Индексация невыплаченной пенсии

Индексация пенсий

Выплата страховой пенсии
работающим пенсионерамСтраховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексировались с 1 января 2020 года на 6,6%, что выше индекса роста цен за 2019 год. Стоимость одного пенсионного коэффициента после повышения составит 93,00 руб., размер фиксированной выплаты – 5 686,25 руб.

Социальные пенсии проиндексируются с 1 апреля 2020 года на 7% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

Стоимость пенсионного коэффициента после индексации

Важно! Минимальный уровень пенсионного обеспечения неработающих россиян всегда будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Если размер пенсии вместе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных . Подробнее (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта . ОК

Подписан закон об индексации пенсий сверх прожиточного минимума пенсионера

Согласно действующим правилам каждая новая индексация увеличивает размер пенсии и пропорционально уменьшает размер социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера.

Поправки в закон о государственной социальной помощи позволят сначала доводить общую сумму доходов пенсионера до прожиточного минимума, а затем проводить индексацию пенсии.

Согласно закону размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении должен определяться как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат.

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат (страховой и накопительной пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты) в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться указанные выплаты без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.

Если с 1 января текущего года изменяется величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, то при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться размеры указанных выше денежных выплат с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.

При этом установлено, что суммы выплат, рассчитанные по новым правилам и причитающиеся пенсионеру с 1 января 2019 года, должны быть выплачены не позднее 1 июля 2019 года.

Кроме того, законом уточнен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и в каждом субъекте РФ (для субъектов РФ определение данной величины будет регламентироваться правилами, утверждаемыми Правительством РФ).

Индексация невыплаченной пенсии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 октября 2011 г. по делу N 33-13537/11 (ключевые темы: досрочная трудовая пенсия — проценты за пользование чужими денежными средствами — выплата пенсий — компенсация морального вреда — индексация)

Кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 октября 2011 г. по делу N 33-13537/11

судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Андреева А.А.,

судей Алябьева Д.Н., Самойловой Н.Г.,

при секретаре Ворониной В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Алябьева Д.Н.

гражданское дело по кассационной жалобе заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в «адрес» ФИОN7 на решение Светлоярского районного суда «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Исковое заявление ФИОN1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суммы индексации, процентов за несвоевременное исполнение решения суда, компенсации морального вреда, судебных расходов — удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» в пользу ФИОN1: проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме «. » копеек, индексацию присужденных сумм невыплаченной пенсии в сумме «. » копейки, расходы по уплате государственной пошлины в сумме «. » рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме «. » рублей, а всего взыскать «. » копеек.

В удовлетворении требований ФИОN1 о взыскании с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес»: процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме «. » копеек, индексации присужденных сумм невыплаченной пенсии в сумме «. » копеек, процентов за несвоевременное исполнение решения суда в сумме «. » копеек, компенсации морального вреда в сумме «. » рублей — отказать.

ФИОN1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суммы индексации, процентов за несвоевременное исполнение решения суда, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование иска указал, что решением Светлоярского районного суда «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, были удовлетворены его исковые требования об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, суд обязал Управление Пенсионного фонда в «адрес» назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем ФИОN8 было возбуждено исполнительное производство, так как добровольно произвести выплату пенсии Управление Пенсионного фонда в «адрес» отказывалось, решение суда не исполнялось на протяжении 10 месяцев, и только ДД.ММ.ГГГГ ему перечислили причитающуюся сумму пенсионных выплат.

Просил суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере «. » копейки, индексацию — «. » копеек, проценты за несвоевременное исполнение решения суда в сумме «. » копеек, «. » компенсации морального вреда, судебные расходы: оплаченную государственную пошлину «. «, услуги представителя «. » рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе заместитель начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в «адрес» ФИОN7 оспаривает постановленное судом решение в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами как незаконное.

