Гарантии конституции российской федерации

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

Гарантии конституции российской федерации

Конституция Рoссийской Фeдерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

http://www.constitution.ru/

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

ГАРАНТ:

См. поправки к Конституции 2020

Читайте так же:  Узбекистан льготы пенсионерам

См. комментарии к Конституции РФ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле Конституции РФ

Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область

Читайте так же:  Сроки оформления инвалидности после инсульта пенсионерам

Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край

Указом Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область — Кузбасс вместо наименования Кемеровская область

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ и применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления в силу названного Закона

http://base.garant.ru/10103000/

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

ГАРАНТ:

См. Положение о Государственном совете РФ, являющимся совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, утвержденное Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

http://constitution.garant.ru/rf/chapter/134df926347d321d8dc82c9551519f33/

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ — в ши­ро­ком смыс­ле кон­сти­туционные по­ло­же­ния, обес­пе­чи­ваю­щие пра­во­вую за­щи­ту ин­сти­ту­тов и прин­ци­пов, за­кре­п­ляе­мых кон­сти­ту­ци­ей го­су­дар­ст­ва.

В РФ конституционными гарантиями яв­ля­ют­ся по­ло­же­ния Кон­сти­ту­ции РФ, на­прав­лен­ные на обес­пе­че­ние не­зыб­ле­мо­сти кон­сти­туционного строя, прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, прин­ци­пов фе­де­ра­лиз­ма, раз­де­ле­ния вла­стей, вер­хо­вен­ст­ва Кон­сти­ту­ции, кон­сти­туц. за­кон­но­сти, са­мо­стоя­тель­но­сти ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Не­зыб­ле­мость кон­сти­туционного строя, прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на га­ран­ти­ру­ет­ся по­ло­же­ния­ми гла­вы 9 Кон­сти­ту­ции «Кон­сти­ту­ци­он­ные по­прав­ки и пе­ре­смотр Кон­сти­ту­ции». Га­ран­тии прин­ци­пов вер­хо­вен­ст­ва Кон­сти­ту­ции, кон­сти­туционной за­кон­но­сти обес­пе­чи­ва­ют­ся по­ло­же­ни­ем о кон­сти­ту­ци­он­ном кон­тро­ле.

В уз­ком зна­че­нии конституционные гарантии — пра­во­вые сред­ст­ва реа­ли­за­ции и за­щи­ты гра­ж­да­на­ми сво­их прав и сво­бод. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, че­ло­век, его пра­ва и сво­бо­ды яв­ля­ют­ся выс­шей цен­но­стью. При­зна­ние, со­блю­де­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на — обя­зан­ность го­су­дар­ст­ва (ст. 2). Кон­сти­ту­ция РФ га­ран­ти­ру­ет ка­ж­до­му су­деб­ную за­щи­ту его прав и сво­бод: ре­ше­ния и дей­ст­вия (или без­дей­ст­вие) ор­га­нов гос. вла­сти, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, об­ществ. объ­е­ди­не­ний и долж­но­ст­ных лиц мо­гут быть об­жа­ло­ва­ны в суд (ст. 46). Пра­во­вой ме­ха­низм реа­ли­за­ции этой конституционной гаранитией оп­ре­де­лён За­ко­ном РФ «Об об­жа­ло­ва­нии в суд дей­ст­вий и ре­ше­ний, на­ру­шаю­щих пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан» (1993 год), Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О по­ряд­ке рас­смот­ре­ния об­ра­ще­ний гра­ж­дан РФ» (2006 год). К сис­те­ме конституционных гарантий от­но­сит­ся дея­тель­ность специальных государственных ор­га­нов, напр. Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ (см. так­же Ом­буд­смен), Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да.

http://w.histrf.ru/articles/article/show/konstitutsionnyie_garantii

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.
Читайте так же:  Сколько баллов начисляют ип для пенсии

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Читайте так же:  Налоговые льготы путин

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

http://be5.biz/pravo/k007/9.html

Способы и гарантии реализации Конституции

Правовая охрана Конституции, конституционный надзор.

Охрана К-ции п.в. выраж-ся в соблюдении всеми ее норм (п. 2 ст. 15) – конституц.законность – режим строг., неуклонного соблюдения и исполнения норм К-ции всеми без исключения участниками общ.отношений.

Конституц.зак-ть/охрана К-ции обеспеч-ся:

— соблюдением и исполнением норм К-ции всеми субъектами права;

— восстановлением нарушенных конституц.прав в админ.или суд.порядке.

