и за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, то есть в период, когда он должен отдыхать. Таким образом, административная власть распространяется на лиц, проходящих службу, и за рамками служебной деятельности. Однако и ее проявления не должны вступать в противоречие с законодательством.

Предметом предпринимательского права являются отношения, возникающие при осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли. Данный вид деятельности также является трудом. Но предметом и этого вида деятельности выступает ее результат, то есть получение прибыли. Тогда как отношения, составляющие предмет трудового права, непосредственно связаны с процессом трудовой деятельности. Причем получаемая работниками заработная плата отнюдь не всегда находится в зависимости от полученной работодателем прибыли.

Способы, определяющие метод предпринимательского права, построены на независимости и равноправии участников предпринимательских сделок. Способы, составляющие особенности метода трудового права, основаны на власти работодателя над работником и отсутствии равноправия между ними.

Предметом права социального обеспечения являются отношения по социальному обеспечению и обслуживанию нуждающихся в социальной поддержке лиц. Нуждаемость в такой поддержке должна быть признана государством. В настоящее время большинство отношений в сфере социального обеспечения строятся на принципах страхования. В свою очередь, страхование предполагает уплату страховых взносов. Страховые взносы по социальному страхованию уплачиваются за работников. Поэтому предмет трудового права и права социального обеспечения соприкасается, и отношения по социальному обеспечению зачастую вытекают из трудовых.

Способы, определяющие метод права социального обеспечения, связаны с деятельностью органов, полномочных производить социальные выплаты либо компенсировать такие выплаты. Указания этих органов являются обязательными для исполнения. Что свидетельствует об императивных началах метода права социального обеспечения. Способы, входящие в метод трудового права, в основе своей связаны с деятельностью работодателей, принимающих обязательные для работников приказы (распоряжения). С точки зрения требований законодательства деятельность работодателей имеет в своем содержании гораздо больше нарушений, чем деятельность уполномоченных производить социальные выплаты органов. Нарушения, допущенные этими органами, легко устранимы, так как лицо, требующее исполнения ими законодательства, не зависит от них. Тогда как работник зависим от работодателя и поэтому не всегда способен потребовать от него восстановления нарушенных прав. Органы социальной защиты лишены возможности улучшать положение людей в договорном порядке. Работодатель вправе улучшить положение работника по сравнению с законодательством в договорах о труде. Таким образом, в методе трудового права сочетаются императивно-договорные начала. Метод права социального обеспечения построен на императивных началах.

Таковы основные отличия трудового права от смежных отраслей права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источники

Административное право социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here