История развития права социального обеспечения в россии

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Вопрос о потребности в социальном обеспечении, его возникновении, становлении и развитии уходит своими корнями в глубь веков, возник одновременно с появлением человеческого общества. Предпосылки социального обеспечения заключаются в поддержке народа, который оказывается в экстремальных ситуациях (стихийных бедствиях, смерть близких) и преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личностных кризисов и конфликтов.

История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки.

В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

Социальное обеспечение в простейших формах благотворительности было известно уже древним славянам. Однако систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси.

Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России.

Начиная с князя Владимира Святого, когда он повелел, по свидетельству Начальной летописи, «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Наряду с этим грузились телеги хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом и все это развозилось по городу и раздавалось больным и нищим, тем, кто не в состоянии ходить.

Так же, князь Владимир создает для детей разных сословий училища, богадельни, учреждает народные празднества, заботясь при этом прежде всего о «прокормлении» убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им всякую милостыню. Имеются некоторые сведения, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы. Эта деятельность постепенно становилась постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

Автор Русской Правды князь Ярослав стал создателем первого славянского закона, в который входила программа, напоминающая социальную. И это стало началом всех последующих законов, что начало развивать социальную политику.

По мере укрепления государства и развития общественных отношений продолжались покровительство убогих, престарелых, сирот и других страдающих.

Благотворительность, всемерно поддерживаемая русском православной церковью и общественным мнением, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих. Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного и монастырского призрения.

В царствование Ивана IV Грозного и Бориса Годунова идея развитой государственной системы общественного признания получила общественную реализацию: построить для престарелых и прокаженных богадельни, обеспечить их питанием и одеждой. Все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным.

При правлении Петра I происходили изменения и улучшение программы в социальной сфере. В России появились новые категории населения, которым требовалась государственная помощь. К таким лицам относились незаконнорождённые или «зазорные младенцы»; не способные к службе из престарелых, раненых, увечных офицеров, урядников и солдат; душевнобольные и безумные от рождения и др.

По Указу Петра I от 3 мая 1720 г. все офицеры и нижние чины, по удостоверению Военной коллегии оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри и богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через 4 года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 г. из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри).

При Петре I введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами – так называемое «открытое призрение».

Итак, Петру Великому удалось затронуть и решить важнейшие вопросы. Император принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, создает органы призрения и выделяет необходимые для развития дела средства. Таким образом, предпринятые им меры представляли собой уже последовательную целостную систему.

Однако и тогда, и особенно в постпетровскую эпоху достаточно действенной государственной системы социального обеспечения создано не было.

Благотворительность являлась проявлением известного религиозного или морального настроения. Больше того, государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования призрения, но не обязывало различать нищенствующих, выделять на них деньги и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения.

Разрешение этих вопросов, прежде всего правовое, происходит, однако, уже в следующем историческом периоде, когда идея общественного призрения как дела государственного получает крайнее развитие и подавляет частную благотворительность.

Во второй половине XVIII в. в России складываются условия для реорганизации всей социальной сферы. Екатерина II, стремилась превратить империю в великую и передовую страну, в том числе и в культурном развитии. В 60–70-е гг. XVIII в. Екатерина создаёт специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт); Шляхетский кадетский корпус; Воспитательное коммерческое училище для купецких детей; родовспомогательное училище; педагогическое и художественное училища и др. Все они были благотворительными и существовали на средства государства (для благородных сословий) и, главным образом, благотворителей, среди которых не последнюю роль играли сама Екатерина и ее окружение.

При участии Екатерины II в 1765 г. в России была создана первая общественная организация – Вольное экономическое общество, проводившее большую благотворительную работу.

С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в рамках ремесленной корпорации.

В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861 г. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи погибших рабочих.

