Медико социальная экспертиза проводится специалистами бюро

Необходимые документы для проведения медико-социальной экспертизы

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ)

(Извлечение из Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы утвержденного приказом Минтруда России № 59н от 29.01.2014 г.)

Для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы получатель государственной услуги представляет следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);
  • свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • удостоверение личности моряка;
  • удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов); военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта;

б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • удостоверение беженца;
  • удостоверение вынужденного переселенца.

Получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) заявление о предоставлении государственной услуги;

  • Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.

д) направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06,

или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, получателем государственной услуги дополнительно представляются:

  • акт о несчастном случае на производстве, составленный по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, или акт о случае профессионального заболевания, составленный по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, либо заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья (Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • если получатель государственной услуги не работает, представляется трудовая книжка (при наличии) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Копия трудовой книжки, представленная на бумажном носителе, должна быть заверена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

дополнительно предоставляется работодателем (страхователем) либо страховщиком:

  • заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки семье умершего, дополнительно представляются:

  1. заявление члена семьи умершего об установлении причины смерти;
  2. паспорт гражданина Российской Федерации, либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  3. копия медицинского свидетельства о смерти;
  4. выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
  5. копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом;
  6. медицинские документы умершего гражданина, имеющиеся в наличии у получателя государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление инвалидности, в части определения причины инвалидности получателем государственной услуги, дополнительно представляются следующие документы:

Заявление и направление на медико-социальную экспертизу подается в бюро в виде бумажного или электронного документа лично или посредством почтовой связи, электронный документ направляется с использованием информационно-коммуникационных сетей общего доступа.

Срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Структура МСЭ и задачи медико-социальной экспертизы

Среди всех государственных органов, которые занимаются решением проблем социально незащищенных индивидов, деятельность медицинской экспертизы стоит особняком. Данная организация является первым и главным звеном, которое влияет на определение социального статуса определенной группы людей. Эта медицинская процедура осуществляется в три этапа и регулируется законодательством на основании Федеральных законов №9, №181 и соответствующих их статей 9, 7. В данной статье мы остановимся более детально на структуре, функциях и задачах МСЭ.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) находится по адресу: 127994, ГСП-4, Москва, ул. Ильинка, 21.

Основным назначением судебной медико-социальной экспертизы является освидетельствование определенного круга лиц для выявления их степени нетрудоспособности. Как уже говорилось ранее, сама процедура производится в несколько этапов. Практическое выполнение процесса возложено на соответствующие госучреждения, которые входят в состав МСЭ:

  • Главное бюро МСЭ,
  • Федеральное бюро МСЭ.

Остановимся на целях и задачах каждого бюро медико социальной экспертизы более детально. Рассмотрим основные функции Главного бюро МСЭ:

Существующие виды

С составом МСЭ и функциями этих государственных учреждений мы разобрались. Рассмотрим, в каких направлениях они работают, и какие виды деятельности существуют:

  1. Устанавливают инвалидность несовершеннолетнему ребенку на основании приобретенных в результате длительной патологии или врожденных болезней.
  2. Занимаются освидетельствованием людей и принимают решение об их недееспособности, которая возникла по причине перенесенной тяжелой патологии, наряду с психическими расстройствами.
  3. Проводят мероприятия по реабилитации работающих граждан, которые утратили ее в результате производственной травмы.
  4. Определяют группы при возникновении профессиональной патологии.
  5. Проводят повторную МСЭ для определенной категории лиц.
  6. Определяют потребность для освидетельствованного человека в постоянном надзоре со стороны родственников или медицинских работников.
  7. Устанавливают, почему наступила инвалидность, данная медицинская процедура применяется только для некоторых категорий лиц.
  8. Устанавливают причину смерти инвалида путем проведения медико-социальной экспертизы.
Читайте так же:  Выдача сертификата на региональный материнский семейный капитал

Программа утверждается после принятия положительного решения на основе освидетельствования относительно предоставления статуса нетрудоспособного.

