Механизм установления налоговых льгот

Налоговые льготы: понятие, виды

Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы.

Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:

  • не уплачивать налог или сбор;
  • уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение индивидуального характера, т.е. отсутствие отдельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретно-определенных одного лица или организации (т.е. льготы устанавливаются для определенной категории лиц, для целого ряда, а не индивидуально).

Виды налоговых льгот:

  • изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов;
  • скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;
  • налоговые кредиты, под которыми понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки:
  1. снижение ставки налога;
  2. отсрочка или рассрочка уплаты налога;
  3. возврат ранее уплаченного налога;
  4. зачет ранее уплаченного налога;
  5. замена уплаты налога натуральным исполнением.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это означает, что в ряде случаев налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.

Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот

в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;

2) нормы законодательства

о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться

от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства

о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

повышение уровня социальной защиты населения;

обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы

по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот

по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.

Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8742 — | 8279 — или читать все.

Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями

юридические науки

  • Хакимов Ильвир Венерович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
  • НАЛОГИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • НАЛОГОВОЕ ПРАВО
  • ДОХОДЫ

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Гончаренко Л.И., Журавлева И.А., Липатова И.В. Налоговые стимулы привлечения инвестиций в образовательный процесс вузов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2016, №4.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Механизм установления налоговых льгот

Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления.

Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:

  • не уплачивать налог или сбор;
  • уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

Читайте так же:  Льготы на оплату газа ветеранам

Виды налоговых льгот:

  • изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов;
  • скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;
  • налоговые кредиты, то есть, направленные на уменьшение налоговой ставки:
  • снижение ставки налога;
  • отсрочка или рассрочка уплаты налога;
  • возврат ранее уплаченного налога;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога натуральным исполнением

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

реферат Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Год: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: Всероссийская Государственная Налоговая Академия
Министерство Финансов Российской Федерации

Реферат
по дисциплине:
«Финансовое право»
на тему:
«Налоговые льготы:
понятие, виды, механизм установления»

Выполнил:
студент гр.ФО-503
Божьев В.
Проверил:
Кобзарь-Фролова М.Н.

Москва, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………… …………………..3
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10
Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16
Заключение……………………………………… . ..18
Библиографический список………………………………………….19

Глава 3. Механизм установления налоговых льгот.
Стоит отметить, что на практике не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. Льготы очень зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области даны значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы, с которыми не все предприятия, особенно малые, успевают ознакомиться.
Таблица 1. Механизм установления налоговых льгот. 3

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Скачивание работы

Уникальность по antiplagiat.ru:

Файл с работой будет доступен примерно через 1 минуту после оплаты.

Вид налога Предприятия малого бизнеса Некоммерческие орг-ции С/х товаропроизводители Организации в сфере инновационной деятельности
НДС Организации и ИП имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ). Как воспользоваться данной льготой тоже объяснено в указанной статье. Не подлежит налогообложению на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также др. товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
и т.д.
реферат Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления
Не определен

Получить бонусные баллы для скачивания работы можно за регистрацию и добавление своих работ в каталог.

Согласен с условиями оферты Порядок получения работы

Выберите способ оплаты

Внимание, вы не авторизованы на сайте. Эту работу получите, нажав «вернутся в магазин», после оплаты.

Правовой механизм налога и его элементы

Регулирование правового механизма налога осуществляется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговойобязанности. Налоговый кодекс РФ закрепляет эти основания. Так, в ст. 17 определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Неустановление или неопределение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.

Общие принципы налогообложения.

4. Принцип законодательной формы установления налогов. С древних времен налог был признаком несвободы человека. Сегодня наличие налогов свидетельствует о демократичности общества, поскольку юридическое оформление налогового бремени законодательно закрепляет правовую границу вмешательства государства в хозяйственную и личную жизнь. Цель налогообложения кажется парадоксальной — ограничить право частной собственности, чтобы одновременно эту собственность защитить от потенциально безграничных притязаний государства на доходы частных лиц.