В начале ХХ столетия в связи с быстрыми темпами развития промышленного производства на основе машинной техники, ростом числа рабочих, занятых трудом по найму, особенно актуальным стал «рабочий вопрос», впервые признанный на государственном уровне в конце ХIХ в. Частью «рабочего вопроса» явилась проблема социального обеспечения получивших увечья на производстве. Более двадцати лет потребовалось для окончательного завершения работы над проектом закона по страхованию рабочих. Это стал закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной, горнозаводской промышленности»

Читайте так же:  Первая группа инвалидности по зрению

К 1929 году советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся от потери трудоспособности всех видов и — впервые в мире — от безработицы, за счёт нанимателей и государства, при помощи профсоюзов, а также обеспечила бесплатную медицину и образование. Социальное обеспечение на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.

Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340 – 1, устанавливал единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивал стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Закон действовал до 2002 года.

К одному из первых актов социального обеспечения относится Декрет Совета Народных Комиссаров № 906. Положение о Социальном Обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., в котором содержались нормы, регулирующие все виды социального обеспечения, такие, как врачебная помощь; денежные пособия и пенсии: пособия по утрате временной нетрудоспособности, пенсии при постоянной утрате трудоспособности и др.

С принятием в 1936 году Конституции СССР материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности было закреплено в числе важнейших прав граждан. Это конституционное положение являлось базой для последующего развития законодательства в области социального обеспечения.

Среди видов материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных основное место занимало пенсионное обеспечение. Важным моментом в системе социального обеспечения стал новый закон «О государственных пенсиях» 1956 года, по которому расширялся круг лиц – получателей пенсий, устанавливался новый пенсионный возраст, увеличивался размер пенсий. Новый закон расширял права трудящихся на получение пенсий. Так, многие перешли на пенсии при неполном трудовом стаже (до нового закона таких пенсий не было), значительно возросло число пенсионеров за счет бывших колхозников в связи с созданием совхозов. В целом, контингент пенсионеров резко увеличился. В соответствии с Законом о государственных пенсиях было утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (4 августа 1956г.). Согласно ему, пенсии назначались комиссиями по назначению пенсий, создаваемыми исполкомами районных (городских) [9]

В целях охраны здоровья населения, предотвращения инфекционных и профессиональных заболеваний работники предприятий, организаций и учреждений проходили обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Кроме того, всем нуждавшимся лицам оказывалась специализированная медицинская помощь в поликлиниках, больницах, диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях, а также скорая медицинская помощь и медицинская помощь на дому.

Принятая в 1977 году Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в новой Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления данного права.

С 1987 года в стране и области организовывается система социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Время потребовало не столько социального обеспечения, сколько социальной защиты населения.

На момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан. Основными формами материального обеспечения и обслуживания в системе социального обеспечения выступают пенсионное обеспечение, врачебно-трудовая экспертиза, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, протезирование и протезостроение, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, государственные пособия многодетным и одиноким матерям.

Законы РСФСР «О занятости населения в РСФСР», «О государственных пенсиях в РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О ритуальном пособии» и другие были направлены на решение тех социальных проблем, которые чётко обозначились уже в советский период, но не были решены государством. Однако вскоре указанные законы были кардинально изменены либо отменены в связи с принятием новых, существенно понижающих уровень гарантий и объём прав, законодательно закреплённых государством в ранее принятых законом и даже в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и объявившей Россию социальным государством. [10]

На основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Состояние развития системы социальной защиты населения России на основе исследования системы выплат получателям социальной помощи. В работе рассмотрены теоретические аспекты специфики системы социальных выплат населению в России, проанализированы социальные стандартные уровни социальных благ, а также их различия по регионам. Проводятся анализы проблем и тенденции развития системы социальных выплат населению, а также рассматриваются основные пути решения данных проблем.

Причинами для нового этапа реформирования пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформирования (с 2002 г.), связанные с финансированием пенсий. Беспокойство было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительного компонента пенсионного обеспечения. Кроме того, сказались и отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан. [11]

Таким образом, новый закон стал закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

http://cyberpedia.su/5x336d.html

Тема 1. История развития социального обеспечения в рф.

В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали: содержание как привилегия, предоставляемая государствен­ным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне; благотворительность; опека и попечительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; государственное призрение для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие.