Состав и структура

Действующая структура, состав учреждений, их виды и функции МСЭ установлены на основе ранее существующей врачебной трудовой экспертизы. Она была ограничена в своей деятельности только вопросами недееспособности граждан. При этом связь с Министерством Труда сохранилась и до сегодня.

Медицинская экспертиза предполагает четкую организацию работы в своей сфере деятельности, отсюда и ее иерархическая структура. В ее состав входят три госучреждения: региональный орган, местный орган и федеральный орган. Каждое последующее по иерархии звено подчиняется вышестоящему органу. При этом функции каждой государственной организации распределены целесообразно между структурами, но в то же время связанны в одну единый социальный орган.

Непосредственное освидетельствование людей с ограниченными возможностями производится на местном уровне Федеральном бюро. Такие органы располагаются во всех крупных городах страны. Их работу курируют региональные центры, которые представляют собою следующий уровень иерархии. Эти органы подчиняются Главному Московскому Федеральному бюро. Сроки освидетельствования:

Вид инвалидности Срок действия
1 I группа инвалидности 2 года
2 II и III группа инвалидности 1 год
3 Детская инвалидность 1 или 2 года или до достижения совершеннолетия

Перечисленные инстанции МСЭ имеют унифицированные полномочия, однако каждый из вышестоящих органов наделены более широкими возможностями и несет ответственность не только за свои действия, но и за действия нижестоящих инстанций.

Также следует отметить, что все перечисленные составляющие подчиняются непосредственно Медицинскому биологическому центру, который входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Поэтому основная часть законов, на которые опирается в своей работе Биологический центр, взяты из законотворческого правительственного первоисточника Российской Федерации.

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

Основные функции федерального бюро медико-социальной экспертизы

Федеральный орган медико-социальной экспертизы в свою очередь занимается следующими вопросами:

Полномочия МСЭ

В полномочия данной структуры по МСЭ входят:

  1. Отправление на дополнительные обследования для создания более конкретной картины развития патологии.
  2. Сбор необходимых данных по недееспособному человеку.
  3. Регистрация жалоб и прием мер реагирования по ним.
  4. Консультирование и курирование работы медицинских организаций.
  5. Организация проверки адаптированных для инвалида условий труда.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медицинская социальная экспертиза направлена на выявление у обратившегося человека признаков инвалидности. Все действия организаций, выполняющих и курирующих проведение данной процедуры, регулируется законодательством Российской федерации и вышестоящими в иерархии структуры органами.

Консультации относительно МСЭ для инвалидов и их родственников относительно дальнейших действий производятся высококлассными врачами-экспертами, которые проходят специальное обучение в этой сфере. При постановке человеку статуса недееспособного ему положена трудовая пенсия при наличии определенного трудового стажа. При отсутствии положенного стажа гражданину назначается социальная пенсия. Помимо государственных выплат недееспособный человек может рассчитывать и на другие виды социальной поддержки со стороны государства и социальных служб, в том числе предоставление курирующего его состояние здоровья медицинского работника.

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Условия и порядок установления инвалидности

Условия и порядок установления инвалидности

ПРАКТИКА установления инвалидности

В соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:
16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих СТОЙКОЕ нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Проще говоря, СНАЧАЛА больного надо пролечить в течении определенного периода (для каждой патологии этот период свой), и уже только ПОСЛЕ проведенного лечения — по его результатам решать вопрос о наличии (или отсутствии) у него признаков инвалидности.

Читайте так же:  Право на льготы военным пенсионерам

СТОЙКОСТЬ патологии (наряду с ее ВЫРАЖЕННОСТЬЮ) — являются ведущими критериями инвалидности.
О СТОЙКОСТИ имеющейся у больного патологии обычно судят при неэффективности не только регулярного амбулаторного, но и стационарного лечения.