Адам Смит сформулировал и обосновал четыре принципа, ставших впоследствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического государства:справедливость, определенность, удобство, эффективность.

Первый принцип сформулирован Адамом Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества».

Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена Адама Смита социально-экономическим условиям.

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали».

Принцип определенности, который также можно назвать и принципом законности, означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и для плательщика и для другого лица.

Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта. Адам Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого не угодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности»1.

Читайте так же:  Код единовременного пособия при рождении ребенка

Третий принцип требует, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика.

Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил название «принципа нейтральности налогообложения».

Принцип эффективности налоговой системы означает, что правила взимания налога должны быть таковы, чтобы налог извлекал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. Иначе говоря, это требование применения дешевых методов администрирования в налоговой системе. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников, так что значительная часть собранных налогов расходуется на их оплату, то налоговая система будет неэффективной.

Адам Смит отметил и другие признаки неэффективной системы налогообложения.

Принцип эффективности нарушается, если правила налогообложения допускают возможность официальным лицам чинить препятствия предпринимательской деятельности, дающей работу и средства существования множеству людей.

Неэффективна налоговая система, которая предусматривает наложение таких санкций за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу будущих доходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:43, реферат

Краткое описание

Говоря о справедливой налоговой политике сейчас, не учитывать значимости такой важной её составляющей как налоговые льготы не представляется возможным. В современном обществе условия ведения бизнеса достаточно жёсткие, не всем товаропроизводителям удаётся успешно выйти на рынок и закрепиться на нём, благополучно выдерживая быстрый темп экономического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10
Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16
Заключение………………………………………. 18
Библиографический список………………………………………….19

Содержимое работы — 1 файл

Правовой механизм налога и его элементы

В систему правового механизма налога входят обязательные и факультативные элементы. При этом обязательные объединены в 2 группы: основные и дополнительные.

Первая группа (основные элементы) устанавливают фундаментальные, сущностные налоговые характеристики, формирующие главное представление о сущности налогового механизма. В случае если какой-то из основных элементов правового механизма налога отсутствует, тогда нельзя точно определить тип данного платежа. Таким образом, налоговый механизм становится неопределенным.

Основными элементами правового механизма налога/сбора являются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая ставка.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вторая группа (дополнительные элементы) правового механизма налога конкретизируют специфику определенного платежа, делают завершенной и полной систему налогового механизма.

Необходимо отметить, что дополнительные элементы также являются обязательными, как и основные, и не обладают факультативным характером.

Целостность правового механизма налога достигается за счет совокупности основных и дополнительных элементов. Поэтому если хотя бы один из дополнительных элементов отсутствует, значит, это не дает возможности закрепить в законодательстве отдельный налог/сбор. Дополнительные элементы правового механизма налога в своей совокупности довольно многообразны (зависят от степени конкретизации налогового механизма). Но данная совокупность включает в себя 2 подгруппы, состоящие из:

  1. дополнительных элементов правового механизма налога, детализирующих основные либо связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения – это категории, которые напрямую зависят от объекта налогообложения);
  2. дополнительных элементов правового механизма налога, которые обладают самостоятельным значением (налоговые льготы, способы, сроки и методы уплаты налога, бюджет либо фонд, в который зачисляются налоговые платежи).

Итак, дополнительными элементами правового механизма налога является:

  • налоговая льгота;
  • предмет, база, единица обложения налогов;
  • источник уплаты налогов;
  • методы, сроки, способы уплаты налогов;
  • тонкости налогового режима;
  • бюджет/фонд поступления налогов (сборов);
  • особенности представления налоговых отчетов.

И для основных, и для дополнительных элементов характерна обязательность, без которой невозможно установление соответствующего налогового механизма. В свою очередь, дополнительность элемента указывает не на его необязательность, а как раз на тонкости регулирования (возможно ли делегирование компетенции и т.п.).