Исторически первым социальным явлением, попавшим в сферу государственного вмешательства в России, была бедность. На основании Указа Петра I 1712 г. во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к «казенным работам» и т.п.) За «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей.

Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).

Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.

Читайте так же:  Калькулятор расчета индексации пенсии

В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали еди­новременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.

Кроме того, земства вели профилактическую работу по предупреждению бедности. В этих целях они открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией общественных работ. Призрением бедных в городах занимались общественные управы. Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заведениях (богадельнях, детских приютах и т.п.).

К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения.

В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.

Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции их семьи.

После Великой Отечественной войны проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения. Были повышены пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим медицинским работникам, в 1949 г. принято Положение о пенсиях работникам науки. Восстановление народного хозяйства позволило провести реформу социального обеспечения. Основными нормативными актами, закрепившими новые условия предоставления пенсий и пособий, стали: Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»; Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г.; постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14 января 1960 г № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»; постановление СМ СССР от 25 октября 1963 г. № 1108 «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»; закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.

В соответствии с Законом от 15 июля 1964 г. впервые в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения колхозников, которая финансировалась за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии по старости и по инвалидности, а их семьям — пенсии по случаю потери кормильца.

В 1969 г. был образован централизованный фонд социального страхования колхозников. За счет средств фонда члены колхозов стали получать пособия по временной нетрудоспособности, путевки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования. К концу 60-х годов в стране завершилось формирование следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц;

Видео (кликните для воспроизведения).

социальное страхование колхозников;

социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (художественного, литературного, музыкального фондов и фонда Союза кинематографистов).

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» были увеличены размеры пенсий, расширен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введен новый вид пособий — инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, достигшим 16-летнего возраста.

В 1969 г, приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, а в 1970 г. Основы законодательства Союза Союзных республик о труде 1970 г., кодексы законов о труде союз­ных республик, в которых содержались главы о социальном страховании, в августе 1972 г. СМ СССР утвердил новое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий с учетом опыта реализации Закона 1956г.

Развитие законодательства о социальном обеспечении шло постепенно в зависимости от провозглашаемых политических целей и экономических возможностей страны по пути образования единой системы норм о пенсионном обеспечении, сближения условии назначения и выплаты пенсий для различных групп населения, периодического повышения размеров пенсий, упорядочения исчисления непрерывного трудового стажа, совершенствования правил определения среднего заработка для назначения пенсий и пособий, улучшения законодательства о медицинском обслуживании и лечении, о государственной помощи семье в содержании и воспитании детей.

Конституция СССР 1977 г. определила, что в стране созданы государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые являются самостоятельными и решают тесно связанные между собой задачи. В Конституции говорилось о социальном обеспечении в различных формах, о равенстве прав мужчин и женщин (ст. 35), о праве граждан СССР на охрану здоровья (ст. 42), на материальное обеспечение (ст. 43), о заботе государства о семье (ст. 53).

http://studfile.net/preview/3933355/

История развития социального обеспечения. Часть 1

Человеческая жизнь постоянно усложняется. Непрерывно растет уровень производительных сил, при этом требуется все большее разделение труда. Мировой прибавочный продукт достиг такой величины, что теоретически можно было обеспечить безбедное существование всему населению Земли более чем полвека назад. Но до сих пор такие проблемы как бедность и социальное расслоение остро дают о себе знать и являются объектом политических и экономических дискуссий. И как быть людям, которые по каким-либо причинам оказались вне привычной сферы функционирования общества: получили травму и больше не могут заниматься трудовой деятельностью, утратили трудоспособность по старости?

Все эти проблемы и вопросы находят свое отражение в одной из самых молодых отраслей права – праве социального обеспечения. От их правильного и эффективного решения зависит мирное и благотворное существования человечества, ибо именно из-за дележа ресурсов возникают войны, уносящие тысячи и миллионы жизней.

Читайте так же:  На пенсии мвд получил группу инвалидности

Чтобы найти правильные ответы нужно исследовать явление в процессе его становления, ознакомиться с историей, и только после этого оценивать существующее положение, ведь могло статься так, что верный курс потерян. Капитализм больше не решает проблем и только углубляет антагонизмы.

