Налоги и налоговые льготы для малого бизнеса

Малый бизнес

Малый бизнес и его поддержка в 2020 году

Владельцы небольших предприятий и предприниматели сталкиваются с множеством трудностей. Это и недостаток финансов, и сложности с поиском клиентов, и налоговое бремя. Но закон предусматривает для малого бизнеса немало мер государственной поддержки. Рассмотрим, на какие льготы может рассчитывать малый бизнес в 2020 году.

Кто относится к малому бизнесу

Прежде чем говорить о господдержке малого бизнеса, нужно понять, на кого именно распространяются льготы. Критерии для отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу определены в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…»:

  1. Ограничения по структуре уставного капитала:

— доля государственных органов, общественных организаций и фондов не должна превышать 25%;

— доля иностранных юридических лиц и компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, не должна превышать 49%.

  1. Ограничения по масштабу бизнеса:
Параметр Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес
Среднесписочная численность работников, чел. до 15 16-100 101-250
Годовая выручка, млн руб. до 120 120-800 800-2 000

Предприниматели относятся к малому бизнесу по тем же критериям, что и юридические лица, за исключением состава учредителей.

Каких-то особых преференций для среднего бизнеса законодательство не предусматривает. Поэтому дальше будем говорить о малом бизнесе, имея в виду и предпринимателей, подходящих под их критерии.

А вот выделение среди малого бизнеса «микробизнесменов» — важно, для них предусмотрен ряд особых льгот, о чем расскажем ниже.

С 2016 года ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики формируют его сами, исходя из имеющихся у них данных об ИП и юридических лицах.

Если вы претендуете на получение льгот — сначала проверьте, есть ли ваша компания или ИП в реестре. Если налоговики ошибочно не внесли в него ваш малый бизнес – заполните онлайн-заявку на уточнение данных.

Упрощенное ведение бухгалтерского и кадрового учета

Малый бизнес имеет право на следующие льготы в области бухучета:

  1. Руководитель малого бизнеса может вести учет самостоятельно. Правда, у работающих компаний такая ситуация на практике встречается редко: ведь даже в «микропредприятии» у директора найдется много других забот. А вот если компания пока не ведет деятельность и не имеет сотрудников, то руководитель может сам готовить и сдавать нулевую отчетность, не прибегая к помощи «сторонних» специалистов.
  2. Малый бизнес может пользоваться упрощенным вариантом ведения бухучета и сдавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном формате. В частности, они могут «урезать» план счетов и не применять некоторые ПБУ. А «микропредприятия» вообще имеют право обойтись без двойной записи и регистрировать все хозяйственные операции в одном журнале (рекомендации, утвержденные протоколом ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13).
  3. Малый бизнес может не устанавливать лимит остатка денег в кассе (п. 2 указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 г. N 3210-У).

«Микробизнесмены» могут не оформлять полный набор кадровых документов, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 309.2 ТК РФ). В частности, они имеют право не составлять положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.

Но это не значит, что отношения между «микробизнесменом» и его работником никак не регулируются. Все основные положения, которые более крупные предприятия включают в отдельные документы, в данном случае следует отразить в трудовом договоре.

Налоговые льготы

Строго говоря, использование специальных налоговых режимов не привязано именно к статусу малого предприятия. Но критерии для перехода на особые варианты налогообложения, отраженные в НК РФ, во многом пересекаются с условиями для отнесения бизнесмена к малому бизнесу.

Точнее говоря – указанные критерии находятся «между» лимитами для малого и микробизнеса.

Критерий Микробизнес ПСН ЕНВД УСН Малый бизнес
Численность, чел до 15 до 15 до 100 до 100 до 100
Выручка, млн руб. в год до 120 до 60

до 150 до 800

Таким образом, хотя и не каждое малое предприятие может воспользоваться особым налоговым режимом, но практически каждый «спецрежимник» — это малый бизнес.

Исключение здесь предусмотрено только для единого сельхозналога. Сельскохозяйственные предприятия могут работать на ЕСХН до достижения численности персонала в 300 человек, т.е. выходя за пределы не только малого, но и среднего бизнеса.

Малый бизнес может воспользоваться налоговыми льготами и на региональном уровне. Например, органы власти субъектов РФ имеют право устанавливать ставки налога на имущество организаций в диапазоне от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщика (ст. 380 НК РФ). И во многих случаях именно статус малого предприятия является основанием для применения льготы.

Особая льгота, предусмотренная только для начинающих ИП — это налоговые каникулы . Предприниматели-новички, которые используют «упрощенку» или ПСН, могут до конца 2020 года пользоваться льготной нулевой ставкой по этим налогам. Для применения льготы необходимо, чтобы бизнесмен работал в производственной, социальной, научной сфере или оказывал бытовые услуги населению.