Одним из главных элементов правового механизма налога выступает объект налогообложения.

В качестве объекта налогообложения выступает имущество, прибыль, доход, стоимость реализованной товарной продукции (произведенных работ, предоставленных услуг) или другое экономическое основание со своей стоимостной, количественной или физической характеристикой, с наличием которого у налогоплательщика закон, касающийся налогов и сборов, связывает появление обязанности по уплате налога.

У каждого налога есть собственный объект налогообложения. Но Налоговым Кодексом прямо не установлено, что каждый объект налогообложения должен облагаться лишь 1-м налогом.

Объект налогообложения присутствует у собственника либо лица, который уплачивает конкретный налог. Налоговый кодекс в обязательном порядке устанавливает конкретные формы правовой связи объекта налогообложения с лицом, который обязан уплачивать причитающиеся с данного объекта налоги.

К примеру, человек получает зарплату и, значит, уплачивает в зависимости от ее размера налог на доходы с физ. лиц; банковская организация может производить операции с векселями либо облигациями, поэтому уплачивает налог с операций от покупки/продажи ценных бумаг.

Если у лица есть какой-нибудь объект налогообложения, это значит, возникновение у него налоговой обязанности.

Элементы налога

В Налоговом Кодексе закреплены данные основания. Таким образом, в статье 17 говорится то, что налог признается установленным только в случае определения налогоплательщиков и элементов налогообложения, в частности:

  • объекта налогообложения;
  • налоговой базы;
  • налогового периода;
  • налоговой ставки;
  • порядка расчета налога;
  • порядка и сроков уплаты налога.

Замечание 1

В некоторых случаях при определении налога в законодательном акте, касающемся налогов и сборов, могут предполагаться налоговые льготы с основаниями для их применения плательщиком налога.

В данной ситуации сформулирован конкретный алгоритм построения особых законодательных актов, регулирующих уплату соответствующих налогов/сборов. В случае если законодательством не установлен или не определен хотя бы 1 из составляющих юридической структуры налога, значит, это говорит об отсутствии налоговой обязанности, так как сложный юридический состав ее появления не закреплен в правовых нормах.

Юридические составляющие налога обладают унифицированной структурой, особым порядком расположения статей. Наряду с этим, порой в законодательстве о налоге есть какая-то специальная норма (касаемо бюджетного возмещения, особого порядка и перечня вычетов, льгот и т.п.), которую нельзя применить по иным налогам.

Налоговые льготы.doc

Таблица 1. Механизм установления налоговых льгот. 3

Вид налога Предприятия малого бизнеса Некоммерческие орг-ции С/х товаропроизводители Организации в сфере инновационной деятельности
НДС Организации и ИП имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ). Как воспользоваться данной льготой тоже объяснено в указанной статье. Не подлежит налогообложению на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также др. товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
  • общественными организациями инвалидов (в т.ч. созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. (п.4 ст. 154 НК РФ).
Читайте так же:  Выплачено пособие по временной нетрудоспособности проводка

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса) (п. 3 ст.346.1 НК РФ).

Освобождение от уплаты НДС предоставляется при выполнении на территории РФ следующих НИОКР:

— Относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий;
  • создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации 3-им лицам, их испытание;

— Выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения

Налог на прибыль В случае применения УСН при объекте налогообложения -доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 346.20 НК РФ). При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от др. организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ) Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается налоговая ставка в следующих порядке и размере:

в 2004 — 2012 годах — 0 %;

в 2013 — 2015 годах – 18%;

начиная с 2016 года — в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ. (ст. 2.1. ФЗ 110-ФЗ от 06.08.2001).

Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса) (п. 3 ст. 346. 1 НК РФ).

При амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3 (подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В заключение хотелось бы отметить, что законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении различных организаций в зависимости от их вида деятельности, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот.