В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Однако согласно ч.2 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в «адрес» ФИОN9, поддержавшей доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение в части удовлетворения исковых требований ФИОN1 подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Читайте так же:  Стипендия меры социальной поддержки

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Постановленное судом первой инстанции решение названным требованиям не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Светлоярского районного суда «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИОN1 о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворены, судом возложена обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» произвести назначение ФИОN1 досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 7 декабря 2010 года суда вступило в законную силу 17 февраля 2011 года.

В связи с неисполнением в добровольном порядке Управлением Пенсионного фонда РФ в «адрес» решения суда, взыскателем исполнительный лист был обращен к принудительному исполнению. ДД.ММ.ГГГГ Светлоярским отделом УФССП России по «адрес» было возбуждено исполнительное производство N «. «.

Согласно квитанции к поручению на доставку пенсии N «. » ФИОN1 перечислили причитающуюся сумму пенсии с текущей задолженностью в размере «. » рублей «адрес» копеек только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с просрочкой 78 дней.

Суд первой инстанции, установив вину Управления Пенсионного фонда РФ в «адрес» в умышленном неисполнении решения суда о назначении ФИОN1 досрочной трудовой пенсии, что повлекло причинение убытков истцу и к утрате денежными средствами покупательной способности в результате инфляции, удовлетворил иск частично и присудил истцу ко взысканию с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ и индексацию присужденных денежных сумм по ст. 208 ГПК РФ.

С таким выводом суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может.

Согласно п.1 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Как отмечается в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», имея в виду, что статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Решением Светлоярского районного суда «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» возложена обязанность произвести назначение ФИОN1 досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, а не выплатить какую-либо денежную сумму или погасить денежный долг.

Кроме того, отношения между сторонами по поводу назначения и выплаты пенсии являются по своему характеру не гражданско-правовыми обязательствами, а финансовыми, публично-правовыми отношениями по социальному обеспечению.

Как отмечается в п.3 Определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 г. N99-О пункт 3 статьи 2 ГК Российской Федерации предписывает судам и иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том случае, если это предусмотрено законодательством. Тем самым применение положений статьи 395 ГК Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство — денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям.

В связи с отсутствием как в ГК РФ, так в пенсионном законодательстве норм о возможности применения санкций, установленных ст. 395 ГК РФ, к отношениям по выплате пенсий указанная норма закона не распространяется и на случаи несвоевременного производства их выплат по решению суда.

Следовательно, возложение обязанности по уплате процентов за несвоевременную выплату пенсии на пенсионный орган Судебная коллегия находит незаконным.

Также незаконно применение в рассматриваемом деле положений ст. 208 ГПК РФ и взыскание с пенсионного органа индексации.

В силу ч.1 ст.208 ГПК РФ по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.

Решением Светлоярского районного суда «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ никаких денежных сумм с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» в пользу ФИОN1 не взыскивалось, что делает невозможным произведение индексации по правилам ст. 208 ГПК РФ.

Индексация пенсии производится в ином порядке, а именно на основании Постановлений Правительства РФ.

Следовательно, решение суда в части удовлетворения требований ФИОN1 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, индексации и судебных расходов нельзя признать законным, оно подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.

Вместе с тем, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и процентов за несвоевременное исполнение решения суда.

При таких данных Судебная коллегия полагает решение Светлоярского районного суда «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» в пользу ФИОN1 процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме «. » копеек, индексации присужденных сумм невыплаченной пенсии в сумме «. » копейки, расходов по уплате государственной пошлины в сумме «. » рублей, расходов на оплату услуг представителя в сумме «. » рублей подлежащим отмене в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального и процессуального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, при этом находит возможным вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИОN1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суммы индексации, судебных расходов.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 22 августа 2011 года в части взыскания с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» в пользу ФИОN1 процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме «. » копеек, индексации присужденных сумм невыплаченной пенсии в сумме «. » копейки, расходов по уплате государственной пошлины в сумме «. » рублей, расходов на оплату услуг представителя в сумме «. » рублей отменить.

Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИОN1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в «адрес» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суммы индексации, судебных расходов — отказать.


В остальной части решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 22 августа 2011 года оставить без изменения.

Индексация невыплаченной пенсии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Максимальный размер пенсии по потери кормильца

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Расчет прибылей

Допустим, их зарплата составляет 20 тыс. рублей.

За 2017 год каждый из них заработал по 2,74 балла (20000*12/876000*10), поэтому в августе 2018 их пенсия увеличится на 203,50 руб. (2,74*74,27).

За 2018 год каждый из них заработает по 2,35 балла (20000*12/1021000*10), поэтому в августе 2019 их пенсия увеличится на 174,53 руб. (2,35*74,27).

Напомним, на нашем сайте проводился опрос среди работающих пенсионеров на тему августовской индексации. Как показали результаты опроса, больше трети наших читателей (37%) получают с августа 2017 дополнительно от 100 до 200 рублей.

Максимально возможную прибавку в сумме более 200 рублей получил 31% опрошенных пенсионеров.

20% наших читателей заработали прибавку в сумме менее 100 рублей.

А вот 11% опрошенных ответили, что вообще ничего не получили от ПФР, хотя в предыдущем году они работали.

Отметим, что в данном опросе приняло участие около 5 тыс. человек из числа работающих пенсионеров.

Индексация пенсий в 2019 году

Потери

Во-вторых, работающим пенсионерам не положена федеральная социальная доплата к пенсии. Это значит, что работающему пенсионеру с маленькой пенсией, государство не гарантируют «минималку». Конечно, он получает зарплату, а значит теоретически не находится за чертой бедности.

В-третьих, ежегодный перерасчет пенсии работающим пенсионерам, который производится с учетом взносов, уплаченных работодателем в предыдущем году, свершается в августе. Соответственно, с января по июль пенсионер получает пенсию в прежнем размере.

В-четвертых, вышеназванная августовская индексация для работающих пенсионеров ограничена 3 баллами. Если пенсионер за год заработал 7 баллов, ему гарантируется прибавка только за 3 балла. Остальные 4 уходят в небытие.

С 2018 года порядок индексации изменился и теперь увеличенная пенсия будет выплачиваться, начиная с месяца, следующего за месяцем увольнения.

Расчет убытков

Петров, Иванов, Галкин и Сорокин вышли на пенсию в 2016 году.

На момент выхода на пенсию Петров и Иванов заработали по 100 баллов, а Галкин и Сорокин — по 40.

Соответственно, пенсия Иванова и Петрова составила 4558,93+100*74,27=11985,93. Иванов продолжил работать, а Петров вышел на заслуженный отдых.

Пенсия Галкина и Сорокина составила 4558,93+40*74,27=7529,73. Это ниже прожиточного минимума пенсионера в Московской области, который в 2016 году был 8950 руб. При этом Галкин продолжил работать, поэтому его пенсия осталась в размере 7529,73. Сорокину выплачивают ФСД и его пенсия — 8950 руб.

Соответственно, ежемесячные потери Галкина в 2016 году составили 1420,27.

В 2017 пенсии неработающих Петрова и Сорокина проиндексировали.

Петрову назначили 4805,11+100*78,58=12663,11

Видео (кликните для воспроизведения).

Сорокину назначили 4805,11+40*78,58=7948,31. Это опять меньше «минималки» и ему доплачивают до 9161.

Соответственно, ежемесячная потеря Иванова в 2017 году составила 677,18 руб., а ежемесячная потеря Галкина — 1631,27 руб.

В 2018 пенсии неработающих Петрова и Сорокина проиндексировали.

Сорокину назначили 4982,90+40*81,49=8242,50. Это опять меньше «минималки» и ему доплачивают до 9527.

Иванову и Галкину пенсия не индексировалась.