§1. Древность и Российская Империя

Сегодня в сознании обывателя социальное обеспечение представляет собой деятельность государственных органов по предоставлению нуждающимся гражданам различных видов пенсий и пособий, по оказанию всевозможных социальных услуг и льгот инвалидам и престарелым, различных иных видов социальной помощи. Такое понимание сформировалось только в прошлом веке, и до того действительность была гораздо тягостней.

«В первобытном обществе прообразом социального обеспечения было общинное содержание, которое имело целью поддержание жизнедеятельности стариков, больных, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей и детей. Средства для существования этих категорий людей выделялись из общего количества продуктов питания, добытых трудоспособными членами родовой общины» . Если этих продуктов не хватало, то члены рода, неспособные позаботиться о себе сами, были обречены на смерть. Поэтому помощь престарелым и нетрудоспособным носила только характер обычая.
Рабовладельческое общество, основанное на полном праве частной собственности рабовладельцев на рабов, тоже не имело каких-либо массовых устойчивых форм обеспечения нетрудоспособных и престарелых. Только для свободного населения, численно составлявшего ничтожную часть общества, с появлением особой профессиональной деятельности возникли такие материальные поощрения за выслугу, как предоставление земельных наделов или пенсий при уходе в отставку. «В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей)» .

В России первым правовым актом, относившимся к вопросам социального обеспечения«явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») — «две гривны в год»» . «В XVII в. были учреждены Аптекарский приказ и Приказ строительства богаделен, в 1682 г. в Москве были открыты два госпиталя для нищих» .

В Российской Империи XIX века«система общественного «призрения» и частной благотворительности финансировалась главным образом за счёт пожертвований. «Призрение» нетрудоспособных и престарелых возлагалось на земские учреждения и городские общественные управления. Государственное обеспечение распространялось только на военнослужащих и чиновников» . Крестьянство же заботиться о себе должно было само. Например, для служащих таможенных учреждений устанавливалось даже право наследования пенсий. «Неполученные умершими пенсионные платежи выдавались наследникам на общих основаниях, оговоренных правилами Общего пенсионного устава и иными актами» .

С развитием мануфактур и фабрик, с появлением машинной индустрии увеличилась динамика жизни. Семейное хозяйство перестает быть основой материального обеспечения длявсе большего количества населения. Процесс пролетаризации отделяет рабочее место от дома. Источником средств к существованию становится продажа своего труда, наем к хозяевам средств производства. «В 30-х гг. 19 века в Москве был открыт первый «работный дом», в который в принудительном порядке помещались нищие, обязанные работать там без всякой оплаты, за одно пропитание. Позднее были открыты «дома трудолюбия», в которые помещались не имевшие средств к существованию нищие и старики.

Общественное призрение, проводившееся в порядке благотворительности, сосредоточивалось в «Ведомстве императрицы Марии», «Человеколюбивом обществе», «Александровском комитете о раненых» и других учреждениях, средства которых складывались из даяний жертвователей. Эти общества содержали приюты для стариков и сирот и выдавали мелкие пособия престарелым чиновникам и их сиротам. Нуждающихся из среды пролетарских слоёв населения эти общества своей деятельностью не охватывали. В сельских местностях призрение престарелых, увечных и круглых сирот возлагалось на сельские общества в порядке мирской повинности и т. к. государством оно не контролировалось, то фактически не существовало» .

Сегодня многие идеологи характеризуют царскую Россию как процветающее патерналистское государство, в котором добрые помещики с любовью заботились о своих дорогих крестьянах, рисуя умилительные картины буколической идиллии. Но при первом тщательном знакомстве с реалиями той эпохи делается совершенно иной вывод.
«До Великой Октябрьской социалистической революции слепые и глухие жили практически вне общества. Российская империя, переполненная нищими слепыми и глухонемыми, не только предоставляла им возможности получить работу и образование, но и не выделяла и гроша на их материальное обеспечение» .