Классификация, данная во второй главе, позволяет наиболее полно рассмотреть все виды налоговых льгот. Тем не менее, даже определившись с теоретическим аспектом определения перечня видов налоговых льгот, остаётся несколько спорных вопросов по поводу определения некоторых элементов как налоговых льгот.

Во-вторых, спорным остаётся определение налогового иммунитета как льготы.

В подавляющем большинстве случаев иммунитет подразумевает освобождение дипломатических представительств, а также международных организаций от налогов, взимаемых в государстве пребывания, в соответствии с международным правом.

На таком основании характеристика налогового иммунитета как льготы не является обоснованной. В то же время применение налогового иммунитета относительно учреждений и организаций внутри страны позволяет рассматривать его как льготу.

Так, например, ЦБ на территории РФ обладает налоговым иммунитетом. 5

В-третьих, не до конца определено положение налоговой амнистии в числе прочих налоговых льгот. У неё отсутствует принцип срочности, т. е. Как правило, это разовая акция с ограниченным сроком применения и регламентирующаяся не налоговым, а другим законодательством.

Существует ещё одна проблема: установление перечня льгот на законодательном уровне. Многие авторы подчёркивают сложившийся двойственный характер льгот.

В узком понимании, к налоговым льготам относят лишь те, которые выделены в НК РФ как отдельный элемент налогообложения. Таким образом, льготы выделены лишь в госпошлине, земельном налоге, налогах на имущество организаций и физических лиц. Однако в более широком их понимании льготами следует считать любые налоговые преимущества, такие как: пониженные или даже нулевые налоговые ставки, различные налоговые вычеты и необлагаемые минимумы, отсрочку или рассрочку налогового платежа, специальные налоговые режимы.

Читайте так же:  Сорок лет стажа пенсия

Такое расширенное понимание льгот более обоснованно и логично, будет способствовать более полному учёту потерь налоговых поступлений от льгот государства.

В НК РФ логично было внести следующие рекомендации, позволившие бы усовершенствовать налоговое законодательство относительно льгот:

1. Дать полное и исчерпывающее определение понятия налоговой льготы;

2. Дополнить положениями, полностью определяющими виды налоговых льгот;

3. Дополнить положениями, определяющими порядок пользования налоговыми льготами, в том числе обозначение последствий пользования налоговыми льготами для налогоплательщика.

Данные положения внесли бы большую ясность для самих налогоплательщиков о характере налоговых льгот и о собственных возможностях и перспективах их применения. Таким образом, налоговые льготы в наибольшей степени будут осуществлять одну из своих самых важных функций – регулирующую.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1, статья 56, пункт 1, http://www.kadis.ru/kodeks. phtml?kodeks=14&paper=56.

2. Латыпова Д. В. Сущность и классификация налоговых льгот // Дайджест «Финансы», 2009. № 10. С. 16-24.

3. Моисеева Е. А. Справедливость стимулирования налоговой политикой налоговых льгот // Налоги и финансовое право, 6/2011.

Налог: элементы и правовой механизм

Налоговые правовые отношения обладают собственной спецификой, не свойственной другим правовым институтам. Она состоит в наличии особенных оснований и особенного механизма лишения прав собственности плательщиков налогов. Существование механизмов, которые допускают в некоторых случаях внесудебное лишение/ограничение права частной собственности, требует обеспечения особенных гарантий соблюдения прав плательщиков налогов. Такие гарантии создаются за счет существования особенного механизма установления суммы, которая подлежит зачислению в бюджет в виде налога. Это возможно ввиду существования особенной структуры налоговой обязанности и особенной структуры налога.

Правовой механизм налога/сбора устанавливается, исходя из особенностей компетенции органов госвласти и управления по их определению, изменению, отмене и конкретному закреплению всех составляющих, которые характеризуют налог в качестве целостного совершенного механизма. Законотворческие акты по отдельным налогам/сборам различаются относительно стабильной классической структурой. К составным ее частям относят элементы правового механизма налога/сбора. Причем нужно исходить из того, что правовой механизм налога регулируется через императивный набор элементов, которые определяют сущность и особенности выполнения налоговой обязанности.

