Кодекс права социального обеспечения

Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс?

(Васильева Ю. В.) («Известия вузов. Правоведение», 2009, N 4)

КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ: ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИЛИ КОДЕКС?

——————————— Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант N 09-03-00072а).

Васильева Юлия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета.

Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, один из которых касается формы кодифицированного акта. Известно, что в результате кодификации законодательства обычно создаются кодексы. Но это далеко не единственный вид сводного кодификационного акта: кроме кодексов могут приниматься уставы и положения, например Устав железнодорожного транспорта РФ. Кодифицированными актами признаются некоторые конституционные и Федеральные законы (например, есть все основания отнести к числу таковых Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.). В недавнем прошлом в СССР большое распространение имел такой вид кодифицированного акта, как Основы законодательства или Основные начала законодательства. Только в период 1958 — 1977 гг. было издано 14 основ законодательства Союза ССР и союзных республик по различным отраслям (институтам) законодательства . ——————————— СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 1999. N 29. Ст. 3686. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 342.

Конституция РФ 1993 г. не упоминает среди видов нормативных правовых актов Основы законодательства. Само по себе это обстоятельство не является запретом для разработки и принятия такого акта, тем не менее Основ в российском законодательстве фактически нет. Немногие действующие основы законодательства — об охране здоровья граждан, о нотариате, о культуре — были приняты еще до Конституции РФ и нуждаются в определенной коррекции. Кроме того, в литературе отмечается, что не все из перечисленных актов в полной мере могут быть определены именно как основы законодательства. По мнению А. В. Мицкевича, особое значение основ законодательства как кодификационных актов заключается в их дальнейшей конкретизации в соответствующих законах (как это было в СССР). Такое особое значение ученый усматривал только для Основ законодательства об охране здоровья граждан. Остальные Основы, по его мнению, могут быть отнесены скорее к полноценным сводным законам конкретного регулирования для данной сферы деятельности . ——————————— Мицкевич А. В. Кодификация законодательства в Российской Федерации // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 149.

Продолжая данное рассуждение, можно добавить, что в развитие Основ законодательства предполагается принятие не только специальных законов, но в первую очередь отраслевых кодексов. Именно такой порядок существовал в СССР. Основы законодательства как вид сводного закона использовались для регламентации отношений, составлявших сферу совместного ведения Союза ССР и союзных республик. При этом Основы закрепляли исключительно принципиальные положения правового регулирования, оставляя их дальнейшее развитие республиканским кодексам и другим нормативным правовым актам. Таким образом, Основы не только сами выступали как результат кодификации отраслевого законодательства — в соответствие с ними приводилось все действующее законодательство и, как обязательное следствие, осуществлялась систематизация соответствующего законодательства союзных республик в республиканских кодексах . ——————————— См. подробнее: Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987. С. 143; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. М., 1962. С. 12 — 16; Юртаева Е. А. История систематизации законодательства в России // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 340 — 341.

Большинство ученых поддерживает классическое разделение отрасли на Общую и Особенную части, но вопрос о структуре и содержании обеих частей остается дискуссионным. При этом наибольшие разночтения касаются Общей части права социального обеспечения, формирование которой, по мнению ряда авторов, еще не завершено . Именно этим отчасти объясняется отсутствие четких предписаний, определяющих предмет права социального обеспечения, его цели, функции и другие отраслеобразующие категории, что, в свою очередь, оставляет место для сомнений в самостоятельности данной отрасли права в целом. Принятие кодекса социального обеспечения с научно обоснованной Общей частью должно окончательно разрешить эти сомнения в пользу безоговорочного признания автономности права социального обеспечения в системе российского права. ——————————— Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 98.