Великий писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой в 1891 году написал статью, в которой он описал увиденное им во время объезда нескольких губерний.Корректуру этой статьи задержали и отправили в Петербург в Главное управление по делам печати и наложили на нее строжайший запрет. Только в начале 1892 года ее удалось опубликовать в Лондоне. Даже на английском языке она дошла до России, что навлекло на графа Толстого большие неприятности.«За последние два месяца нет книги, журнала, номера газеты, в которой бы не было статей о голоде, описывающих положение голодающих, взывающих к общественной или государственной помощи и упрекающих правительство и общество в равнодушии, медлительности и апатии.

Судя по тому, что известно по газетам и что я знаю непосредственно о деятельности администрации и земства Тульской губернии, упреки эти несправедливы. Не только нет медлительности и апатии, но скорее можно сказать, что деятельность администрации, земства и общества доведена теперь до той последней степени напряжения, при которой оно может ослабеть, но едва ли может еще усилиться. Повсюду идет кипучая, энергическая деятельность» .

В чем же проблема, если бурная работа по обеспечению российского народа ведется, а результатов не видно? На это можно ответить словами губернатора, затем министра внутренних дел Валуева Петра Александровича, чья фраза стала афоризмом. Он характеризовал обстановку следующим образом: «Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде водворяется если не вдруг, то по крайне мере постепенно должный порядок. Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки, то, что есть, от того, что кажется, и – редко где окажется прочная плодотворная почва. Сверху – блеск, а внизу – гниль» .

Побороть голод и нищету не позволяет коренное неразрешимое противоречие. «И выхода из этого ложного круга действительно нет и не может быть, потому что дело, за которое взялись администрация и земство,- дело невозможное. Ведь дело это состоит ни больше, ни меньше, как в том, чтобы прокормить народ. Мы, господа, взялись за то, чтобы прокормить кормильца,- того, кто сам кормил и кормит нас» .

Может сложиться впечатление, что крамольный Толстой сгущал краски. Но у других современников можно найти свидетельства еще более прямодушные. В записках «Из Сибири» Антона Павловича Чехова, исколесившего всю страну, напечатанных в газете «Новое время» в 1890 году запечатлена не более радостная картина положения работяг: «Лица у них испитые, истасканные, битые. А какие выражения на лицах. навсегда утратили все тепло, какое имели, и осталось у них в жизни только одно: водка, девка, девка, водка… На этом свете они уже не люди, а звери…» .
Таким образом, можно заключить, что в дореволюционной России система государственного обеспечения касалась только очень ограниченного круга лиц из числа высшего офицерства и чиновничества. Нa трудящихся — мелких служащих, рабочих, кустарей, крестьян — эта система не распространялась.

Читайте так же:  Подтверждение трудового стажа документами

Есть утверждение, что «к концу XIX – началу XX в. в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения» .Но при этом упускается из виду, что Европейская часть – это не коренные российские губернии, а Финляндия и Польша.

«Свод законов Российской Империи предусматривал взыскание с предпринимателя ущерба в связи с увечьем на производстве. Однако нечеткая формулировка содержания этой нормы, неграмотность рабочих, большие судебные издержки, бюрократизм судопроизводства, классовый характер судов обычно не оставляли надежд у рабочих на благоприятное решение этого вопроса в судебных органах» .

Под напором народных волнений правительство постепенно вводило в действие трудовые законы. Однако законы предусматривали не социальное обеспечение работников, а только ответственность отдельных предпринимателей за получение работниками травм на производстве, что было крайне проблематично доказать. «В целом такая ответственность была построена на гражданско-правовых началах» . К тому же эти законы не распространялись на некоторые губернии целиком, и где не существовало фабричной инспекции – о гарантиях можно было забыть.

«Ограничительное толкование понятия «несчастный случай», отсутствие компенсации при профессиональном или общем заболевании и безработице, незначительные размеры вознаграждения (не более 2/3годового содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности), предоставление страховому товариществу права в некоторых случаях лишать вознаграждения рабочих, возможность замены периодических выплат единовременным пособием сводили к минимуму положительный эффект страхового законодательства» .

