Методика медико социальной экспертизы

Структура МСЭ и задачи медико-социальной экспертизы

Среди всех государственных органов, которые занимаются решением проблем социально незащищенных индивидов, деятельность медицинской экспертизы стоит особняком. Данная организация является первым и главным звеном, которое влияет на определение социального статуса определенной группы людей. Эта медицинская процедура осуществляется в три этапа и регулируется законодательством на основании Федеральных законов №9, №181 и соответствующих их статей 9, 7. В данной статье мы остановимся более детально на структуре, функциях и задачах МСЭ.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) находится по адресу: 127994, ГСП-4, Москва, ул. Ильинка, 21.

Основным назначением судебной медико-социальной экспертизы является освидетельствование определенного круга лиц для выявления их степени нетрудоспособности. Как уже говорилось ранее, сама процедура производится в несколько этапов. Практическое выполнение процесса возложено на соответствующие госучреждения, которые входят в состав МСЭ:

  • Главное бюро МСЭ,
  • Федеральное бюро МСЭ.

Остановимся на целях и задачах каждого бюро медико социальной экспертизы более детально. Рассмотрим основные функции Главного бюро МСЭ:

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53928 и ГОСТ Р 53931.

Основные функции федерального бюро медико-социальной экспертизы

Федеральный орган медико-социальной экспертизы в свою очередь занимается следующими вопросами:

Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 1

4 Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы. 1

4.1 Контроль качества предоставления государственной услуги по проведению медико-

социальной экспертизы граждан . 2

4.2 Контроль качества услуг по разработке, реализации и коррекции индивидуальной

программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида). 2

4.3 Контроль качества услуг по установлению факта наличия инвалидности, причин инвалидности, времени наступления и срока инвалидности, степени ограничения способности

к трудовой деятельности, утраты профессиональной трудоспособности. 3

4.4 Контроль качества услуг по установлению группы инвалидности. 3

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые населению федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и устанавливает порядок проведения контроля качества этих услуг.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53928 Медико-социальная экспертиза. Качество услуг медико-социальной экспертизы. Общие положения

ГОСТ Р 53931 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. е котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Медико-социальная экспертиза

Деятельность и задачи

Задачи медико-социальной экспертизы, которые решает бюро для определения группы инвалидности разработаны Министерством труда и соцзащиты за № 664н от 29/09/14, всего существует пять видов основных задач медико-социального освидетельствования:

    Подтверждение инвалидности. Для установления недееспособности проводится исследование, которое основано на законах специального правительственного постановления. Инвалидом считается индивид, здоровье и функциональность которого нарушена, в результате чего возникли стойкие препятствия для осуществления нормально жизнедеятельности и необходимости в социальной защите. Человека признают частично или в полной мере недееспособным в следующих случаях:
    — У гражданина присутствуют нарушения здоровья и стойкие расстройства организма, вызванные травмой или серьезной патологией;
    — Он нуждается в восстановлении и социальной защите;
    — Он в полной мере или частично потерял возможность самообслуживания, ориентироваться в пространстве или свободно перемещаться, трудоустраиваться или нормально взаимодействовать с другими людьми.

Полномочия МСЭ

В полномочия данной структуры по МСЭ входят:

  1. Отправление на дополнительные обследования для создания более конкретной картины развития патологии.
  2. Сбор необходимых данных по недееспособному человеку.
  3. Регистрация жалоб и прием мер реагирования по ним.
  4. Консультирование и курирование работы медицинских организаций.
  5. Организация проверки адаптированных для инвалида условий труда.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медицинская социальная экспертиза направлена на выявление у обратившегося человека признаков инвалидности. Все действия организаций, выполняющих и курирующих проведение данной процедуры, регулируется законодательством Российской федерации и вышестоящими в иерархии структуры органами.

