Кем определяется степень утраты трудоспособности

Содержание

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Установление степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах

Установление степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах

Дополнительно:

4.1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» (статьи 1, 3, 8, 13, 16).
скачать

4.4. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденная постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56.
скачать

4.5. Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286 (в ред. постановления Правительства РФ от 27.10.2008 № 787).
скачать

Кто определяет степень утраты трудоспособности

Верховный суд РФ признал недействующим положение Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (далее — Правила), о том, что право на медико-социальную экспертизу для установления утраты трудоспособности в процентах имеют только лица, повредившие здоровье при исполнении трудовых обязанностей. Согласно данной норме получившие увечье не при исполнении трудовых обязанностей должны были проходить для этих целей судебно-медицинскую экспертизу.

Как сказано в заявлении гражданина, получившего увечье при прохождении военной службы, приведенная норма нарушала его права.

Она вступила в противоречие с действующим законодательством еще в 2004 г., когда Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ были внесены поправки в п. 5 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тогда было снято ограничение круга лиц, в отношении которых учреждения медико-социальной экспертизы обязаны определять степень утраты профессиональной трудоспособности. Однако Правительство РФ не внесло аналогичных изменений в свое постановление. До внесения изменений в закон из перечня лиц, в отношении которых учреждения медико-социальной экспертизы устанавливали степень утраты трудоспособности, исключались лица, получившие увечье не при исполнении трудовых обязанностей.

Прежняя редакция п. 5 названной статьи звучала так: «. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание». После изменений в нем не стало части предложения после запятой.

Кроме того, Правила, отдельное положение которых оспаривал заявитель, изданы Правительством РФ, а оно не наделено полномочиями определять порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности для лиц, повреждение здоровья которых не связано с трудовым увечьем. Такими полномочиями в силу п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правительство РФ обладает только в отношении утративших профессиональную трудоспособность вследствие несчастных случаев на производстве.

Несмотря на это, Минздравсоцразвития России, которому было поручено представлять в Верховном суде РФ интересы Правительства РФ, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.

С принятием решения Верховного суда РФ от 29.06.2011 № ГКПИ11-521 Правила приведены в соответствие с законодательством.

Недействующая норма
Пункт 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789
Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Особенности проведения медико-социальной экспертизы с целью установления степени стойкой утраты трудоспособности в результате профессионального заболевания или несчастного случая на производстве

Правила определяющие порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями на 25 марта 2013 года) (далее – Правила степени установления УТП).

Степень утраты профессиональной трудоспособности (далее – степень УПТ) устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 «Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» (с изменениями на 24 сентября 2007 года).

Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень УПТ устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Каким образом осуществляется определение степени УПТ?

Определение пострадавшим степени УПТ осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основании полученных документов и сведений, личного осмотра гражданина, исходя из оценки имеющихся профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

Читайте так же:  Зачисление пенсии по потере кормильца

На медико-социальную экспертизу гражданина для установления степени УПТ направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности, т.е. в период лечения по временной нетрудоспособности, пострадавший может быть направлен на МСЭ для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

Какие документами подтверждается факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания?

В соответствии с пунктом 7 Правил установления степени УТП документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Перечень предоставляемых на МСЭ документов для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:

  • Заявление гражданина (или его законного представителя);
  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • Направление из медицинской организации (Форма № 088/у-06) или определение суда;
  • Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.);
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н 1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ;
  • Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих);
  • Документы об образовании;
  • Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ;
  • Заключение врачебной комиссии медицинского учреждения о нуждаемости в медицинской реабилитации;
  • Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об её выполнении при повторном освидетельствовании;
  • Справка о результатах определения степени УПТ в процентах при повторном освидетельствовании.

При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

На какой срок устанавливается степень УПТ?

Степень УПТ устанавливается на 6 месяцев, на 1 год, на 2 года, в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности — без указания срока переосвидетельствования.

Порядок переосвидетельствования на степень УПТ

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через 6 месяцев, 1 год или 2 года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

При каких обстоятельствах возможно переосвидетельствование раньше установленного срока?

Переосвидетельствование пострадавшего ранее установленных сроков производится в случае:

  • Изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;
  • Выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

—>Медико-социальная экспертиза —>

[ —>Новые сообщения · —>Участники · —>Правила форума · —>Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПРП без определения утраты трудоспособности
lena-leoka Дата: Понедельник, 24.06.2013, 22:01 | Сообщение # 1
Добрый день!Может ли ФСС обратиться с просьбой освидетельствовать пострадавшего на производстве для составления ПРП (необходимо протезирование зубов) ,без установления процентов утраты профессиональной трудоспособности.Пострадавший уже вернулся к труду по основной специальности .
astra71 Дата: Вторник, 25.06.2013, 09:33 | Сообщение # 2
Здравствуйте, lena-leoka.