Охрана Конституции – обяз-ть вся система публич. (гос-х и муниц-х) гос.органов, осущ-е такую защиту в разл.формах (ос-ти защиты связаны со статусом соответ.гос.органов):

а) ч.2 ст. 80: Президент РФ. – гарант К-ции: обязуется соблюдать и защищать ее; в целях ее защиты м. исп-ть широкий круг полномочий:

— при попытках насильств.изменения конституц.строя РФ согласно ст. 88 и ФЗ «О чрезвыч.положении» от 2001 г. м.ввести чрезвыч.положение на всей тер. Р. или в ее отдельных регионах;

— согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации закон.(представ.) и исполнит.органов гос.вл. субъектов РФ» — вправе распустить зак.орган субъекта, если соответ.судом установлено, что данным зак.органом приняты к-ция или устав, закон субъекта РФ или иной НПА, противоречащий К-ции РФ, ФКЗ или ФЗ – при этом роспуск возможен только, если после вынесения предварит.предупреждения данное нарушение не б.устранено;

— иные полномочия по воздействию на федер.и регион.органы гос.вл. с целью охраны К-ции (роспуск Пр-ва?);

б) особ.форма охраны К-ции – деятельность КС РФ:

— функции КС по охране К-ции – в том, чтобы сод-е принимаемых в РФ законов, заключаемых международ.и внутригос-х дог-ров соответ-ло К-ции: по итогам проверки и оценки конституц-ти НПА в случае признания их неконституц-ми они утрачивают свою юр.силу, а несоответ-щий К-ции международ.дог-р, строной кот-го явл-ся Р., не подлежит введению в действие = контроль за конституц-тью нормотворческой деятельности – приоритет.задача КС (обеспеч-т соблюдение «духа и буквы» закона);

— обеспеч-т верховенство и прям.действие К-ции, конституционно-прав.кач-ва законов и иных НПА, конституц-но очерченный баланс властей по горизонтали и вертикали, ограничение гос.вл., защиту прав и свобод ч. и гражданина, т.е. осущ-т прав.защиту К-ции.

в) аналогично ?-ми обеспеч-я конституц-ти НПА – конституц.суды субъектов РФ;

г) сущ.роль в охране К-ции, со-но ее положений, связанных с регулированием прав и свобод граждан, — судам общ.юрисдикции и прокуратуре: нарушающие К-цию действия или бездействия, решения гос.органов, органов МСУ, общ.объединений и должн.лиц м.б. обжалованы в суд; согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» она осущ-т надзор за соблюдением К-ции РФ;

д) гос.органы субъектов РФ:

зак.орган – контроль за соблюдением К-ции высшим должн.лицом субъекта РФ, при этом в случае нарушения последним К-ции его полномочия м.б. досрочно прекращены зак.органом субъекта РФ (издание противоречащих К-ции НПА – при установлении так.противоречия соответ.судом и неустранении должн.лицом этих противоречий в теч.месяца со дня вступления в силу суд.решения);

Читайте так же:  Доверенность на получение пенсии бабушки

— согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации МСУ в РФ» 2003 г. в случае, если соответ.судом установлено, что представит.органом МО принят противоречащий К-ции РФ НПА, а данный орган в теч. 3 месяцев со дня вступления в силу суд.решения не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил данный акт, выс.должн.лицо субъекта РФ в теч.1 месяца после вступления в силу суд.решения, установившего факт неисполнения предыдущего решения, вносит в зак.орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представит.органа МО; при аналогич.обстоятельствах выс.должн.лицо субъекта РФ вправе издать НПА об отрешении от должности главы МО или главы мест.администрации.

Перечисленные гос.органы и долж.лица осущ-т конституц.надзор.

Способы и гарантии реализации Конституции:

Реализация К-ции – процесс претворения в жизнь КПН субъектами КП.

В зависимости от х-ра КПН – формы реализацииК-ции:

использование КПН: реализация конституц.норм-дозволений (реализация гражданами своих прав и свобод; осущ-е гос.органами своих полномочий, допускающих вариативность решения ? – ч. 4, ст. 105 К-ции РФ);

исполнение КПН: при реализации обязывающих норм (обяз-ти граждан и гос.органов по осущ-ю своей компетенции); м. касаться выполнения обяз-тей общ.х-ра — обращенных ко всем субъектам КП (ч. 2 ст. 15 К-ции РФ: всеобщность закона), так и обяз-тей, относящихся к опред.субъектам (п. «а» ч. 1 ст. 114 К-ции РФ: Пр-во разрабатывает и представляет ГД федер.бюджет и обеспеч-т его исполнение, предоставляя в нее соответ.отчет);

соблюдение КПН: реализация норм-запретов и наиболее общ.п-пов К-ции; данная форма универсальна, т.к. х-т правомерную деятельность всех субъектов КП (ст. 19 – п-п равенства всех перед законом и судом, запрет на люб.формы ограничения прав и свобод граждан по признакам соц., рас., нац., язык., религ.принадлежности);

применение КПН: принятие на основе КПН уполномоч.органами или должн.лицами решений (законодат.дейтельность, правосудие, осущ-е Президентом своих полномочий).