Консультации относительно МСЭ для инвалидов и их родственников относительно дальнейших действий производятся высококлассными врачами-экспертами, которые проходят специальное обучение в этой сфере. При постановке человеку статуса недееспособного ему положена трудовая пенсия при наличии определенного трудового стажа. При отсутствии положенного стажа гражданину назначается социальная пенсия. Помимо государственных выплат недееспособный человек может рассчитывать и на другие виды социальной поддержки со стороны государства и социальных служб, в том числе предоставление курирующего его состояние здоровья медицинского работника.

Организация медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза – служба, осуществляющая комплексную оценку состояния здоровья инвалидов.

Медико-социальная экспертиза устанавливает:

ü причину и группу инвалидности;

ü степень утраты трудоспособности;

ü определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты;

ü дает рекомендации по трудовому устройству инвалида.

На МСЭ направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:

1) при очевидном неблагоприятном прогнозе независимо от сроков временной нетрудоспособности;

2) при решении вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности;

3) работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Для проведения МСЭ необходимы:

1. письменное заявление пациента;

2. данные результатов его клинического обследования, подписанные лечащим врачом, заместителем главного врача по МСЭ и заверенные печатью ЛПУ.

Читайте так же:  Коэффициент пенсии по вредности

МСЭ включает в себя несколько этапов:

I этап – установление врачами МСЭ наличия и степени выраженности нарушений основных функций организма освидетельствуемого, т.е. проводится клинико-функциональная диагностика (КФД):

а) психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышл-ия, речи, эмоций,

б) сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

в) стато-динамической функции;

г) функций висцеральных органов (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ, внутренней секреции).

II этап – определение категорий и степени выраженности ограничений жизнедеятельности у освидетельствуемого, к которым приводят выявленные на 1-ом этапе функциональные нарушения организма. Выделяют следующие категории жизнедеятельности:

ü способность к самостоятельному передвижению;

ü способность к ориентации;

ü способность к общению;

ü способность контроля своего поведения;

ü способность к обучению;

ü способность к самообслуживанию;

ü способность к трудовой деятельности.

III этап – выявление реабилитационных возможностей инвалидов относительно восстановления конкретных видов жизнедеятельности.

Данный этап базируется на результатах двух предыдущих этапов и на результатах реабилитационно-экспертной диагностики, включающей оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

К учреждениям МСЭ относятся бюро медико-социальной экспертизы и Главное бюро медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы.

Задачами бюро являются:

ü определение группы инвалидности;

ü разработка индивидуальных программ по реабилитации инвалидов;

ü содействие в реализации мероприятий по социальной защите инвалидов;

ü оценка эффективности реабилитационных мероприятий;

ü учет инвалидности;

ü участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

В состав бюро МСЭ входят три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог.

В состав Главного бюро входят четыре врача-специалиста и несколько специалистов по социальной работе и реабилитации.

В случае признания лица инвалидом специалистами бюро в месячный срок разрабатывается ИПР. Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт инвалидности и ИПР.

В случае несогласия больного с экспертным решением можно обжаловать это решение, подав заявление в бюро МСЭ, в Главное бюро или в соответствующий орган соцзащиты. Бюро, проводившее освидетельствование, в 3-х дневный срок со дня получения заявления направляет его в Главное бюро МСЭ, которое не позднее 1 месяца со дня получения заявления проводит МСЭ и на основании полученных результатов выносит решение. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в органе соцзащиты населения субъекта РФ.

В целях реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ приняло постановление № 965 от 13.08.96 г. «О порядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением утверждены:

а) «Положение о признании лица инвалидом»;

б) «Примерное положение об учреждениях государственной экспертизы».

Учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об учреждениях.

Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии:

1) с органами социальной защиты населения;

2) с учреждениями здравоохранения;

3) со службой занятости;

4) другими учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов;

5) с представителями общественных организаций инвалидов.

Лицо без определенного места жительства принимается на МСЭ по направлению органа соцзащиты населения. Орган соцзащиты населения может направлять на МСЭ лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в соцзащите при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами.