Соответственно, ежемесячная потеря Иванова в 2018 году составит 1145,97 руб., а ежемесячная потеря Галкина — 1997,27 руб.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2002 г. N 11-Г02-19 Суд направил дело в части отказа в иске об индексации несвоевременно выплаченных пенсионных сумм на новое рассмотрение, поскольку в результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные истцу денежные суммы утратили свою покупательную способность

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2002 г. N 11-Г02-19

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 16 августа 2002 г. дело по иску К.С.И. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании невыплаченной части пенсии, неустойки за не своевременную выплату пенсии, компенсации морального вреда, возмещения убытков путем применения индекса потребительских цен по кассационной жалобе К.С.И. на решение Верховного суда Республики Татарстан от 6 июня 2002 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

К.С.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании невыплаченной части пенсии, неустойки за несвоевременную выплату пенсии, компенсации морального вреда, возмещения убытков путем применения индекса потребительских цен.

В обоснование иска указано на то, что он является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации, уволен в запас с 17 марта 1992 года с должности секретаря партийной комиссии при политическом отделе Казанского высшего командно-инженерного училища Ракетных войск имени Маршала артиллерии Ч.М.Н. С 18 марта 1992 года ему назначена пенсия. Однако при назначении пенсии Военным комиссариатом Республики Татарстан допущена ошибка в определении должностного оклада. Неправильное определение его должностного оклада привело к нарушению его прав и охраняемых законом интересов. В результате чего он с марта 1992 года недополучал положенную ему пенсию. В связи с этим истец просил суд взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан неполученную часть пенсии с учетом индекса потребительских цен в Республике Татарстан, пени за каждый день просрочки, всего в размере 1 041 615 руб. 38 коп., компенсировать моральный вред в сумме 50 000 руб., поскольку в результате виновных действий ответчика понес нравственные страдания. Разницу неполученной пенсии взыскать за период с 1 апреля 1992 г. по 31 мая 2001 года, так как с 2001 по 2002 год ему сделали перерасчет пенсии.

Представитель Военного Комиссариата Республики Татарстан иск К.С.И. не признал и пояснил, что действительно при назначении ему пенсии его должностной оклад определен неправильно. Однако в этом вины Военного Комиссариата Республики Татарстан не имеется. Должностной оклад истца определен исходя из его расчетной книжки. Поскольку, должностной оклад истца при назначении пенсии был определен неправильно, за прошедший год пенсия истца пересчитана и ему выплачена неполученная им часть пенсии.

Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве ответчика Казанского филиала Военного артиллерийского университета иск К.С.И. не признал и пояснил, что артиллерийский университет назначением пенсии не занимается, а потому к данному спору названный университет отношения не имеет.

Решением Верховного суда Республики Татарстан от 6 июня 2002 г. иск К.С.И. удовлетворен частично. Взыскана с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу К.С.И. своевременно неполученнуая часть пенсии в размере 15 874 руб. 76 коп. В остальной части в удовлетворении его требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной К.С.И., поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что ему не возмещен имущественный ущерб, включая убытки с учетом индекса потребительских цен и моральный вред, полагает, что судом первой инстанции в этой части неправильно применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей частичному удовлетворению.

Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции от 6 декабря 2000 года ), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Читайте так же:  Сколько выплачивают пенсию по потере кормильца

Согласно части 2 статьи 58 указанного Закона, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким — либо сроком.

Как видно из материалов дела, истец из Вооруженных Сил СНГ уволен в запас по сокращению штатов с 17 марта 1992 года. С указанного времени ему назначена пенсия. При этом должностной оклад при назначении ему пенсии Военным Комиссариатом Республики Татарстан определен в размере 2 210 рублей, исходя из записи в разделе N 14 его расчетной книжки. На момент обращения истца в суд размер пенсии составлял 1 561 руб.