Вопрос: Моя супруга никогда не состояла в трудовых отношениях, страховые взносы в ПФР за нее не уплачивались. Могу ли я уплачивать взносы за свою жену с целью обеспечения права на пенсию и что для этого нужно? («Налоги» (газета), 2009, N 31)

Вопрос: Моя супруга никогда не состояла в трудовых отношениях, страховые взносы в ПФР за нее не уплачивались. Могу ли я уплачивать взносы за свою жену с целью обеспечения права на пенсию и что для этого нужно?

http://center-bereg.ru/c475.html

Право социального обеспечения


Стоимость услуг Вашего адвоката

По гражданским делам

Консультация адвоката Составление искового заявления Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб. от 5 тыс. руб. от 35 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.
Консультация адвоката Защита на стадии следствия в Москве Защита в суде первой инстанции в Москве
от 1500 руб. от 25 тыс. руб./
мес.
от 25 тыс. руб./
мес.
Консультация адвоката Составление искового заявления/претензии Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 2000 руб. от 10 тыс. руб. от 40 тыс. руб./
от 25 тыс. руб.
Консультация адвоката Составление заявления/жалобы Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб. от 5 тыс. руб. от 15 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.
Читайте так же:  Сколько баллов начисляют ип для пенсии

Стоимость услуг адвоката определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от сложности дела, места производства, квалификации адвоката, и может отличаться от заявленной как в меньшую, так и в большую сторону.

Задать свой вопрос адвокату

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года. Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет. Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации. Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас. Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте. Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

http://www.urprofy.ru/zakon_20.php

Бюро Договорoв

Подробная информация о Договоре №048

Кодекс призван содействовать развитию социального обеспечения во всех государствах — членах Совета Европы с тем, чтобы они могли постепенно достичь его самого высокого уровня. Кодекс устанавливает ряд стандартов, которые Договаривающиеся Стороны обязуются включить в свою систему социального обеспечения.

Кодекс определяет нормы социального обеспечения и устанавливает минимальный уровень социальной помощи, который Договаривающиеся Стороны должны обеспечивать в таких областях, как медицинское лечение, пособия по болезни, по безработице, по старости, в связи с трудовым увечьем, на содержание семьи, по материнству, инвалидности, в связи с потерей кормильца и т.д.

http://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/048

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

http://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201369

Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? *

Васильева Юлия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета.

С 2004 г. в Российской Федерации ведется систематическая работа по анализу состояния законодательства. В 2004 г. председателем Совета Федерации С. Мироновым впервые был сделан доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации» . Теперь эти доклады вошли в ежегодную практику. Усиление внимания российских парламентариев к состоянию отечественного законодательства не случайно и обусловлено главным образом ростом числа принимаемых законодательных актов и процессом сближения правовой системы и правотворческого процесса России с соответствующими институтами развитых демократических государств . Последнее обстоятельство повлекло целый ряд позитивных изменений, в том числе повышение роли закона в правовом регулировании отношений в РФ. Вместе с тем превратное понимание значимости закона может привести к обратным результатам. Многие исследователи уже обратили внимание на неоправданное увеличение числа законов, регулирующих вопросы, явно находящиеся в сфере подзаконного нормотворчества, мелкотемье, низкое качество законов.

Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М., 2005 (также доступен по адресу: http:// www.council.gov.ru/ lawmaking/ report/ 2004/ index.html).
В качестве положительных моментов влияния глобализации на отечественный законодательный процесс учеными выделяются гласность и открытость законодательного процесса, экспертное сопровождение на различных стадиях законодательного процесса, ответственность законодателя, законодательное регулирование процедуры разработки и принятия закона и др. (Хабриева Т.Я. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. М.; Н. Новгород, 2007. С. 26 — 33).

Название Европейский кодекс социального обеспечения
Ссылки СEД №048
Открытия Договора Страсбург, 16/04/1964 — Договор, открытый подписи стран членов и вступлении стран которые не являются членами
Вступление в силу 17/03/1968 — 3 ратификации.
Резюме

В докладе о состоянии законодательства в РФ по итогам 2006 г. подчеркивается, что «важнейшим элементом обеспечения качества законодательства должна стать система мер по его кодификации» (Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // http:// www.council.gov.ru/ lawmaking/ report/ 2006/ 25/ index.html (2009.19 окт.)).

Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, один из которых касается формы кодифицированного акта. Известно, что в результате кодификации законодательства обычно создаются кодексы. Но это далеко не единственный вид сводного кодификационного акта: кроме кодексов могут приниматься уставы и положения, например Устав железнодорожного транспорта РФ. Кодифицированными актами признаются некоторые конституционные и Федеральные законы (например, есть все основания отнести к числу таковых Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.). В недавнем прошлом в СССР большое распространение имел такой вид кодифицированного акта, как Основы законодательства или Основные начала законодательства. Только в период 1958 — 1977 гг. было издано 14 основ законодательства Союза ССР и союзных республик по различным отраслям (институтам) законодательства .