В случае отказа учреждения здравоохранения или органов соцзащиты населения в направлении на МСЭ лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

Среди документов МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) важнейшими являются:

1. «Акт освидетельствования», который заполняется одновременно со статистическим талоном;

2. «Заключение» – для лечебно-профилактического учреждения;

3. «Извещение» – для предприятия;

4. Направление в отдел социального обеспечения;

5. «Справка о решении комиссии» – для выдачи на руки больному.

Медицинские услуги, необходимые для проведения МСЭ, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ.

45. Медико-социальная экспертиза (мсэ), определение, содержание, основные понятия.

Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена следующая структура МСЭ:

1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая

а) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)

б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

в) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.

Основные задачи МСЭ:

1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности

2. установление причин инвалидности

3. определение трудовых рекомендаций

4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов

5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности

6. экспертный контроль за длительно болеющими

7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности

8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой

Основные понятия МСЭ:

1) трудоспособность — такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:

а) медицинский — влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.

Читайте так же:  Таблица выхода на пенсию по вредности

б) социальные — включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).

2) нетрудоспособность делится на:

а) временную — функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.

б) стойкую — возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.

Временная и стойкая нетрудоспособность могут:

1. полной — невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.

2. частичной (ограничение трудоспособности) — невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

Аспекты экспертизы нетрудоспособности:

1) медицинские – исследование характера заболевания;

2) социальные –возможность выполнять профессиональный труд, его изменить или прекратить;

3) юридические – экспертиза регламентируется документами, врач несет ответственность;

4) статистические – на государственном уровне осуществляется статистический учет времени нетрудоспособности, стойкой нетрудоспособности;

5) экономические – по документам государство выплачивает пособия или пенсии.

45. Медико-социальная экспертиза (мсэ), определение, содержание, основные понятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена следующая структура МСЭ:

1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая

а) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)

б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

в) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.

Основные задачи МСЭ:

1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности

2. установление причин инвалидности

3. определение трудовых рекомендаций

4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов

5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности

6. экспертный контроль за длительно болеющими

7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности

8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой

Основные понятия МСЭ:

1) трудоспособность — такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:

а) медицинский — влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.

б) социальные — включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).

2) нетрудоспособность делится на:

а) временную — функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.

б) стойкую — возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.

Временная и стойкая нетрудоспособность могут:

1. полной — невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.

2. частичной (ограничение трудоспособности) — невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

Аспекты экспертизы нетрудоспособности:

1) медицинские – исследование характера заболевания;

2) социальные –возможность выполнять профессиональный труд, его изменить или прекратить;

3) юридические – экспертиза регламентируется документами, врач несет ответственность;

4) статистические – на государственном уровне осуществляется статистический учет времени нетрудоспособности, стойкой нетрудоспособности;

5) экономические – по документам государство выплачивает пособия или пенсии.

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.

Читайте так же:  Социальные пенсии назначаются гражданам

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:

установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;

— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;

— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:

—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.

Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.

Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.

Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.

Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.

Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.

Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.

Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.

Читайте так же:  Индексация пенсий закон 385

МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.

Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.

По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ГОСТ Р 58262-2018 Медико-социальная экспертиза. Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы

ГОСТ Р 58262—2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСЛУГ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Medical-social expertise.

Quality control of services of medical-social expertise

Дата введения — 2019—07—01

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСЛУГ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ГОСТ Р 58262—2018

Существующие виды

С составом МСЭ и функциями этих государственных учреждений мы разобрались. Рассмотрим, в каких направлениях они работают, и какие виды деятельности существуют:

  1. Устанавливают инвалидность несовершеннолетнему ребенку на основании приобретенных в результате длительной патологии или врожденных болезней.
  2. Занимаются освидетельствованием людей и принимают решение об их недееспособности, которая возникла по причине перенесенной тяжелой патологии, наряду с психическими расстройствами.
  3. Проводят мероприятия по реабилитации работающих граждан, которые утратили ее в результате производственной травмы.
  4. Определяют группы при возникновении профессиональной патологии.
  5. Проводят повторную МСЭ для определенной категории лиц.
  6. Определяют потребность для освидетельствованного человека в постоянном надзоре со стороны родственников или медицинских работников.
  7. Устанавливают, почему наступила инвалидность, данная медицинская процедура применяется только для некоторых категорий лиц.
  8. Устанавливают причину смерти инвалида путем проведения медико-социальной экспертизы.