В судебном заседании истец согласился с порядком расчета размера неполученной пенсии и ее размером в сумме 145 руб. 64 коп. Эта сумма подтверждена приведенным в решении расчетом суда. Должностной оклад истца с учетом индексации на данный момент составляет 929 рублей, оклад по воинскому званию 660 рублей, процентная надбавка за выслугу лет 556 руб. 15 коп., месячная стоимость продовольственного пайка 603 руб. 33 коп. Итого 2753 руб. 48 коп. Размер пенсии истца составляет 62% от 2 553 руб. 48 коп., то есть 1707 руб. 16 коп. До пересмотра должностного оклада истца сумма его пенсии в месяц составляла 1561 руб. 52 коп. Таким образом, судом правильно определена разница между новыми и прежними размерами пенсии, составляющая 145 руб. 64 коп (1707 руб. 16 коп. — 1561 руб. 52 коп. = 145 руб. 64 коп.). За период с 1 июня 2001 года по 31 мая 2002 года истцу выплачена разница в пенсии в размере 1 747 руб. 68 коп. Следовательно разница между новым и прежним размером пенсии подлежит взысканию за период с 1 апреля 1992 года по 31 мая 2001 года (109 месяцев) составит (145 руб. 64 коп. х 109) 15 874 руб. 76 коп.

Судебная коллегия полагает, что решение суда в вышеприведенной части является законным и обоснованным, выводы суда мотивированы и оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.

Истец в кассационной жалобе соглашается с расчетом суда как с базовым, утверждая, однако, что суду следовало индексировать сумму недоплаты пенсии с учетом индекса потребительских цен и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

Что касается отказа в иске о компенсации морального вреда, то решение суда в этой части также является правильным, поскольку неправильным назначением истцу пенсии были нарушены его имущественные права, а компенсация морального вреда по смыслу ст. 151 ГК РФ взыскивается при нарушении личных неимущественных прав.

Судом правильно отказано истцу в иске о взыскании неустойки. Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Поскольку законом не установлена неустойка за неполную выплату пенсии, оснований для ее взыскания в пользу истца не имеется.

Кроме этого в исковом заявлении истцом поставлен вопрос о взыскании убытков, связанных с недоплатой пенсии, путем применения индекса потребительских цен. В этой связи к материалам дела приобщен сводный индекс потребительских цен за период недоплаты пенсии истцу (л.д. 101-103).

Свой отказ в иске в этой части суд мотивировал тем, что неполученная часть пенсии истцу взыскивается с учетом индексации, начиная с 1992 года.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку суд не проиндексировал взысканную сумму по индексу потребительских цен. В результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные К.С.И. денежные суммы утратили свою покупательную способность. Это безусловно причинило ему убытки, которые в соответствии со ст.ст. 15 , 1064 и 1082 ГК РФ должны быть ему полностью возмещены. Определяя их размер с учетом требований истца суд вправе руководствоваться сводным индексом потребительских цен, рассчитываемым местными органами государственной статистики, как экономическим показателем, объективно отражающим уровень инфляции в регионе. Это правило распространяется и на обязанность возмещения причиненных убытков в результате несвоевременной выплаты пенсии.

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (далее Закон) индексация есть установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).

Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги. Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в РФ по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Наблюдение за изменением потребительских цен осуществляет специальная государственная служба, действующая в составе республиканских и местных статистических органов ( ст. 3 Закона).

Таким образом, суд неправильно истолковал материальный закон и пришел к необоснованному выводу об отказе в индексации недополученной пенсии по правилам Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», что на основании п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР влечет отмену судебного решения в названной части.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 , 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 6 июня 2002 года в части отказа в иске об индексации несвоевременно выплаченных пенсионных сумм отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу К.С.И. — без удовлетворения.