Так как повсеместное внедрение онлайн-касс преследует в первую очередь фискальные цели, то возможность работать без ККТ тоже можно считать налоговой льготой. На начало 2020 года принимать деньги от физических лиц без кассы имеют право только ИП без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства, производят работы или оказывают услуги. Для этих «микробизнесменов» льгота по применению ККТ продлится до 01 июля 2021 года (ст. 2 закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

Малый бизнес и надзорные каникулы

В предыдущем разделе мы говорили о налоговых каникулах. Но, кроме них, сейчас для малого бизнеса действует еще один льготный период – «надзорные каникулы». До конца 2020 года продлен мораторий на плановые неналоговые проверки малых предприятий (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Таким образом, до 31.12.2020 ряд контролирующих органов не могут включать малый бизнес в планы своих проверок. В частности, под мораторий попадают проверки, которые проводят:

  1. Трудовая инспекция.
  2. Пожарная охрана.
  3. Роспотребнадзор
  4. Санитарно-эпидемиологическая служба.
Читайте так же:  Лдпр военная служба в пенсионный стаж

Но продолжение «надзорных каникул», конечно, не означает, что малый бизнес в 2020 году вообще не будут проверять.

Многие виды контроля выведены из-под действия закона, устанавливающего мораторий на проверки (п. 3 и 3.1 ст. 1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В частности, налоговые проверки и контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды проводятся на общих основаниях.

Также «надзорные каникулы» перестают действовать при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, либо окружающей среде.

Упрощенный доступ к госзакупкам

Крупными заказчиками на российском рынке являются государственные структуры и корпорации с госучастием. Но малому бизнесу часто бывает непросто «пробиться» и получить заказ по итогам тендера.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры, которые могут помочь малому бизнесу воспользоваться бюджетными заказами:

  1. Квоты: в 2020 году госучреждения должны заключать контракты с малым бизнесом на сумму не менее 15% от общего объема закупок, а госкорпорации – не менее 18%.
  2. Снижение или отмена обеспечения при подаче тендерных заявок малыми предприятиями.
  3. Сокращенные сроки оплаты. Контракты, заключенные в рамках госзакупок с малыми предприятиями, могут предусматривать отсрочку платежа не более 15 рабочих дней.

Малый бизнес и финансовая поддержка

Кроме перечисленных выше льгот, малый бизнес может получить и прямую помощь из бюджета.

Например, на старте бизнеса начинающие предприниматели имеют право на субсидию от службы занятости, которая составляет не менее 12-кратной суммы пособия по безработице (на начало 2020 года – 86 000 руб.). Такую же сумму бизнесмен получит за каждого трудоустроенного безработного. Регионы могут увеличивать размер пособия или вводить повышающие коэффициенты.

Также существует множество федеральных и региональных программ по субсидированию уже работающего малого бизнеса. Государство компенсирует затраты на создание новых производств, проценты по кредитам или лизингу, направленным на развитие бизнеса и т.п.

Для получения любой субсидии нужно подготовить и защитить бизнес-план, а затем отчитаться о затраченных средствах. Также важно иметь в виду, что финансовые ресурсы, которые выделяются на выплату субсидий, ограничены.

Поэтому заявку лучше всего подавать в начале года или сразу после появления информации о новых программах. Узнать о льготах и получить другую полезную информацию предприниматели могут на федеральном портале, созданном для развития малого бизнеса https://smbn.ru/msp.htm , или на сайтах региональных органов власти.

У малого бизнеса часто нет средств на приобретение в собственность, недвижимости, необходимой для ведения бизнеса, поэтому они вынуждены арендовать ее.

Многие региональные власти дают возможность субъектам малого бизнеса взять недвижимость в аренду на льготных условиях. Это тоже – одна из форм государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Вывод

Государство предусматривает немало мер поддержки для предприятий малого бизнеса.

Это могут быть, как различные льготы и административные «послабления», так и прямая поддержка из бюджета.

Существенная часть преференций для малого бизнеса предоставляется на региональном уровне. Информацию о полагающихся им льготах малый бизнес может узнать, как на федеральном портале, так и на сайтах региональных органов власти.

Льготное налогообложение малого бизнеса: что получается на практике?

Для поддержки и развития малого бизнеса государство предпринимает немало мер, в частности, льготное налогообложение малого бизнеса. Но, к сожалению, большинство из них либо «разбиваются о бюрократические камни» или так и остаются на бумаге, либо на развитие малого бизнеса практически не влияют.

Так, например, для субъектов хозяйствования, чей бизнес подпадает под критерий среднего, малого, и микро-бизнеса установлена льгота в виде упрощенной процедуры оформления документов по экспортно-импортным операциям, а также снижение таможенных пошлин. Для развития малого бизнеса в целом по стране такая льгота практически бесполезна, так как таких фирм не так уж и много на территории России. И создается впечатление, что такая льгота принята с целью удовлетворения интересов группы людей, ее же принимавших (элита от государственных структур).