Программа утверждается после принятия положительного решения на основе освидетельствования относительно предоставления статуса нетрудоспособного.

Состав и структура

Действующая структура, состав учреждений, их виды и функции МСЭ установлены на основе ранее существующей врачебной трудовой экспертизы. Она была ограничена в своей деятельности только вопросами недееспособности граждан. При этом связь с Министерством Труда сохранилась и до сегодня.

Медицинская экспертиза предполагает четкую организацию работы в своей сфере деятельности, отсюда и ее иерархическая структура. В ее состав входят три госучреждения: региональный орган, местный орган и федеральный орган. Каждое последующее по иерархии звено подчиняется вышестоящему органу. При этом функции каждой государственной организации распределены целесообразно между структурами, но в то же время связанны в одну единый социальный орган.

Непосредственное освидетельствование людей с ограниченными возможностями производится на местном уровне Федеральном бюро. Такие органы располагаются во всех крупных городах страны. Их работу курируют региональные центры, которые представляют собою следующий уровень иерархии. Эти органы подчиняются Главному Московскому Федеральному бюро. Сроки освидетельствования:

Вид инвалидности Срок действия
1 I группа инвалидности 2 года
2 II и III группа инвалидности 1 год
3 Детская инвалидность 1 или 2 года или до достижения совершеннолетия

Перечисленные инстанции МСЭ имеют унифицированные полномочия, однако каждый из вышестоящих органов наделены более широкими возможностями и несет ответственность не только за свои действия, но и за действия нижестоящих инстанций.

Также следует отметить, что все перечисленные составляющие подчиняются непосредственно Медицинскому биологическому центру, который входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Поэтому основная часть законов, на которые опирается в своей работе Биологический центр, взяты из законотворческого правительственного первоисточника Российской Федерации.

Текст ГОСТ Р 58262-2018 Медико-социальная экспертиза. Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно* технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАН* ДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2018 г. N9 881-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gosi.nj)

Читайте так же:  Мвд россии стаж службы

© Стандартинформ, оформление. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы

Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы заключается в проверке полноты, своевременности предоставления этих услуг, а также их результативности.

ГОСТ Р 58262—2018

4.1 Контроль качества предоставления государственной услуги по проведению медикосоциальной экспертизы граждан

4.1.1 При рассмотрении представленных в бюро медико-социальной экспертизы сведений, анализе данных амбулаторных карт и историй болезней проверяют, насколько эти документы дают полную и объективную картину состояния здоровья освидетельствуемого гражданина и его заболевания.

4.1.2 При проведении личного осмотра освидетельствуемого проверяют, насколько этот осмотр дополнил полученные ранее сведения и позволил дать более полную и объективную информацию о состоянии его здоровья.

4.1.3 При оценке состояния здоровья освидетельствуемого лица проверяют, в какой степени эта оценка выявляет возможные изменения в состоянии его органов и систем и определяет причины их возникновения.

4.1.4 При определении степени ограничения жизнедеятельности и ее оценке проверяют, насколько рассмотрение и комплексный анализ различных качественных и количественных показателей стойкого нарушения функций организма дает объективное и полное представление о состоянии жизнедеятельности освидетельствуемого лица.

4.1.5 При определении реабилитационного потенциала проверяют, дается ли при этом полное представление о состоянии возможностей и способностей восстановления или компенсации нарушенных функций социальных связей обследуемого.

4.1.6 При направлении освидетельствуемого в случае необходимости на дополнительное обследование и его проведении проверяют, в какой степени восполняются недостающие сведения о нем и добавляются новые.

4.1.7 При формировании клинико-функционального диагноза проверяют, насколько полно предоставлена освидетельствуемому информация о виде нарушений и степени выраженности нарушений функции организма.