Индексация невыплаченной пенсии

какую индексацию имеют ввиду пенсионеры? для них положена индексация как работающим, она выплачивается в августе, заявление не требуется

если они имеют ввиду индексацию после их увольнения, то заявление также не требуется, ПФР увидит инфу об их увольнении из отчетов работодателя и самостоятельно проиндексирует пенсию через 3 месяца после увольнения

особо не слыхала, но такое чувство, что это какой-то интернетный писака такие идеи подкидывает

что значит «восстановят индексацию»?

индексируют только те пенсии , которые выплачиваются, если они не выплачиваются, то и индексировать нечего

а так и понимать: пенсия не будет выплачена за этот период никогда, выгоды никакой, один убыток

Информация о порядке индексации пенсий

Согласно положениям статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (предусмотрена частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) и корректировка размера страховой пенсии (предусмотрена частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) не выплачивается пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации.

Читайте так же:  Областной закон о региональном материнском капитале

При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, принятие органом ПФР решения о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии или продолжения выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в прежнем размере осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. без непосредственного участия самого пенсионера.

В отношении пенсионеров осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, принятие органом ПФР соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, который выдается компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Согласно пункту 14.1 Положения о порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 (в редакции Постановления № 504)[3], граждане в подтверждение факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, предусмотренный частью 11 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом официальные иностранные документы должны быть легализованы в установленном порядке (удостоверены апостилем) и переведены на русский язык, включая печати и штампы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Верность перевода свидетельствуется нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации. В случае, когда перевод выполнен на отдельном от документа листе, он должен быть прошит с оригиналом документа нитью. Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса и печатью. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. При этом если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то удостоверительная запись должна быть составлена на русском языке либо переведена на русский язык. К данному удостоверению также применяются требования о легализации (апостилировании).

При непредставлении или несвоевременном представлении гражданином документа о факте осуществления работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, излишне выплаченные ему суммы пенсии[4], возмещаются им с учетом положения части 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, то есть за весь период, в течение которого выплата указанных сумм производилась ему неправомерно, в порядке, установленном статьей 29 Закона № 400-ФЗ.

В случае прекращения гражданином работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации и представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего данный факт, выплата суммы пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с Законом № 400-ФЗ, производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм пенсии с учетом индексации (корректировки)

При этом доплата сумм индексации (корректировки) за прошедшее время (в случае представления гражданином названного документа позднее месяца прекращения работы),производится за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, но не более, чем за три года.

Документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства также может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В этом случае соответствующая информация отражается в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по форме согласно приложению № 4 Положения № 1386[5].

Кроме того, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) содержит положение о согласии гражданина на изменение его персональных данных.

То есть, если, например, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) составлен консульским учреждением Российской Федерации на основании вновь выданного паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о котором отсутствуют в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение данного гражданина, на основании указанного в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) волеизъявления соответствующие паспортные данные будут внесены в лицевой счет пенсионера без необходимости истребования от него заверенной копии нового паспорта.

[1] Далее – Закон № 400-ФЗ.

[2] Далее – Закон № 167-ФЗ.

[3] Далее – Положение № 1386.

[4] В том числе в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2 и 5 — 8 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, исчисленные в соответствии с Законом № 400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона.

[5] Далее — акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

Обращаем внимание, что в период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 — 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году — 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году — 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году — 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году — 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году — 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля.

Сколько денег теряют работающие пенсионеры из-за системы индексации пенсий

С 2016 года пенсии работающих пенсионеров не индексируются.

Глава Минфина, например, считает, что это никоим образом не ухудшает их положения, ведь есть зарплата, которая, в отличие от их пенсии, растет.

Давайте подсчитаем, какие потери несет работающий пенсионер из-за отмены индексации.

Размер индексации в 2019 году

Сейчас известно, что с 1 января 2019 года планируется увеличения ежемесячных начислений тем людям, которые получают пенсию из Пенсионного Фонда. Индексация на 7% возможна после внедрения пенсионной реформы.