При этом реализацию К-ции отличают от ее действия – х-ки рабочих параметров К-ции: в пространстве (тер-рия РФ), во времени (с 25 дек. 1993 г.), по кругу лиц (в отношении всех, наход-ся под юрисдикцией РФ).

Действенность К-ции тесно связана с конституц.правосознанием – система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, влияющих на полит.и прав.поведение (конституц-е) субъектов (связано с проблемой легитимации К-ции).

Гарантии реализации Конституции:

соц.-экономические: действенность многих положений К-ции, относящ-ся к соц.и эконом.правам граждан, гарантиям федерализма и МСУ напрямую зависит от матер.-финан.ресурсов, на кот.м. опираться гос.или муниц.вл. (при огранич.ресурасх соц.-экономич.права – декларатив.х-р);

— юридические – основополаг.х-р → 2 уровня реализации КПН

1) К-ция регулирует общ.отношения непосред-но;

2) -//- путем воздействия на текущее зак-во.

(1) непосредственная реализация К-ции:

— согласно ч. 1 ст. 15 К-ции РФ она имеет прям.действие и применяется на всей тер.РФ: п-п прям.действия = все субъекты КП д.непосред-но рук-ся нормами К-ции, а она подлежит реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее НПА (при этом учитывается различие самих КПН – предполагает ли норма К-ции, чтобы ее сод-е б.конкретизировано ФЗ-м): так, ч. 1 ст. 96 К-ции: ГД избирается на 4 года (прямая реализация положения нормы, кас-ся срока), а порядок выборов опред-т согласно К-ции ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:

а) в случаях, когда в К-ции установлены конкрет.полномочия органа или долж.лица, либо однозначно опред-ся право гражданина, прямое действие КПН означает четкое следование правилам, установленным в данных КПН (п. «г» ст. 84: при внесении в ГД законопроекта Президент непосред-но рук-ся К-цией);

б) случаи, предполагающие конкретизацию норм К-ции: ч.1 ст.51 К-ции: никто не обязан свидет-ть против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг кот-х поред-ся ФЗ – УПК;

в) в ряде случаев нормы К-ции, устанав-щие полномочия гос.органов, прямо предполагают необходимость доп.регламентации процедуры реализации этих норм: п. «в» ст. 84 К-ции: Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ (прям.действие данной нормы К-ции обеспеч-ся только при наличии совет.ФКЗ);

г) реализация ряда конституц.прав и свобод граждан также предполагает принятие ФЗ, однако отсутствие последних не м. согласно К-ции явл-ся непреодолимым препятствием для реализации этих прав и защиты их в суде, иных органах вл.; что вытекает из ст. 18 К-ции: права и свободы человека и гражданина явл-ся непосредственно действующими (на практике – препятствия для непосред.реализации прав граждан: в отсутствие ФЗ «Об альтернатив.граждан.службе» (принят в 2002 г.) гражданам чинились препятствия в соущ-и права на замену воен.службы альтернатив.гражданской, что означало невыполнение ч. 3 ст. 59 К-ции).

Обеспеч-е прям.действия К-ции – обяз-ть зак., исп. и суд.органов вл., органов МСУ;

При этом глав.роль – судам, обеспещим верховенство К-ции ее непосред.применение при разрешении конкрет.дел – важ.роль — Постановление Пленума ВС РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 «О некот.? применения судами К-ции РФ при осущ-ии правосудия»: судам при рассм-и дел следует оценивать сод-е НПА, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всехнеобод.случаях применять К-цию РФ в кач.прям.действия:

— когда закрепленные нормой К-ции положения, исходя из ее смысла, не треб-т доп.регламентации и не сод-т указания на воз-ть ее применения при условии принятия ФЗ;

— когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на тер.РФ до вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

— когда суд придет к убеждению, что что ФЗ, принятый после вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

— когда НПА, принятый субъектом РФ по предметам совмест.ведения РФ и ее субъекта, противоречит К-ции РФ, а ФЗ, кот.д.регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

КС как орган конституц.контроля рук-ся непосред-но К-цией РФ, обеспечивая ее прям.дейтсвие путем проверки конституц-ти НПА.

(2) Реализация К-ции путем воздействия на текущее зак-во:

Помимо прям.регулятив.действия КПН, они также реализ-ся опосредованно, через нормы тек.зак-ва – п.в. нормы ФКЗ и ФЗ:

предусмотренные ч. 2 ст. 32 К-ции РФ избират.права граждан получили развитие в ФЗ «Об основ.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (стандарты и гарантии прав при федер., регион.и локальных референдумах);

в целом на нормах К-ции построены все отрасли рос.права – кодексы:УК, УПК, ГК, ГПК, Трудовой, Жилищный, семейный и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9865 — | 7662 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/3_30307_sposobi-i-garantii-realizatsii-konstitutsii.html

Гарантии конституции российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here