Читайте так же:  В каких случаях дается досрочная пенсия

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 1999. N 29. Ст. 3686.
Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 342.

Основы законодательства во многом отражали специфику советского государственного и правового устройства, характеризовавшуюся сочетанием централизации и федерализма. Основы законодательства тогда регулировали лишь наиболее важные, принципиальные, требующие единообразного решения для всего государства общественные отношения. Конкретизация этих вопросов, а также регулирование общественных отношений, отнесенных Конституцией СССР к республиканской компетенции, осуществлялись преимущественно в республиканских кодексах. Возможно, учитывая эту специфику, в 1970 г. В.С. Андреев высказал пожелание о разработке и принятии в сфере социального обеспечения именно Основ законодательства СССР о социальном обеспечении. По мнению ученого, этот акт должен был подтвердить завершение процесса создания отрасли права социального обеспечения . Предложения о принятии Основ законодательства о социальном обеспечении высказывались и в более позднее время . Эффективна ли данная форма кодификационного акта для систематизации современного российского законодательства о социальном обеспечении?

Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. М., 1970. С. 29.
См., напр.: Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 53; Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 1998. С. 165. М.О. Буянова считает, что возникла потребность в принятии Федерального закона «Об основах социального обеспечения» (Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. . д.ю.н. М., 2003. С. 42).

Конституция РФ 1993 г. не упоминает среди видов нормативных правовых актов Основы законодательства. Само по себе это обстоятельство не является запретом для разработки и принятия такого акта, тем не менее Основ в российском законодательстве фактически нет. Немногие действующие основы законодательства — об охране здоровья граждан, о нотариате, о культуре — были приняты еще до Конституции РФ и нуждаются в определенной коррекции. Кроме того, в литературе отмечается, что не все из перечисленных актов в полной мере могут быть определены именно как основы законодательства. По мнению А.В. Мицкевича, особое значение основ законодательства как кодификационных актов заключается в их дальнейшей конкретизации в соответствующих законах (как это было в СССР). Такое особое значение ученый усматривал только для Основ законодательства об охране здоровья граждан. Остальные Основы, по его мнению, могут быть отнесены скорее к полноценным сводным законам конкретного регулирования для данной сферы деятельности .

Мицкевич А.В. Кодификация законодательства в Российской Федерации // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 149.

Продолжая данное рассуждение, можно добавить, что в развитие Основ законодательства предполагается принятие не только специальных законов, но в первую очередь отраслевых кодексов. Именно такой порядок существовал в СССР. Основы законодательства как вид сводного закона использовались для регламентации отношений, составлявших сферу совместного ведения Союза ССР и союзных республик. При этом Основы закрепляли исключительно принципиальные положения правового регулирования, оставляя их дальнейшее развитие республиканским кодексам и другим нормативным правовым актам. Таким образом, Основы не только сами выступали как результат кодификации отраслевого законодательства — в соответствие с ними приводилось все действующее законодательство и, как обязательное следствие, осуществлялась систематизация соответствующего законодательства союзных республик в республиканских кодексах .

См. подробнее: Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987. С. 143; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1962. С. 12 — 16; Юртаева Е.А. История систематизации законодательства в России // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 340 — 341.

Имеется и другая проблема. Известно, что субъекты Российской Федерации обладают законодательными полномочиями в социальной сфере. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данные полномочия были существенно расширены, в связи с чем на регионы возложена большая ответственность за принимаемые ими нормативные правовые акты. Однако качество законодательной работы во многих субъектах Федерации пока, к сожалению, низкое. Причин этого достаточно: незавершившийся процесс разграничения полномочий между Россией и ее субъектами и «остаточный» его принцип, отсутствие долгосрочной государственной стратегии в социальной сфере, недостаточное социально-экономическое развитие многих субъектов РФ, невысокий уровень профессионализма регионального законодателя. Можно добавить к этому, что до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодательство о социальном обеспечении было в достаточной степени развито далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Во многих регионах пришлось начинать все с нуля, в большинстве — проводить ревизию всего действующего законодательства. В таких условиях невозможно было бы ожидать от региональных властей принятия полноценных кодексов социального обеспечения.

СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1962. С. 107 — 108.

Виноградова З.Д. Кодификация законодательства о социальном обеспечении // Вопросы социального обеспечения: Сб. науч. трудов. Вып. 14. М., 1983. С. 25 — 26.

В основном указанные обстоятельства сохраняют свою актуальность. Российскому праву социального обеспечения и соответствующему ему главному акту должны быть присущи оптимальная централизация, позволяющая гарантировать обеспечение на всей территории России единого социального пространства и единых стандартов социального обеспечения, и вместе с тем непосредственное регулятивное воздействие, снижающее возможность подзаконного (особенно ведомственного) нормотворчества. Оптимальным решением этих задач может стать кодекс социального обеспечения, способный не только обеспечить правовую определенность и связанную с ней эффективность правового воздействия, но и преодолеть многие социальные проблемы, которые в современной России достаточно остры.

Кроме выбора формы кодифицированного акта, еще на этапе подготовительных работ необходимо решить немало иных вопросов, в частности об отборе актов для кодификации, о структуре будущего кодекса и его месте в системе источников права социального обеспечения и др. Указанные вопросы требуют серьезного самостоятельного изучения, но отдельные, наиболее общие суждения по этому поводу можно обозначить.

Читайте так же:  Монетизация льгот пенсионерам

Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 18.
Там же. С. 59.
Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.

Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Дис. . д.ю.н. М., 2003. С. 113.
Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 165.

Большинство ученых поддерживает классическое разделение отрасли на Общую и Особенную части, но вопрос о структуре и содержании обеих частей остается дискуссионным. При этом наибольшие разночтения касаются Общей части права социального обеспечения, формирование которой, по мнению ряда авторов, еще не завершено . Именно этим отчасти объясняется отсутствие четких предписаний, определяющих предмет права социального обеспечения, его цели, функции и другие отраслеобразующие категории, что, в свою очередь, оставляет место для сомнений в самостоятельности данной отрасли права в целом. Принятие кодекса социального обеспечения с научно обоснованной Общей частью должно окончательно разрешить эти сомнения в пользу безоговорочного признания автономности права социального обеспечения в системе российского права.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 98.

См., напр.: Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 165 — 166; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. С. 99; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 131 — 132; Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Екатеринбург, 1999. С. 9.

Далее классическое построение кодекса требует конкретизации общих положений в предписаниях более частного характера. И здесь наиболее эффективным представляется структурирование Особенной части по видам социального обеспечения, причем последовательность расположения разделов должна зависеть от развитости того или иного массива законодательства и значимости регулируемых им отношений. Первый раздел будет охватывать пенсионные отношения, второй — отношения по обеспечению пособиями и т.д. При этом, учитывая различные организационно-правовые способы формирования права на тот или иной вид социального обеспечения, соответствующие разделы следует дополнительно подразделять на структурные части, регламентирующие особенности обеспечения: а) в порядке социального страхования, б) в порядке обеспечения за счет государственных бюджетных средств, в) в режиме оказания государственной социальной помощи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция Особенной части кодекса, основанная на привычной систематизации отрасли права социального обеспечения, на первый взгляд кажется достаточно простой. Но в действительности это не так. Все без исключения институты этой части необходимо оценить с нескольких позиций: состояния текущего законодательства, тенденций его развития, уровня государственной регламентации (общефедерального или регионального). В результате такого анализа выявятся блоки законодательства, требующие различной степени детализации в кодексе либо вообще не подлежащие кодификации. Например, не потребует детальной регламентации на уровне федерального кодекса институт социального обслуживания в связи с переносом «центра тяжести» в его регулировании на региональное законодательство. Вовсе нецелесообразной представляется кодификация правовых нормативных актов РФ о льготах. Эти акты в определенной части еще продолжают функционировать, но все более заметным становится их временный характер. Очевидно, что кодификация актов временного характера не будет способствовать стабильности будущего кодекса социального обеспечения.

Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 149.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/36950-kodifikaciya-zakonodatelstva-socialnom-obespechenii-osnovy-zakonodatelstva-kodeks

Кодекс социального обеспечения

На сегодня остается модельным нормативно-правовым актом, определяющим основные положения порядка назначения, выплаты и приостановлении выплат пособий по инвалидности в европейском сообществе, а также других государствах, его подписали, к которым относится и Россия. Этот международно-правовой акт, наряду с указанными конвенциями МОТ, дополнительно регулирует и разграничивает категории инвалидов, претендующих на социальную помощь:

первая категория — бывшие работники или экономически активное население;

вторая категория — все жители государства, уровень доходов которых меньше прожиточного минимума на одного человека.

Подобные положения изложены и в международных договоренностях стран СНГ, например, в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (СНГ), 2007

Этот документ акцентирует внимание на том, что в сфере социальной защиты инвалидов перспективными являются: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и др.

Анализ этих международных документов позволяет определить такие международные стандарты деятельности органов публичной власти по социальному обеспечению инвалидов: национальные органы публичной власти которые должны развивать эффективную систему защиты населения от социальных рисков; разрабатывать и реализовывать краткосрочные и долгосрочные национальные планы мероприятий по поддержанию социального обеспечения инвалидов на должном уровне, который позволит таким лицам полноценно проживать в государстве, реализовывать свой внутренний потенциал, возможности и т. д.;

национальные органы публичной власти должны способствовать развитию социальных служб, обязанности которых заключаются в оказании помощи инвалидам, в частности в их отношениях с ведомствами, учреждениями и юридическими инстанциями, например, по предоставлению и получению надлежащей социальной помощи; основным видом социального обеспечения лиц с ограниченными функциональными возможностями являются государственные пенсии и пособия по инвалидности, которые реализуются органами публичной власти в виде периодических выплат — защищенных расходов из государственного бюджета; размер периодических выплат по инвалидности зависит от:

1) трудовой стаж, в течение которого уплачивались взносы в специализированных государственных фондов (трудовой стаж от 5 до 14 лет — получение определенной доли размера полной пособия по инвалидности; трудовой стаж более 15 лет — получение полной пособия по инвалидности);

2) периода постоянного проживания в стране — обычно более 10 лет;

— Периодические выплаты по инвалидности в обязательном порядке прекращаются в случае приобретения лицом права на получение пенсии по старости, а также могут быть временно приостановлены, когда получатель начинает заниматься деятельностью с целью получения прибыли; в случае если инвалид, получатель соответствующих социальных выплат, вправе одновременно на более чем одну государственную помощь, то размеры этих пособий органами социального обеспечения могут сокращать в пределах, предусмотренных действующим законодательством; каждый претендент на получение пособия по инвалидности имеет право на судебное обжалование и в высших государственных инстанциях в случае отказа в предоставлении помощи и право на подачу жалобы относительно его вида или размера.

Читайте так же:  Есть ли квота на операцию катаракты

В сфере определения международных стандартов деятельности органов публичной власти по трудоустройству, занятости, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов ведущую роль играет МОТ, которая в своих конвенциях и рекомендациях закрепляет требования к государствам-членам ООН. Таким образом, закономерно- что именно эта международная организация стала инициатором кардинального изменения глобальной политики: постепенного перехода от исключительной социальной защиты инвалидов к их трудоустройству с целью социальной интеграции.

Таким образом, в Конвенции МОТ от 17. 06. 1948 88 «Об организации службы занятости» отмечается обязанность Службы занятости принимать меры по удовлетворению потребностей инвалидов на всех уровнях в профессиональной подготовки, трудовой деятельности и т. д. (ст. 7).

С этой целью профессиональное обучение инвалидов должно координироваться после медицинской консультации на работу, которая в наименьшей степени повредит здоровью инвалида- осуществляться каждый раз, когда это возможно и целесообразно, с учетом прежней профессии инвалида или профессии, близкой к ней; продолжаться, пока инвалид, если возможно, не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными работниками. С целью профессионального обучения инвалидов, которые в силу характера или степени серьезности своей инвалидности не могут обучаться совместно с трудоспособными лицами, органы публичной власти должны создавать или расширять специальные службы.

Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:

a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;

б) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;

в) курсы повышения квалификации для инвалидов.

http://rosopeka.ru/articles/2894/85995/

Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс?

(Васильева Ю. В.) («Известия вузов. Правоведение», 2009, N 4)

КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ: ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИЛИ КОДЕКС?

——————————— Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант N 09-03-00072а).

Васильева Юлия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета.

Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, один из которых касается формы кодифицированного акта. Известно, что в результате кодификации законодательства обычно создаются кодексы. Но это далеко не единственный вид сводного кодификационного акта: кроме кодексов могут приниматься уставы и положения, например Устав железнодорожного транспорта РФ. Кодифицированными актами признаются некоторые конституционные и Федеральные законы (например, есть все основания отнести к числу таковых Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.). В недавнем прошлом в СССР большое распространение имел такой вид кодифицированного акта, как Основы законодательства или Основные начала законодательства. Только в период 1958 — 1977 гг. было издано 14 основ законодательства Союза ССР и союзных республик по различным отраслям (институтам) законодательства . ——————————— СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 1999. N 29. Ст. 3686. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 342.

Конституция РФ 1993 г. не упоминает среди видов нормативных правовых актов Основы законодательства. Само по себе это обстоятельство не является запретом для разработки и принятия такого акта, тем не менее Основ в российском законодательстве фактически нет. Немногие действующие основы законодательства — об охране здоровья граждан, о нотариате, о культуре — были приняты еще до Конституции РФ и нуждаются в определенной коррекции. Кроме того, в литературе отмечается, что не все из перечисленных актов в полной мере могут быть определены именно как основы законодательства. По мнению А. В. Мицкевича, особое значение основ законодательства как кодификационных актов заключается в их дальнейшей конкретизации в соответствующих законах (как это было в СССР). Такое особое значение ученый усматривал только для Основ законодательства об охране здоровья граждан. Остальные Основы, по его мнению, могут быть отнесены скорее к полноценным сводным законам конкретного регулирования для данной сферы деятельности . ——————————— Мицкевич А. В. Кодификация законодательства в Российской Федерации // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 149.

Продолжая данное рассуждение, можно добавить, что в развитие Основ законодательства предполагается принятие не только специальных законов, но в первую очередь отраслевых кодексов. Именно такой порядок существовал в СССР. Основы законодательства как вид сводного закона использовались для регламентации отношений, составлявших сферу совместного ведения Союза ССР и союзных республик. При этом Основы закрепляли исключительно принципиальные положения правового регулирования, оставляя их дальнейшее развитие республиканским кодексам и другим нормативным правовым актам. Таким образом, Основы не только сами выступали как результат кодификации отраслевого законодательства — в соответствие с ними приводилось все действующее законодательство и, как обязательное следствие, осуществлялась систематизация соответствующего законодательства союзных республик в республиканских кодексах . ——————————— См. подробнее: Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987. С. 143; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. М., 1962. С. 12 — 16; Юртаева Е. А. История систематизации законодательства в России // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 340 — 341.

Большинство ученых поддерживает классическое разделение отрасли на Общую и Особенную части, но вопрос о структуре и содержании обеих частей остается дискуссионным. При этом наибольшие разночтения касаются Общей части права социального обеспечения, формирование которой, по мнению ряда авторов, еще не завершено . Именно этим отчасти объясняется отсутствие четких предписаний, определяющих предмет права социального обеспечения, его цели, функции и другие отраслеобразующие категории, что, в свою очередь, оставляет место для сомнений в самостоятельности данной отрасли права в целом. Принятие кодекса социального обеспечения с научно обоснованной Общей частью должно окончательно разрешить эти сомнения в пользу безоговорочного признания автономности права социального обеспечения в системе российского права. ——————————— Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 98.