На 2019 год было запланировано шесть этапов индексации пенсии. Первые два произошли в январе. Были пересчитаны пенсии военным пенсионерам и гражданам, которым уже исполнилось 65 лет. При этом одним из условий стало наличие стажа работы не мене 35 лет. 1 января произошел перерасчет социальных выплат для неработающих пенсионеров. Повышение во многом было связано с перерасчетом минимального размера оплаты труда в каждом регионе РФ. Увеличились как сумма фиксированных выплат, так и денежное выражение пенсионных баллов. Индексация составила 7,05%, что превышает официальный показатель инфляции за текущий год почти на 3%. Фиксированная часть составила чуть более 5334 руб., а стоимость одного балла ИПК – чуть более 87 руб.

Для справки. В марте 2019 года ГД РФ приняла закон, по которому подсчет общего размера пенсий не будет включать сумму индексации.

В среднем пенсия повысилась чуть более чем на тысячу рублей. Планируется, что такая индексация будет проводиться до 2024 года включительно (ожидается, что к этому времени средний размер соцвыплат превысит 29 тысяч руб./мес.).

Читайте так же:  На сколько процентов подняли пенсию работающим пенсионерам

По данным ПФР, средняя сумма пенсий по стране составляет сегодня чуть более 15,4 тыс. рублей. Но не стоит забывать о том, что территориально этот показатель может существенно отличаться. Так, в Москве средний показатель в 2019 году составил 17 тысяч рублей, а в Псковской области – чуть менее 11 тысяч. При этом прожиточный минимум в этих субъектах составляет 16 260 руб. и 10623 рубля соответственно.

Важно! Индексация пенсий работающим пенсионерам прекратилась в 2016 году и ее возобновление на сегодняшний день не предусмотрено. Правительство решило, что права граждан, которые достигли пенсионного возраста и продолжают платить взносы в ПФР или НПФ, никак не нарушены, а значит, и не нуждаются в защите. Министр финансов прямо высказался о том, что т. к. в стране растут зарплаты, тем, кто продолжает трудовую деятельность, достаточно тех выплат, которые они получают на сегодняшний день.

Когда ожидать очередного повышения

Индексация пенсий происходит для неработающих граждан в соответствии с частью 8 ст. 10 ФЗ № 350 и тем планом, который был утвержден Правительством в 2018 году.

В связи с тем, что повышение пенсии не касается работающих граждан, говорить об индексации по состоянию ни в 2019, ни в 2020 годах не приходится.

Для тех пенсионеров, которые прекратили свою трудовую деятельность и имеют теперь единственный источник доходов – социальную выплату, в этом плане все принципиально меняется. Уже с 1 января 2020 года величина базовой части страховой пенсии (по сути – фиксированной выплаты) увеличится до 6,6%. Один балл ИПК будет равен 93 рубля. Эта надбавка касается и тех, кто продолжит платить взносы в ПФР.

Каждый год трудового стажа добавляет гражданину не более 3 баллов ИПК. В 2019 году один «пенсионный балл» равен 87,24 руб. 1 августа каждого года страховая часть пенсии индексируется работающим гражданам с учетом выплаченных взносов. При этом баллы можно повысить, если уплатить недостающую сумму напрямую в Пенсионный фонд России. В среднем сумма такой добровольно прибавки составляет 15-26 тыс. руб. в год. Впоследствии это повысит уровень социальных выплат, когда пенсионер перестанет заниматься трудовой деятельностью.

Последние новости по индексации пенсий

В 2019 году изменился принцип индексации пенсий. Новый порядок, собственно говоря, был заложен в сам ФЗ № 350 от 03.10.2018. Положение о перерасчете пенсий содержалось в поправке к нему. Но если ранее ежегодная прибавка производилась 1 февраля каждого года и учитывала показатель прошлогодней инфляции, то теперь были изменены как срок индексации, так и ее размер.