Государством предоставляется льгота по налогу на прибыль. Она заключается в освобождении налогоплательщика от уплаты авансовых платежей на трехлетний срок. Трудно себе представить, что начинающий бизнесмен, который находится в процессе поиска своей «ниши» на рынке таких же товаров и услуг и освоения всех тонкостей данного бизнеса и вложивший в свой бизнес стартовый капитал (а подчас это заемные средства), сразу начнет получать огромные прибыли. Возможно, его бизнес начнет окупаться через пять-шесть лет. Поэтому данная льгота работает как «галочка» в льготном налогообложении малого бизнеса.

Льготное налогообложение малого бизнеса по налогу на добавленную стоимость — бомба замедленного действия. Поскольку субъект хозяйствования может не являться плательщиком НДС, если его выручка за последние три месяца не превысила 2 млн. рублей. Но, приобретая товар, а это в основном продукция, купленная в розничной торговле, субъект хозяйствования НДС, уплаченный в составе товара, не может поставить себе на возмещение. То есть, фактически переплачивая за товар на сумму НДС. И еще, если субъект не является плательщиком НДС, то ему будет очень сложно находить покупателей – юридических лиц, так как им нужен налоговый кредит по НДС. Придется работать только в розничной торговле, а это дополнительные разрешительные документы, кассовый аппарат и т.д.

Также в качестве льготы выступает упрощенное оформление лицензий и уменьшение платы за их оформление. На практике получается все наоборот, так как увеличилось количество документов, требующих нотариального заверения.

Но процесс принятия льгот и законов, поправок к ним с целью поддержания и развития малого бизнеса не останавливается.

Переживет ли малый бизнес региона новый налог на имущество?!

Обязательная платежная нагрузка на бизнес в стране продолжает планомерно расти, как топор палача опускаясь на шею малого и среднего предпринимательства. Ряд изменений в налоговое законодательство 2020 года, в частности о налоге на имущество, способно поставить последнюю точку в вопросе выживания субъектов МСП. Налог на имущество с 01 января 2020 года для юридических и физических лиц сильно поменяется. Страна повсеместно переходит на новый расчёт налога на имущество — по кадастровой стоимости.

Читайте так же:  Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи

Как известно, инвентаризационная стоимость рассчитывается, исходя из площади, степени износа и затрат на строительство. Кадастровая стоимость приближена к рыночной. В неё заложена не только площадь, но и удалённость района, его престижность, инфраструктура, класс жилья, материал стен и прочее. Раз в пять лет кадастровая стоимость пересматривается, чтобы учитывать изменения на рынке. И пересмотр стоимости по основной части имущества во Владимирском регионе произойдет по итогам 2020 года. Соответственно, в регионе в 2021 году появится новая стоимость имущества и новые ставки на налог с него!

И в первую очередь это коснется тех малых предпринимателей, которые работают на упрощенной системе налогообложения, по ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и ПСН (патентная система налогообложения), и которые до этого времени были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Малые предприниматели платили один единый налог, включающий в себя прочие. На общей системе налогообложения предприниматели платят налог на имущество и сейчас, только расчет шел, исходя из инвентаризационной стоимости.

В связи с изменениями в федеральное налоговое законодательство, которые вступают в силу уже с 01 января 2020 года, в ноябре 2019 года для общественного обсуждения на портале www.avo.ru был выставлен первоначальный проект регионального закона «О налоге на имущество организаций». Данный проект предусматривал максимальную налоговую ставку 2% для тех объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (перечень объектов см. в Справке ниже). Надо отметить, что 2% это именно максимальная ставка для данного вида налога, предусмотренная налоговым кодексом. Органы власти субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать в своем регионе иные ставки, не превышающие 2%, льготы и устанавливать критерии для тех объектов, которые являются объектами налогообложения. Так, например, поступили соседние с Владимирским регионы и ставку налога вводили постепенно и не для всех. Однако, никаких послаблений для МСП Владимирского региона в предложенном департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики Владимирской области проекте не было. Представители налоговой службы, при этом, уверяют, что в любом случае повышение платежей не будет большим.

Отстаивая интересы предпринимателей на региональном уровне, ВОО «ОПОРЫ РОССИИ» обратилось к Губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину и Председателю регионального Законодательного собрания Владимиру Киселеву с предложениями о внесении поправок в проект данного закона.

Предложения ВОО «ОПОРЫ РОССИИ» по данному законопроекту были следующие:

1) увеличить площадь административно-деловых центров и торговых центров, нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания до общей площади свыше 2000-2500 кв. метров, признаваемых объектами налогообложения;

2) Вводить налоговую ставку на данные объекты постепенно:

  • в 2021-2022 году в размере 1,5%
  • в 2023 году в размере 1,65%
  • в 2024 году в размере 1,8%
  • в последующие периоды в размере 2%.