Способы уплаты налогов

На практике используются 3 способа уплаты налогов:

Первый (кадастровый) метод имеет исторический характер, и его применяют при медленном развитии правового механизма налогового регулирования. С помощью такого метода определяется средняя доходность объекта обложения в соответствии с внешними признаками. Бывает поземельный, подомовой, промысловый и иные виды кадастров. Для уплаты данных налогов определяются фиксированные сроки взносов.

Второй метод (у источника) означает, что уплата налога происходит до получения налогоплательщиком дохода. По этому способу уплачивается налог на доходы с физ. лиц, который исчисляет и удерживает бухгалтерия того юр. лица, которое выплачивает доход плательщику налога. Такое обыкновенное автоматическое удержание осуществляется безналичным путем.

Третий метод уплаты налога (по декларации) подразумевает перечисление налога после получения дохода его владельцем. Этот способ появился по мере развития личных доходов. Он предполагает подачу налогоплательщиком в налоговую службу декларации (официальное заявление о получаемых им доходах). Налоговая служба на этом основании рассчитывает налог и присылает (вручает) налогоплательщику извещение об уплате.

Похожие материалы

Вместе с тем в части определения доходов и расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имеются особенности, обусловленные статусом государственной образовательной организации как бюджетных учреждений:

  • к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относится имущество, полученное в рамках целевого финансирования (условие: ведение раздельного учета доходов (расходов), полученное (произведенное) в рамках целевого финансирования) и безвозмездно полученное (условие: наличие у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной и уставной деятельности) (пп. 14 и 22 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • при формировании налоговой базы согласно п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. от 29.11.2007) также не учитываются целевые поступления, например целевые поступления на содержание образовательных учреждений и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению;
  • в соответствии с п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание образовательной организации и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Следует отметить, что согласно ст. 284 НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена (но не ниже 13,5%). Многие регионы вводят данную льготу для учреждений бюджетной сферы независимо от вида деятельности. Однако в трех регионах Российской Федерации данная налоговая льгота введена конкретно для образовательных учреждений (включая автономные и бюджетные учреждения) (Московская область, Тюменская область, Новосибирская область).

Помимо рассмотренных выше федеральных налогов в систему налогообложения образовательных организаций входят региональные налоги, такие как транспортный налог и налог на имущество организаций. Льготы по ним для образовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены. С момента вступления в силу 1 января 2005 г. гл. 31 НК РФ образовательные организации являются также плательщиками земельного налога (местный налог). Ранее земельные участки закреплялись за ними в бессрочное бесплатное пользование (п. 1 ст. 39 Закона об образовании). Но льготы для образовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены.

Однако почти во всех регионах не уплачивают налог на имущество бюджетные организации, в том числе образовательные учреждения, в частности, деятельность которых финансируется из регионального и/или местного бюджетов (Сахалинская область, Ленинградская область, Тюменская область, Калужская область, Республика Северная Осетия — Алания, Смоленская область и др.). Также наблюдается дифференциация условий применения налоговых льгот в виде налоговых изъятий в зависимости от вида и характера использования имущества.

Например, в Красноярском крае некоммерческие организации, финансируемые из регионального и (или) местного бюджетов, освобождены от уплаты налога в отношении объектов, используемых для предоставления населению услуг образования. Таким образом, налоговые условия функционирования образовательных организаций высшего образования, с одной стороны, достаточно жесткие, поскольку на них распространяются общие принципы налогообложения коммерческих доходов, но с другой стороны, имеет место принципиальная возможность использования налоговых преференций. В определенной мере можно заметить акцент налоговых освобождений в пользу бюджетных организаций, в том числе по принципу их поддержки для решения социальных задач.