Обратиться, разумеется, может.
Другой вопрос — как это обращение будет рассмотрено.
В моей лично практике — за 20 с лишним лет непрерывной работы в бюро МСЭ — таких случаев — не было ни одного.

В учреждении МСЭ разрабатывается ПРП следующим категориям граждан:
1. гражданам (пострадавшим), которым учреждение МСЭ установило (как первично, так и повторно) степень утраты профессиональной трудоспособности (в случае стойкой ее утраты) и нуждаемость в мерах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
2. инвалидам от трудового увечья и профессионального заболевания, которым учреждение МСЭ определило степень утраты профессиональной трудоспособности и нуждаемость в мерах реабилитации; в данном случае разрабатывается две программы реабилитации:
— 1-я — индивидуальная программа реабилитации (далее — ИПР) инвалида — по установленным правилам разработки ИПР,
— 2-я — ПРП, в которую включаются дополнительные (сверх ИПР) реабилитационные мероприятия, реализация которых будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования;
3. гражданам (пострадавшим) в период их временной нетрудоспособности — при наличии направления лечебно-профилактического учреждения и заключения ВК о нуждаемости в дополнительных видах помощи (в отдельных видах реабилитации санаторно-курортном лечении, дополнительном питании, уходе и др.).

В Вашем случае — получается, что больной уже не является временно нетрудоспособным («Пострадавший уже вернулся к труду по основной специальности») — формально — под пункт 3 приведенного выше перечня — он не подходит.
И проблема тут еще в следующем:
— для разработки ПРП — нужно иметь сведения о состоянии здоровья больного на момент прохождения МСЭ.
Сведения эти берутся из Направления на МСЭ по форме 0-88/у, которую оформляет ООЛПП (проще говоря — поликлиника по месту жительства больного).
Все мероприятия, включаемые в ПРП — включаются туда на основании справок ВК поликлиники (о санаторно-курортном лечении, лекарственном обеспечении и т.д.).
ФСС — не сможет же самостоятельно — за поликлинику — оформить эти документы.

Исходя из вышеизложенного я бы рекомендовал больному оформить Направление на МСЭ по форме 0-88/у — для рассмотрения вопроса о возможности установления процентов утраты трудоспособности и разработки ПРП.

lena-leoka Дата: Пятница, 28.06.2013, 18:53 | Сообщение # 3
Добрый день!Благодарю Вас за содержательный ответ!
astra71 Дата: Пятница, 28.06.2013, 20:49 | Сообщение # 4

Строго с юридической точки зрения — получается, что — да, может составляться ПРП без определения процентов.
Ведь и в процитированном мной выше абзаце — в его пункте № 3 сказано:
3. гражданам (пострадавшим) в период их временной нетрудоспособности — при наличии направления лечебно-профилактического учреждения и заключения ВК о нуждаемости в дополнительных видах помощи (в отдельных видах реабилитации санаторно-курортном лечении, дополнительном питании, уходе и др.).

Если не обращать внимание на временную нетрудоспособность, а рассматривать именно — сам по себе — факт возможности разработки ПРП без установления % УПТ и группы инвалидности — то даже из этого пункта следует, что это вполне возможно.
Еще раз повторюсь, что лично в моей практике — таких случаев — не было (более того, я даже не слышал при общении с коллегами из других бюро — чтобы вообще — хоть у кого-то из них — такие случаи — были).
Исходя из вышеизложенного я бы повторно рекомендовал больному оформить Направление на МСЭ по форме 0-88/у — для рассмотрения вопроса о возможности установления процентов утраты трудоспособности и разработки ПРП.
Если % УПТ — ему НЕ установят — пусть требует разработки ПРП без них (форму 0-88/у — оформить все равно — крайне желательно — в своем предыдущем посте — я писал — для чего это нужно).

Если % УПТ ему не установят, а он будет настаивать на разработке ПРП без них — то возможны 2 варианта развития событий:
1.Дело будет направлено на консультацию в вышестоящее Главное бюро МСЭ (ввиду сложности и редкости данного случая).
2.В разработке ПРП откажут, мотивируя это тем, что она без % УПТ — не разрабатывается.