К сведению. 20.02.2019 Президент России В. Путин дал поручение Кабинету министров пересмотреть график индексации пенсий. Идея изменений состояла в том, чтобы размер социальных выплат был не ниже показателя прожиточного минимума (ПМ) в каждом субъекте Федерации, при этом индексация будет происходить не раз в год, а гораздо чаще. Кроме того, Президент поручил пересчитать выплаты тем гражданам, которые получают минимальные пенсии, и компенсировать недоплату за расчетный период.

В 2019 году первая индексация произошла уже 1 января, и размер выплат увеличился на 7,05%. Но если раньше индексировался пенсионный коэффициент и последующие выплаты были фиксированными вплоть до нового повышения, то теперь дополнительный перерасчет происходит всякий раз, когда для этого в ПФР есть соответствующие средства. Таким образом, инфляция будет купироваться для пенсионеров еще до того, как пенсионеры ощутят ее эффект.

Тем не менее, на сегодняшний день такой ситуации еще не было, и пенсионерам остается только надеяться на потенциальную индексацию за счет доходов самого ПФР. По итогу 2019 года такая норма остается, но на сегодняшний день такого повышения за счет средств государственного фонда еще не происходило.

Не раз в 2019 году в СМИ озвучивалась информация о том, что планируется прибавка по тысяче рублей в месяц. Чтобы отбросить все ложные интерпретации этого нововведения, сообщаем, что это повышение касается только страховой (которая ранее называлась трудовой) части пенсии. При этом взносы должны были уплачиваться в ПФР непрерывно и на протяжении 35 лет и более. И что наиболее важно, касается это нововведение только следующих категорий граждан:

  • неработающих пенсионеров (чей трудовой стаж не увеличивается, а значит, и отчисления в Пенсионный фонд России от гражданина не поступают);
  • нетрудоспособным членам семей (в т. ч. инвалидам), по потере кормильца;
  • членам семей военнослужащих, сотрудников МВД и МЧС, погибших при исполнении долга.

Фактически, по данным Минтруда, это нововведение должно привести к тому, что пенсия граждан этих категорий будет расти в год на 12 тыс. рублей. То, насколько реально увеличится размер пособий, можно будет оценить по окончании 2019 года.

К сведению. Прибавка в тысячу рублей – результат единоразового повышения, достаточного для перекрытия уровня инфляции практически в два раза. Индексация по старым правилам предусматривала простое опережение роста цен. Таким образом, если бы повышение происходило так же, как в 2018 году, пенсия повысилась бы в среднем на 620 рублей в стране. Оставшаяся разница – результат решения Правительства по 2019 году. В процентном соотношении эта надбавка составила 2,75%.

С 1 октября индексация социальных выплат военным пенсионерам составила 6,3%. Этот показатель на 2 процента больше планировавшегося ранее повышения. Эти показатели заложены в федеральный бюджет вплоть до наступления 2021 года.

Для бывших сотрудников МВД (в том числе и СОБР, ОМОН, ФСИН, СК и др. подразделений) индексация на 1 октября 23019 года еще выше и составляет 7,75%. Это увеличение основано на индексации оплаты труда действующих работников правоохранительных органов (4,3%) и соответствует норме, заложенной в бюджет.

Бывшие сотрудники МЧС будут получать на 4,3% больше, что соответствует показателю инфляции. Таким образом, бывшие работники спасательных служб не ощутят особых улучшений своего финансового положения, но одновременно с этим не потеряют в реальных доходах.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, можно сделать следующие выводы. Наибольшее повышение следует ожидать сотрудникам силовых ведомств, военнослужащим в отставке и бывшим сотрудникам полиции. Тем, кто продолжает трудовую деятельность, можно рассчитывать только на индексацию пенсии после ухода с официальной работы. Индексация происходит в соответствии с уровнем прожиточного минимума в каждом регионе России, что соответствует уровню инфляции и реальных доходов граждан. Свежие новости о дальнейших изменениях пенсионного законодательства советуем получать из статей на нашем портале или средств массовой информации.

Источники

Индексация невыплаченной пенсии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here