В целом налоговым законодательством предусмотрены следующие виды льгот по налогам на разных уровнях бюджета, которыми могут воспользоваться как вузы, так и коммерческие структуры, инвестирующие в образовательный процесс:

  • введение дифференцированных ставок по одному и тому же налогу для различных категорий налогоплательщиков;
  • освобождение от уплаты налогов (полное и частичное, например для отдельных видов деятельности, или полученных доходов, инвестиций);
  • особый порядок расчета налоговой базы для льготных категорий налогоплательщиков (увеличение размера и видов допустимых вычетов из налоговой базы, отнесение на затраты, применение понижающего коэффициента);
  • снижение по решению регионов непосредственно налоговой ставки налога для юридических и физических лиц — инвестиционных партнеров вуза;
  • применение ускоренной амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • инвестиционный налоговый кредит.
Читайте так же:  Когда будут выплаты ветеранских за январь

Однако их эффективному применению препятствует целый ряд барьеров (законодательные, организационные, экономические, технические), среди которых:

  • неточности налогового законодательства, приводящие к вероятности двоякой трактовки норм, особенно в отношении применения налоговых льгот, в т.ч. регионального уровня; экономическая непривлекательность вузов вследствие низкой материальной, научно-исследовательской, учебно-методической базы, что приводит к низкому качеству подготовки выпускников, не востребованных работодателями — потенциальными инвесторами;
  • необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в случае применения тех или иных механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в вузы, причем как образовательных организаций, так и у организаций-инвесторов;
  • ограниченность бюджетных средств, «заложенных» в бюджетах, для реализации права регионов предоставлять инвестиционный налоговый кредит;
  • барьеры, связанные с реализацией человеческого фактора — технические ошибки, обусловленные необходимостью переработки, проверки и анализа большого объема данных (отчетности, форм, заявлений и пр.) для принятия решений о предоставлении налоговых льгот инвесторам в сфере высшего профессионального образования.

Все это в совокупности приводит к низкому уровню эффективности реализации налоговых преференций в сфере инвестирования в профессиональное образование по сравнению с международной практикой. При этом имеет место и недостаточность налоговых льгот, отсутствие их связи с другими мерами экономического и организационного характера. В результате отсутствие комплекса механизмов налогового стимулирования существенно ограничивает экономический интерес частных инвесторов к участию в развитии и вузов по сравнению с международной практикой. Ежегодно крупные западные корпорации тратят 2 — 5% своего бюджета на обучение и развитие работников. В США значительную часть финансирования высшего образования составляют инвестиции корпораций — примерно 20%. 12 ведущих корпораций США создали совместно с 15 университетами, объединенными с Ассоциацией непрерывного инженерного обучения, новый тип учебного заведения — национальный технологический университет. Общий бюджет сферы образования в США превышает 200 млрд долл. в год. В ряде стран существуют особые льготы, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки.

Использование зарубежного опыта, а также опыта других регионов Российской Федерации, стимулирующих развитие образование с помощью использования налоговых льгот должно использоваться также и в Ростовской области, что позволит не только повысить качество образования в регионе, но и стимулировать инвестиционный процесс, привлекая зарубежных инвесторов в развитие системы образования региона.

Понятие налоговой базы, периода, ставки

Налоговая база является стоимостной либо физической характеристикой объекта налогообложения.

Налоговая база рассчитывается плательщиками самостоятельно на основании сведений из бухгалтерского учета и (либо) на основании другой документально подтвержденной информации об объектах, которые подлежат налогообложению либо связаны с ним.

Налоговым периодом признается календарный год либо другой временной период, который применяется к отдельным видам налогов, по завершении которого исчисляется налоговая база и сумма налога к уплате.