Обеспечение нижних воинских чинов, пострадавших на войне или на военной службе, было крайне невелико. После Русско-японской войны царское правительство предприняло некоторые шаги для улучшения положения военных инвалидов в виде создания домов призрения увечных воинов, но специальные учреждения по оказанию по мощи пострадавшим на войне (в том числе беженцам) начали создаваться лишь во время первой мировой войны.

Россия, ввязанная в войну, выставив перед собой мнимые интересы за проливы Босфор и Дарданеллы, была вынуждена тратить на нужды военного времени свои и без того невеликие общественные богатства. Средства в казне были, нокак и на что они тратились? Истории известен один интересный факт: когда последний царь Николай разговаривал с начальником главного артиллерийского управления Маняковским, он ему доложил о том, что фабриканты бессовестно завышали цены на военные поставки и их прибыли с закупок достигали порой целую тысячу процентов. Требовалось ограничить неуемную жадность частных собственников и провести национализацию важнейших производств хотя бы столицы страны. Царь ему на это ответил по-настоящему либерально: нельзя стеснять частную инициативу и вызывать общественное недовольство. Делается вывод, что обществом для царя были фабриканты и помещики. Крестьяне и рабочие его не интересовали, или он об их положении слишком мало знал.

http://newsland.com/user/4297817092/content/istoriia-razvitiia-sotsialnogo-obespecheniia-chast-1/6158721

1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления (1937-1989 гг.)

Это период формирования единой государственной системы социального обеспечения. Еще до начала Великой отечественной войны начали выплачиваться пособия при карантине, по уходу за заболевшим членом семьи, по случаю рождения ребенка, при переводе на другую работу в связи с заболеванием. Карательная направленность предвоенного трудового права выразилась в фактической замене дисциплинарной ответственности уголовной. В праве социального обеспечения была введена категория «непрерывный трудовой стаж», которая способствовала прикреплению работника к месту работы и затрудняла увольнение по собственному желанию. Приоритет экономической целесообразности привел к тому, что вместо конституционного равенства социально-обеспечительных прав преобладала их дифференциация. Работники были поделены на ряд социальных групп и категорий, а размер пособий стал зависеть также от важности отрасли народного хозяйства (ранжировались в специальном списке), принадлежности к партийно-хозяйственной номенклатуре и др.

Обычно отрезок времени до середины 50-х гг. выделяют в отдельный период, как и Великую Отечественную войну. Такая периодизация имеет основание, но, на наш взгляд, в данном случае их можно квалифицировать как подпериоды. Огосударствление было доминантой в развитии социального обеспечения с конца 30-х до конца 80-х гг., и в этом контексте он выглядит достаточно гомогенным. Еще раз подчеркнем, что мы не отрицаем более дробной градации внутри этого периода.

Важнейшим этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении явились принятие 14 июля 1956 г. Закона о государственных пенсиях и утверждение 5 февраля 1955 г. ВЦСПС Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Эти нормативные акты распространялись на рабочих и служащих, был значительно расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, повышены размеры пенсий. В Законе о государственных пенсиях 1956 г. произошел отказ от чрезмерной, часто необоснованной дифференциации в пенсионном обеспечении трудящихся по ведомственному признаку и была закреплена общая для всех рабочих и служащих пенсионная система. Однако эта система еще не охватывала колхозное крестьянство и нетрудоспособных лиц, не имеющих необходимого стажа для назначения пенсии.

До 1965 г. социального обеспечения членов колхозов практически не существовало. Сами колхозы определяли размеры и периодичность выплат в соответствии с Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 17 февраля 1935 г. В соответствии с уставом каждый колхоз создавал фонд помощи престарелым колхозникам, на содержание детей-сирот, яслей и т.д. Я.М. Фогель по этому поводу отмечал, что право членов колхозов на пенсию, осуществляющееся в рамках каждого колхоза за счет средств касс взаимопомощи, не носило безусловного, гарантированного характера.