Как мы уже с Вами разобрались — с юридической точки зрения — такая мотивировка отказа — критики не выдерживает и в этом случае — больному надо будет обжаловать решение первичного бюро МСЭ в вышестоящее Главное бюро:
Порядок обжалования решений МСЭ
Других вариантов — нет.
То есть — ни в одном из приведенных выше вариантов — вопрос с разработкой ПРП без установления % УПТ не будет решен на уровне первичного бюро МСЭ (случай крайне редкий и нетипичный).

Кем определяется степень утраты трудоспособности

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 25 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 30 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 50 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 50 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 30 000 руб.
Срок: от 5 дней

Стоимость от 15 000 руб.

Срок от 5 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 5 000 руб.
Срок:
от 3 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Срок: от 3-х дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 25 000 руб.
Срок
: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость : от 10 000 руб.
Срок: от 2 дней.

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 30 000 руб.
Срок: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Срок: от 10 дней

Стомиость: от 5000 руб.
Срок: от 2 дней.

Услуги в городе Москва

НОЧУ ДПО «Институт судебных экспертиз и криминалистики» проводит судебные экспертизы для органов государственной власти по поручению арбитражных судов, судов общей юрисдикции, федеральной службы безопасности Российской федерации, полиции, прокуратуры, следственных органов, государственных и муниципальных предприятий, государственных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц.

Освидетельствование работника на определение степени утраты трудоспособности (2005)

Освидетельствование работника на определение степени утраты трудоспособности

Приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 ноября 2005 года № 287-п (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 ноября 2005 года под № 3932) утверждены Правила освидетельствования работника на установление степени утраты трудоспособности и определение нуждаемости в дополнительных видах помощи и уходе вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (далее — Правила в соответствующих падежах). Правила приняты в целях реализации пункта 2 статьи 24 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей».

Освидетельствование проводится коллегиально при участии начальника территориального подразделения и не менее двух главных специалистов путем рассмотрения представленных документов (клинико-функциональных, социальных, профессиональных и других данных) осмотра работника, оценки степени нарушения функций организма и ограничения трудоспособности. При освидетельствовании работника могут присутствовать работодатель, страховщик. В зависимости от степени нарушения функций организма, повлекшей утрату трудоспособности, работнику устанавливается от 5 до 100 процентов утраты трудоспособности (профессиональной). Степень утраты трудоспособности (профессиональной) устанавливается на срок: 6 месяцев, 1,2 года или без срока переосвидетельствования.

Срок степени утраты трудоспособности (профессиональной) устанавливается индивидуально в соответствии с реабилитационным потенциалом работника. Степень утраты трудоспособности (профессиональной) без срока переосвидетельствования устанавливается при: необратимых анатомических дефектах; стойких, необратимых изменениях и нарушениях функций организма, неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий, после наблюдения территориальным подразделением за работником со степенью утраты трудоспособности (профессиональной) от 80 до 100 процентов не менее 4 лет, от 5 до 80 процентов — не менее 6 лет.

Согласно Правилам, экспертное заключение территориального подразделения выносится не позднее месяца со дня поступления документов, указанных выше. Датой установления степени утраты трудоспособности (профессиональной) и определения нуждаемости в дополнительных видах помощи и уходе считается день обращения работника в территориальное подразделение.

При установлении степени утраты трудоспособности (профессиональной) и определении нуждаемости в дополнительных видах помощи и уходе работнику выдаются: справка о степени утраты трудоспособности; справка о дополнительных видах помощи и уходе при наличии медицинских показаний; справка о нуждаемости в специальных средствах передвижения при наличии медицинских показаний.

Выписки из справки о степени утраты трудоспособности, о дополнительных видах помощи и уходе, о нуждаемости в специальных средствах передвижения в соответствии с Правилами направляются работодателю в трехдневный срок со дня вынесения экспертного заключения для осуществления страховых выплат. Территориальное подразделение на основании заключений медицинских организаций определяет нуждаемость работника в: дополнительной медицинской помощи (не входящей в перечень объема государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; постороннем (специальном медицинском и бытовом) уходе за работником, в том числе осуществляемом членами его семьи; санаторно-курортном лечении, включая оплату отпуска на весь период санаторно-курортного лечения и проезд работника к месту лечения и обратно, в необходимых случаях — проезд сопровождающего лица к месту санаторно-курортного лечения и обратно; технических вспомогательных (компенсаторных) средствах, необходимых работнику для трудовой деятельности и в быту; обеспечении специальными средствами передвижения; профессиональном обучении (переобучении).

начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»

Особенности проведения медико-социальной экспертизы с целью установления степени стойкой утраты трудоспособности в результате профессионального заболевания или несчастного случая на производстве

Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, производится в следующем порядке.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателя или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются
  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет и выдает пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с учётом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объёме либо с учётом снижения квалификации, уменьшения объёма выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

Основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев:
  • клинико-функциональных;
  • характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объёма труда, способности к его выполнению);
  • категории и степени ограничений жизнедеятельности.
Клинико-функциональные критерии включают
  • характер и тяжесть травмы, профессионального заболевания;
  • особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • характер (вид) нарушений функций организма;
  • степень нарушений функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная);
  • клинический и реабилитационный прогноз;
  • психофизиологические способности;
  • клинико-трудовой прогноз.

Критерии оценки способности к профессиональной деятельности.

  1. При определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда.
  2. Профессиональная деятельность в полном объёме предполагает полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполнение норм выработки не менее чем на 100 процентов.
  3. Критерии оценки возможности выполнения профессиональной деятельности связаны с различием тарифно-квалификационных разрядов в рамках соответствующей профессии.
  4. Кратность снижения квалификации определяется с учетом установленных тарификационных разрядов, классов, категорий для данной профессиональной деятельности.
  5. В основе ранжирования работ по степени сложности (и следовательно по разрядам квалификации) лежат факторы сложности труда:
    • технологические — сложность управления (обслуживания, пользования) орудиями труда;
    • сложность технологических (рабочих) процессов;
    • организационные — широта комплекса выполняемых операций (работ) и степень самостоятельности работника в процессе выполнения работ;
    • ответственность — материальная и ответственность за жизнь и здоровье;
    • специфические — особые требования к работе, например, работа в необычных, близких к экстремальным условиях производственной деятельности.
  6. Оценка разряда сложности работ производится дифференцированно по работам, различающимся по степени механизации: ручные, машинно-ручные, машинные, автоматизированные, аппаратные.
  7. При определении тарифно-квалификационного разряда учитывается квалификация работника как совокупность знаний, умений и трудовых навыков, а также время, затраченное на подготовку (учёбу). Квалификационные требования к знаниям возрастают от начальных сведений в объёме неполной средней школы (1-2 разряды) до знания отдельных дисциплин в объёме полного курса средних специальных учебных заведений (6 разряд).
  8. Для тарифно-квалификационной системы оценки работ и профессий рабочих характерна закономерность возрастания сложности работ по каждому из факторов, взятому за основу определения разряда. Например, по технологическому фактору: при переходе от 1 разряда к последующему возрастает сложность, мощность, габариты единицы обслуживаемого оборудования аналогичного назначения. По организационному фактору сложности — нарастает степень самостоятельности выполнения работ и подключаются функции по руководству рабочими более низких уровней квалификации.

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае

  • необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  • стойких нарушений профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

Переосвидетельствование пострадавшего ранее установленных сроков производится в случае

  • изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;
  • выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.
В случае признания установления утраты профессиональной трудоспособности гражданину выдаются следующие документы:
  1. Справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
  2. Программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП).

Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю), выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по обращению пострадавшего (его представителя), а также направляются страховщику, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Что означает стойкая утрата трудоспособности и когда устанавливается?

Если гражданин может устроиться на работу и полноценно исполнять свои обязанности, значит, он является трудоспособным. В рамках своей должности, работник должен выполнять профессиональные задачи на должном качественном уровне и в нужном объеме. Основанием для прекращения трудовых отношений может стать утрата трудоспособности.

Ранее, я даже не знала, что существуют подобные ограничения, пока лично не пришлось столкнуться с такой ситуацией. Заболел двоюродный брат.

Сначала ему определили временное ограничение, а потом, болезнь стала прогрессировать, и выдали заключение о стойкой утрате трудоспособности. Помогая разбираться в действующих ограничениях, я решила написать данную статью.

Какие органы занимаются оформлением таких ограничений?

Такое требование входит в обязанности медучреждения, имеющего специальную лицензию на деятельность. Для продления больничного листка потребуется проведение врачебной комиссии. Стойкая утрата должна быть зарегистрирована еще и на региональном уровне.

Фактически, гражданина ставят на учет по месту проживания, в связи с инвалидностью. Оспорить принятое решения можно, но только в судебном порядке и с участием Бюро СМЭ по месту пребывания гражданина.