Применительно к некоторым видам налогов налоговый период включает несколько отчетных периодов, по результатам которых подлежат уплате авансовые платежи. Длительность (начало и окончание) каждого налогового периода устанавливает законодательство о налогах и сборах по отношению к каждому отдельному виду налога.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу исчисления налоговой базы.

При определении налоговой ставки законодатель должен соблюдать принципы экономической обоснованности налога, а также реальной способности субъектов уплачивать данный налог (статья 3 Налогового Кодекса).

Ставки бывают твердыми и процентными (квоты). Первые определяются в абсолютной сумме на единицу налогообложения.

Порядок расчета налога является процессуальным действием, в соответствии с которым налогоплательщик сам рассчитывает сумму налога, которая подлежит уплате за соответствующий налоговый период.

При исчислении суммы налога в расчет принимается налоговая база, налоговая ставка и налоговые льготы. Иногда в некоторых ситуациях, которые прямо предусмотрены в налоговом законодательстве, обязанность по расчету суммы налога может возлагаться на налоговую службу либо налогового агента.

Порядок, а также сроки уплаты налога определяются по нормам Налогового Кодекса применительно по каждому виду налога. По общим правилам уплата налога осуществляется разовой уплатой полной суммы налога в наличной либо безналичной денежной форме. Что касается федеральных налогов и сборов, то порядок уплаты здесь определяет Налоговый Кодекс. А при определении порядка уплаты налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов приоритет отдается соответствующим региональным законам либо решениям органов местного управления.

Налоговые льготы

Дополнительный элемент правового механизма налога – это налоговые льготы.

Льготы по налогам/сборам – это конкретные преимущества, которые предоставляются отдельным категориям плательщиков налогов.

Налоговый Кодекс устанавливает правовой режим предоставления налоговых льгот, в соответствии с которым:

  • можно не уплачивать налог/сбор;
  • можно уплачивать налог/сбор в объеме меньшем, чем установленный по общим нормам соответствующей главы части 2-й Налогового Кодекса.

Налоговые льготы устанавливает исключительно законодательство о налогах и сборах, потому нормы других «неналоговых» законов, которые предоставляют какие-то налоговые преимущества отдельным субъектам, не обладают юридической силой, а значит, применению не могут подлежать.

Один из критериев определения налоговых льгот – это исключение индивидуального характера, то есть отсутствие конкретного порядка либо конкретных условий налогообложения конкретно 1-го лица либо компании.

На практике могут использоваться следующие виды налоговых льгот:

  • изъятие (исключение из налогообложения конкретных объектов);
  • скидка (льгота, направленная на снижение налоговой ставки);
  • налоговые кредиты (уменьшение налоговой ставки, отсрочка либо рассрочка уплаты налога, возврат части ранее уплаченных налогов, зачет ранее уплаченных налогов, замена уплаты налогов натуральной формой).

Пунктом 2 статьи 56 Налогового Кодекса закрепляется следующее: налоговые льготы – это право, но не обязанность налогоплательщика. Это, значит, что в некоторых ситуациях налогоплательщик может отказаться от применения налоговых льгот на юридическом основании, точно также, как и приостановить их применение на 1 либо несколько налоговых периодов.

Но слабо проработанный законодателем механизм переноса льгот на будущие налоговые периоды не дает возможности в полном объеме применять налоговые льготы как действенный правовой регулятор общественных отношений.

По-другому обстоят дела с факультативными элементами. В некоторых ситуациях специфика налога требует того, чтобы выделить в его механизме особенные элементы, характерные исключительно для этого налога, к примеру, введение специальных кадастров по отношению к имущественным налогам, специфических реестров, бандерольный метод уплаты налога и т.п. Данные элементы входят в группу факультативных, которые могут присутствовать или не присутствовать в налоговом механизме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, правовой механизм налога и его элементы, которые зафиксированы статьей 17 Налогового Кодекса, закрепляет конституционный принцип уплаты законно определенных налогов (статья 57 Конституции РФ).

Источники

Механизм установления налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here