4.1.8 При рассмотрении жалоб осеидетельствуемых лиц проверяют, насколько обеспечено объективное и оперативное рассмотрение сути жалоб, а в случае признания их обоснованным, удовлетворение просьб заявителей.

4.1.9 При проведении повторного освидетельствования граждан, прошедших освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы проверяют, насколько восполнены недостающие сведения о состоянии здоровья граждан и добавлены новые данные для объективной оценки этого состояния.

4.1.10 б случае предоставления гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснений по вопросам медико-социальной экспертизы проверяют, насколько полно и объективно предоставляется им информация о задачах и функциях бюро медико-социальной экспертизы, оказываемых ими услугах, а также о правах и обязанностях осеидетельствуемых.

4.1.11 При контроле осуществления комплексной реабилитационно-экспертной диагностики проверяют, в какой степени она определила, какие ограничения жизнедеятельности есть у обследуемого, какова у него степень утраты профессиональной трудоспособности, каково состояние его реабилитационного потенциала и в каких мерах социальной защиты он нуждается.

4.2 Контроль качества услуг по разработке, реализации и коррекции индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)

4.2.1 Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) должна быть разработана по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

4.2.2 Контроль качества заполнения индивидуальной программы осуществляется проверкой того, насколько полно определены необходимые мероприятия по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической (для детей до 18 лет) реабилитации (абилитации) конкретного инвалида, и обоснованно определена нуждаемость в технических средствах реабилитации и срока их проведения.

4.2.3 Контроль качества внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется проверкой, насколько было оправдано внесение в нее исправлений, поправок и дополнений и в какой степени коррекция программы повлияла на улучшение состояния здоровья и другие показатели реабилитации инвалида.

4.3 Контроль качества услуг по установлению факта наличия инвалидности, причин инвалидности, времени наступления и срока инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, утраты профессиональной трудоспособности

4.3.1 Установление факта наличия инвалидности контролируется проверкой соответствующих документов, устанавливающих факт нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма. приводящего к ограничению жизнедеятельности и необходимости мер социальной защиты.

4.3.2 Установление времени наступления инвалидности контролируется проверкой, соответствует ли оно дате поступления в бюро медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом с приложением к заявлению необходимых документов.

4.3.3 Установление срока инвалидности (промежутка времени, на который установлена инвалид* кость) контролируется проверкой его соответствия действующим Федеральным законодательством и нормативным правовым актам.

4.3.4 Установление причин инвалидности контролируется проверкой, явилось ли оно результатом объективного рассмотрения в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством и нормативными правовыми актами всех явлений и факторов, вызывающих возникновение инвалид* кости или способствующих этому возникновению и дающих основание для определенного порядка на* значения и размера пенсии, а также право на различные меры социальной поддержки.

4.4 Контроль качества услуг по установлению группы инвалидности

4.4.1 Качество услуг по установлению лицу, признанному инвалидом, группы инвалидности кон* тролируется проверкой, соблюдается ли требование осуществлять это установление в зависимости от степени нарушения функций организма с учетом медицинских факторов (основных и сопутствующих заболеваний, их характера и особенностей), типа нарушений основных функций организма, профессии больного, его возраста, возможности заниматься трудовой деятельностью, а также ряда других факторов.

ГОСТ Р 58262—2018

УДК 658.382.3:006.354 ОКС 03.080 30 ОКПД2 86

Ключевые слова: медикосоциальная экспертиза, бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида, качество услуг медико-социальной экспертизы, освидетельствование, нарушение здоровья, инвалидность, контроль качества услуг медикосоциальной экспертизы

Редактор Л.В. Коретникоеа Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор М.В. Еучная Компьютерная верстка И.А. Напеокиной

Сдано в набор 06.11.2018. Подписано в печать 22.11.2018. Формат eO*84Vg. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 0.93. Уч.-изд. л. 0.74.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Источники

Методика медико социальной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here