Читайте так же:  Пенсионеру исполнилось 70 лет какие льготы

Вопрос: Моя супруга никогда не состояла в трудовых отношениях, страховые взносы в ПФР за нее не уплачивались. Могу ли я уплачивать взносы за свою жену с целью обеспечения права на пенсию и что для этого нужно? («Налоги» (газета), 2009, N 31)

Вопрос: Моя супруга никогда не состояла в трудовых отношениях, страховые взносы в ПФР за нее не уплачивались. Могу ли я уплачивать взносы за свою жену с целью обеспечения права на пенсию и что для этого нужно?

http://center-bereg.ru/c475.html

Проблемы кодификации права социального обеспечения в России

Дата публикации: 05.04.2016 2016-04-05

Статья просмотрена: 4589 раз

Библиографическое описание:

Павленко Д. С. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 95-96. — URL https://moluch.ru/archive/110/27486/ (дата обращения: 11.03.2020).

В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, кодификация, кодекс, виды систематизации.

В связи с реализацией принципов правового государства, масштабно расширяется российское законодательство. Законодатель стремится как можно чаще обновлять нормативную базу, обнародовать большое количество актов. Вследствие этого мы можем наблюдать огромное количество ошибок и коллизий в праве. Ярким примером может послужить право социального обеспечения. Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая охватывает массивы норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, установление государственных пенсии, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий и различных гарантий социальной защиты.

Нормативного материала много, он грамотно написан, охватывает все аспекты общественной жизни. Помимо сочетания различных систем, особенностью социального обеспечения России является порядок, регулируемый огромным массивом правовых актов, среди которых большое количество не только законов, но и подзаконных нормативных актов [1]. Более того, их количество продолжает увеличиваться, последним актом, вступившим в законную силу можно назвать Приказ Минтруда России от 27.01.2016 N 24н «О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014?. N 885н» [2].

Сложность заключается в том, что в виду объема информации, отрасль становится бессистемной и очень сложной в применении, изучении и понимании. Вследствие этого простой человек, без специальных навыков подготовки, не сможет разобраться, требуется специалист. Решение данной проблемы позволит устранить ошибки, пробелы и коллизии в праве, что позволит сделать процесс применения норм более эффективным и удобным.

Наличие этих насущных проблем, делает актуальным вопрос проведения соответствующей реформы. Выход состоит в систематизации всех норм, затрагивающих социальное обеспечение [3]. Существуют виды и способы систематизации российского законодательства, выведенные учеными. Первый вид — инкорпорация — это объединение действующих актов в единый сборник без изменения их. Объединение происходит по хронологическому, тематическому, основанию, по органу, издавшему акты. Но, при таком способе идет только внешняя обработка законодательного акта.

Для того чтобы акт действовал продолжительное количество времени, следует выбирать боле е тщательную классификацию данных. Второй вид — консолидация — это способ систематизации, состоящий из объединения разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Третий вид — кодификация это способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта [4]. К кодификационным актам относят уставы, положения, своды законов, кодексы, основы законодательства и прочее. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Для права социального обеспечения, на мой взгляд, это самый рациональный способ.

Филлипова М.В., считает, что более правильным было бы характеризовать источники права социального обеспечения как рамочные законы, так как они закрепляют лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование, очевидно, что разработка единого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость требуется: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства.

Анализируя страны с той же правовой системой, что и Россия, можно сказать, что наша страна отстает в этом вопросе. Примером может послужить Германия, где главным источником социального права является Социальный кодекс. В нем содержатся основные определения и положения, которые применяются для всех областей социального обеспечения, что позволяет избегать несоответствий. Кодекс ФРГ наиболее близок к российскому праву и может служить прообразом создания собственного единого источника.

Не смотря на то, что в Российской Федерации нет единого систематизированного акта, в отдельных субъектах страны, местные органы законодательной власти выделили источник социального права. Например, социальный кодекс Белгородской области. Он состоит из 90 статей и 26 глав, всецело охватывающих все вопросы социального обеспечения данного субъекта федерации, учитывая региональные особенности. Кодекс белгородской области может служить образцом для создания единого источника, необходимость принятия которого сегодня не вызывает сомнений.

Представляется, что на данном этапе развития необходимо кодифицировать право социального обеспечения. Вне зависимости от того, какой путь кодификации в итоге выберет законодатель, и выберет ли вообще, предложенные в данной работе подходы, могут быть полезны при осуществлении кодификации, так и в любом совершенствовании законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/110/27486/

Кодекс права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here