Утрата трудоспособности – причины и виды

Мы уже выяснили, что утрата трудоспособности – это невозможность гражданином выполнять трудовые обязанности.

Прежде чем разбираться с темой заметки, важно указать, по какой причине могут появиться такие сложности и какие виды ограничений предусмотрены законодательством. Представлю данные в виде простой таблицы:

Причины установления ограничения Виды утраты трудоспособности
Причины могут быть разными, но в основном, речь идет о проблемах со здоровьем следующего характера:
  • болезни приобретенные или хронические;
  • аномалии врожденного типа;
  • травмы, полученные на рабочем месте или в быту;
  • заболевания профессионального характера или связанные с ведением определенной трудовой деятельности.
Разновидности ограничений могут быть следующими:
  • по типу занятости определяются общая и профессиональная;
  • по длительности заболевания бывают временная и постоянная;
  • от степени выраженности нарушений может быть установлена частичная или полная утрата трудоспособности.

В итоге можно сказать, что стойкая утрата трудоспособности – это наиболее сложный случай. При таких ограничениях гражданин вряд ли когда-нибудь сможет исполнять определенные трудовые обязанности.

Как характеризуется стойкая или постоянная утрата способностей к трудовой деятельности?

Заболевания бывают разными. Некоторые не поддаются лечению, поэтому человек старается приспособиться к жизни, как может. Отдельные болезни излечиваются, но могут отразиться на состоянии организма крайне негативно. В результате, может наблюдаться длительное расстройство разных функций или вообще, отсутствие возможности восстановить трудоспособность.

С учетом таких обстоятельств и появилось понятие стойкая трата трудоспособности. Фактически понятие обозначает инвалидность, а степень ограниченности к труду указывает о какой группе идет речь. Причинами постоянной утраты трудоспособности могут стать следующие моменты:

  1. Патологи хронического типа.
  2. Врожденные или наследственные заболевания.
  3. Последствия травматизма, несчастных случаев, различных отравлений, случившихся на производстве.

Когда исход неблагоприятный и могут возникнуть вопросы, связанные с проблемами по здоровью, человека отправляют на обследование в МСЭ (медико-социальная экспертиза) для последующего освидетельствования. Когда нет шансов, что человек исцелится или восстановится, выносится заключение о стойкой утрате трудоспособности или об инвалидности.

Какие ограничения действуют при стойкой утрате трудоспособности?

При таких обстоятельствах подразумевается невозможность выполнения любой работы. После прохождения комиссии, гражданину присваивается группа инвалидности. В зависимости от того, какая группа, разные виды труда могут быть ограничены.

При крайней степени выраженности заболевания граждан не сможет исполнять даже самую простейшую работы. Официально устанавливается запрет на выполнение практически любой работы, поскольку это может негативно отразиться на здоровье.

В медицинской карте и в заключении указывается группа инвалидности и все противопоказания к работе.

Как оцениваются проценты по утрате трудоспособности?

Утрата трудоспособности, общей или профессиональной обязательно оценивается при помощи специальной таблицы. Определяется процентное соотношение текущего состояния человека к исходному. Освидетельствование и все расчеты производятся сотрудниками МСЭ.

Процентные показатели могут быть следующими:

  • 100% — полная утрата функций у организма;
  • 70-90% — значительные нарушения трудоспособности. Возможность труда существует, но лишь в специальных условиях;
  • 40-60% — гражданин трудится в обычных условиях, но с понижением квалификации. Степень нарушения здоровья незначительная;
  • 10-30% — минимальное понижение способностей к труду. Пострадавший продолжает работать на прежнем месте, лишь с небольшим сокращением рабочего дня.

В зависимости от вида нарушения по здоровью, гражданин вправе рассчитывать на социальную поддержку. Помимо того, что инвалиды получают специальное госпособие, такие люди могут рассчитывать и на дополнительные привилегии, в виде скидок и бесплатных услуг.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Завершить материал стоит несколькими выводами:

  1. Существуют разные причины утраты трудоспособности, но в основном они состоят в проблемах со здоровьем и в травматизме.
  2. Стойкая утрата трудоспособности предполагает, что человек вообще не может исполнять трудовые обязанности, и это подтверждено документально – заключением МСЭ.
  3. Невозможность трудиться приравнивается к инвалидности. Каждому человеку, который не может работать и является инвалидом, полагается государственное пособие.

Источники

Кем определяется степень утраты трудоспособности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here