В СССР функционировала особая система социального страхования кооперированных кустарей и ремесленников, названная вначале взаимным, а позже — кооперативным страхованием. Социальное обеспечение колхозников было введено позднее Законом 1964 г. о пенсиях и пособиях членам колхозов. Этим законом устанавливались пенсии колхозникам по старости и инвалидности, их семьям по случаю потери кормильцев, пособия по беременности и родам за счет централизованного фонда социального обеспечения в масштабе всей страны. Для реализации этого Закона был создан специальный фонд — централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников. Тем самым, как отмечалось в литературе, «завершилось создание единой системы пенсионного обеспечения, утвердились общие и единые принципы права на пенсию всех граждан страны социализма».

Только к началу 70-х гг. были решены проблемы обеспечения колхозников пособиями по временной нетрудоспособности. В 1969 г. III Всесоюзный съезд колхозников утверждает Примерный устав колхоза, в котором впервые в советском государстве предусматривается социальное страхование колхозников за счет создания уже упомянутого фонда — централизованного союзного фонда социального страхования колхозников. Этот фонд образовывался за счет отчислений колхозов и выплачивал пособия по временной нетрудоспособности, предоставлял путевки в санатории, дома отдыха и другие виды социального страхования.

Затем в каждой следующей пятилетке совершенствуется, по официальной терминологии, социальное обеспечение советских трудящихся по нескольким направлениям: увеличение размеров пенсий; сближение размеров пенсий и пособий между рабочими, служащими и колхозниками; улучшение социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых, усиление государственной помощи семьям, имеющим детей. В 1974 г. были введены пособия на детей малообеспеченным семьям.

Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действий на электрички

С середины 70-х г г. начинает развиваться система социального обслуживания. Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания появился и такой новый вид, как социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных на дому. При районных отделах социального обеспечения местных органов исполнительной власти были организованы специальные отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Получила дальнейшее расширение и система социальной реабилитации инвалидов (от домов-интернатов до их трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования, а также профессиональной подготовки, переподготовки) Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157 .

К моменту принятия Конституции СССР 1977 г. была сформирована государственная система социального обеспечения, включавшая две организационно-правовые формы: государственное социальное обеспечение рабочих и служащих и социальное обеспечение членов колхозов, а также государственная система здравоохранения.

В 80-е гг. прошлого века огосударствление всех сфер социального обеспечения стало основой единой государственной системы социального обеспечения. Она имела единую социалистическую сущность и являлась государственной потому, что регулировалась им, финансировалась главным образом за счет государственных и частично колхозно-кооперативных средств без вычетов из заработка трудящихся.

Государственное социальное страхование рабочих и служащих и некоторых других лиц осуществлялось за счет средств фонда государственного социального страхования. Этот фонд образовывался из взносов предприятий, организаций, учреждений, организаций, исчисляемых в процентном отношении к фонду оплаты труда. За счет фонда государственного социального страхования работникам предоставлялись следующие виды социального обеспечения: пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пенсии за выслугу лет; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам; санаторно-курортное лечение, обслуживание профилакториями, домами отдыха, содержание детей в пионерских лагерях и т.д. Управление государственным социальным страхованием было возложено на профессиональные союзы. Но при этом и многие вопросы пенсионного обеспечения рабочих и служащих решались государственными органами управления социальным обеспечением с участием представителей профессиональных союзов.

Социальное страхование колхозников. Это система обеспечения колхозников и членов их семей пособиями и иными видами обеспечения и обслуживания. Источником являлись Централизованный союзный фонд социального страхования колхозников, формируемый из взносов колхозов в процентном отношении к сумме фактических расходов на оплату труда членов колхозов без каких-либо вычетов из заработка колхозников. Фонд управлялся советами профсоюзов и Союзным советом колхозников.

Социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Этот фонд формировался за счет отчислений от валового дохода колхозов и дотации государства. Его средства направлялись на выплату пенсий и пособий колхозникам. Управление осуществлялось представительными органами колхозов — советами социального обеспечения колхозников при активной роли государственных органов социального обеспечения.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Эта форма была предназначена для обеспечения, во-первых, определенных категорий граждан (пенсии военнослужащим); во-вторых, престарелых и инвалидов, многодетных и одиноких матерей (содержание в домах интернатах, некоторые виды пособий и др.). Социальное обеспечение осуществлялось органами государственного управления социальным обеспечением (министерства социального обеспечения союзных республик, отделы социального обеспечения исполкомов областных, районных, городских Советов народных депутатов, органами Министерства обороны и др.).

Другими авторами предлагались иные классификации организационно-правовых форм социального обеспечения. Например, по кругу лиц они подразделялись на три вида: обеспечение в форме страхования рабочих, служащих и колхозников, т.е. тех, кто трудится (связь с трудовым вкладом); государственное обеспечение, охватывающее все население; социальная помощь нуждающимся.

Однако особо следует отметить, что единство государственной системы социального обеспечения также обусловливалось и тем, что ни одна из форм социального обеспечения не применялась на практике в чистом виде. Все они были взаимосвязаны и нередко взаимно дополняли друг друга. Более того, формально в советский период пенсионное обеспечения трудящихся осуществлялось в порядке государственного социального страхования (что, в частности было закреплено в КЗоТ РСФСР), однако целевых страховых платежей никто не вносил — ни работодатели, ни застрахованные Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 46. .

Средства социального страхования практически сливались с обязательными отчислениями предприятий и аккумулировались в государственном бюджете. Аналогичная ситуация складывалась и с социальным страхованием временной нетрудоспособности и социальным страхованием колхозников. Экономическую основу советского государства в этот период составляло единство государственной и колхозной форм собственности. Таким образом, по сути, выделение государственного социального страхования в качестве самостоятельной формы социального обеспечения было весьма формально и условно.

Таким образом, единая государственная система социального обеспечения стала гарантией всеобщей занятости населения, бесплатного медицинского обслуживания, охраны материнства и детства, предоставления довольно широкого спектра социальных выплат (пенсии, пособия), социальных услуг и обслуживания населения. О страховом характере ряда форм социального обеспечения можно было вести речь в ключе лишь наименования этих форм, а не их сущности и содержания, т.е. о формальном, а не реальном социальном страховании. Освобождение трудящихся от страховых платежей провозглашалось величайшим достижением социалистической системы. В этом утверждении была известная доля лукавства, т.к. средства на социальные выплаты складывались во многом не благодаря высокому уровню заработной платы, а вследствие того, что социальные издержки включались в цену потребительских товаров, которые приобретали те же рабочие, крестьяне и интеллигенция.

В заключение главы можно сделать следующие выводы.

В советский период социальное страхование существовало только в период НЭПа. С 1919 г., а затем с конца 20-х гг. в стране функционировала довольно своеобразная и по-своему эффективная система государственного социального обеспечения, почти начисто лишенная страховых начал. Она имела некоторые черты модели Бевериджа, но не сопрягалась с профессиональным и индивидуальным страхованием. Можно говорить о формировании оригинальной советской модели социального обеспечения, основанной на «страховании без взносов».

Советская система государственного социального обеспечения в зрелый период развития имела очевидные сильные стороны. Во-первых, это охват практически всего населения, во-вторых, покрытие практически всех социальных рисков, универсальность, в-третьих, достаточно высокий процент замещения заработной платы (впрочем, при ее небольшом размере), особенно при временной нетрудоспособности, в-четвертых, бездифицитность страховых средств, т.к. выплаты осуществлялись, по сути, из государственного бюджета, в-пятых, гарантированность для всего населения бесплатной медицинской помощи (с акцентом на профилактические мероприятия) и образования, в-шестых, формальное достижение всеобщей занятости и преодоление безработицы, в-седьмых, реальная гарантированность права на существование (биологическое выживание) всем гражданам. В данном случае мы не касаемся политических аспектов вопроса (массовый голод начала 30-х гг., судьба миллионов заключенных ГУЛАГа и др.).

Несмотря на достигнутые успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился по уровню жизни населения примерно на 50-м месте в мире.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pravo.bobrodobro.ru/33698

История развития права социального обеспечения в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here