СТОЙКОЙ патология считается в случае отсутствия эффекта от проводимого адекватного лечения в течении, не менее, чем последних 4-6-8-10-12 мес. перед МСЭ.
Конкретные сроки лечения перед направлением на МСЭ зависят от имеющейся у больного патологии.
Ориентировочно сроки лечения перед направлением на МСЭ можно оценить по материалам этой ссылки:
Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности

В настоящее время основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности — является вступивший в силу с 01.01.2020г. Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н.
К данному Приказу имеются два приложения в виде таблиц (по взрослым и по детям), в которых приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).
Приложение № 1 к Приказу 585н (по взрослым)
Приложение № 2 к Приказу 585н (по детям)

Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях).
Конкретная группа инвалидности зависит от размера процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н:
10-30% — инвалидность не устанавливается.
40-60% — соответствуют 3-й группе инвалидности.
70-80% — соответствуют 2-й группе инвалидности.
90-100% — соответствуют 1-й группе инвалидности.
40-100% — соответствует категории «ребенок-инвалид» (для лиц моложе 18 лет).

В настоящее время ОЖД (ограничения жизнедеятельности) в различных категориях уже не ставятся «во главу угла».
Формально — да, для установления инвалидности наличие ОЖД требуется и сейчас, но в настоящее время решающее значение для установления инвалидности имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу585н.
На практике в настоящее время при решении вопроса о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности приоритетное (решающее) значение имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу585н.

Если у больного имеется СТОЙКАЯ патология с размером процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н от 40% и выше, то в этом случае — инвалидность устанавливается.
Подробнее — см. Автоопределитель групп инвалидности.

Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.

Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума:
Оформление инвалидности простым языком

ТЕОРИЯ установления инвалидности

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться , ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.

На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

В случае, если организация , оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п.19. «Правил….»).

Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

При наличии «Направления на МСЭ (форма 088/у)» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому.

На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
— Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ;
— при наличии у больного патологии, предусмотренной пунктами раздела IV приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

В соответствии с п.31 «Правил …» в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования , запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп – на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1, 2 года, 5 лет, до достижения возраста 14 лет, либо до достижения возраста 18 лет.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
— не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, указанные в пунктах раздела I приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
— не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний);
— при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше, а также при наличии у больного патологии, указанной в пунктах раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
— при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

Читайте так же:  Компенсационные выплаты педагогическим работникам

В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
1. Справка о группе инвалидности.
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
3. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА).

Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина — в противном случае решение объявляется в устной форме).
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:

установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;

— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;

— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:

—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.

Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.

Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.

Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.

Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.

Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.

Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.

Читайте так же:  Как оплачивать стаж

Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.

МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.

Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.

По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

Фото: Александр Петросян/aleksandrpetrosyan.com

Деятельность и задачи

Задачи медико-социальной экспертизы, которые решает бюро для определения группы инвалидности разработаны Министерством труда и соцзащиты за № 664н от 29/09/14, всего существует пять видов основных задач медико-социального освидетельствования:

    Подтверждение инвалидности. Для установления недееспособности проводится исследование, которое основано на законах специального правительственного постановления. Инвалидом считается индивид, здоровье и функциональность которого нарушена, в результате чего возникли стойкие препятствия для осуществления нормально жизнедеятельности и необходимости в социальной защите. Человека признают частично или в полной мере недееспособным в следующих случаях:
    — У гражданина присутствуют нарушения здоровья и стойкие расстройства организма, вызванные травмой или серьезной патологией;
    — Он нуждается в восстановлении и социальной защите;
    — Он в полной мере или частично потерял возможность самообслуживания, ориентироваться в пространстве или свободно перемещаться, трудоустраиваться или нормально взаимодействовать с другими людьми.

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Читайте так же:  Единовременное пособие при рождении сроки обращения

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники.

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

Видео (кликните для воспроизведения).

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Источники

Медико социальная экспертиза проводится специалистами бюро
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here