3) При этом для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентную систему налогообложения и (или) упрощенную систему налогообложения, налоговую ставку в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость установить:

  • в 2021 году в размере 0,5%;
  • в последующие периоды в размере 1%.

4) Предусмотреть льготы по налогу на имущество организаций в размере 50% для предприятий, занимающихся производственной деятельностью, учебно-воспитательными и спортивными видами деятельности, а также для социального предпринимательства.

Стоит отметить, что новый налог на имущество в конечном итоге коснется всех, кто ведет свою деятельность в так называемых объектах налогообложения — в зданиях торговых и офисных центров указанной площади (в региональном законопроекте — свыше 1000 кв.м.). Если помещение в данных зданиях находится в собственности — то налог в 2% от кадастровой стоимости будет оплачиваться дополнительно ко всем уже существующим налогам с деятельности. Понятно, что арендаторов это тоже коснется повышением стоимости аренды за помещение.

21 ноября 2019 года прошло заседание новой созданной рабочей группы по разработке проектов законов Владимирской области «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О патентной системе налогообложения» и «О внесении изменений в закон Владимирской области «О налоге на имущество организаций». Предложения ВОО «ОПОРЫ РОССИИ» об уменьшении ставки налога для микро-бизнеса и введении дополнительных льгот для социально-значимых видов деятельности, а также увеличению площади объектов налогооблагаемой недвижимости были восприняты представителями финуправления и департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг крайне негативно. Ими отмечалось, что налоговые платежи и так являются ничтожно маленькими, и введение нового налога практически не затронет интересы предпринимателей, не приведет к увеличению финансовой нагрузки на бизнес и возникновению негативных настроений среди представителей бизнес-сообщества (и даже среди тех, которые вообще ранее были освобождены от уплаты этого вида налога), но при этом, позволят увеличить поступления в региональный бюджет.

Тем не менее, предложения общественности в лице ВОО «ОПОРЫ РОССИИ» были поддержаны Торгово-промышленной палатой Владимирской области, департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и представителем Законодательного собрания Владимирской области и частично приняты во внимание. Таким образом, представителям Владимирской «ОПОРЫ» пока удалось добиться лишь небольшого постепенного ввода налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) в 2021 году его размер сотавит 1,5 %;

2) в 2022 году – 1,5 %

3) в 2023 году и последующие годы – 2%.

Однако этого не достаточно! Отмена ЕНВД, регулярные увеличения тарифов за энергоносители и появление платежей, необходимых для выполнения ново-введенных требований законодательства (установка и сопровождение он-лайн касс, систем маркировки товаров, системы «Меркурий»), а теперь еще и новый налог на имущество не оставят и следа от прибыльности малого бизнеса на территории региона. Малое предпринимательство Владимирской области просто не выдержит платежной нагрузки и пойдет ко дну, либо окончательно уйдет в тень.

Читайте так же:  Какие льготы полагаются пенсионерам инвалидам

Именно поэтому представители ВОО «ОПОРЫ РОССИИ» уже на второй рабочей группе 5 декабря с предложенной формулировкой регионального закона «О налоге на имущество организаций» не согласились и не поддержали проект изменений, которые были внесены без учета мнения предпринимательского сообщества, на которого и ляжет данная налоговая нагрузка.

ВОО «ОПОРЫ РОССИИ» очень надеется, что Законодательное Собрание Владимирской области при дальнейшем рассмотрении законопроекта региональной администрации услышит голос малого бизнеса и пойдет ему на встречу.

Справка по принятому большинством голосов на рабочей группе региональному законопроекту:

«Статья 1. Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Владимирской области, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 1000 кв. метров;

  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.»;

Статью 2 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Определить налоговую ставку по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в размере:

1) 1,5 процента — в 2021 году;

  • 1,5 процента — в 2022 году;
  • 2 процента — в 2023 году и последующие годы.»

Об итогах проекта в рассказала председатель ВО «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина

От категорий риска зависит частота проводимых контрольно-ревизионных мероприятий.

Это совместный проект владимирского отделения «Опора России», ГТРК «Владимир» и департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг.

Налоговые каникулы для ИП 2018: правила предоставления

В результате резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, состоявшегося в конце 2012 года, в России произошло обвальное падение их количества. Если за период с 2005 года наблюдался двукратный рост предпринимательской активности граждан (с 2 млн до 4 млн предпринимателей), то в течение года после повышения взносов прекратил работу примерно каждый четвертый бизнесмен (943,5 тыс.).

Пытаясь хоть как-то исправить последствия катастрофы, российские законодатели приняли ряд норм, облегчающих положение пострадавших представителей малого бизнеса. Так, были приняты меры по снижению административного давления на бизнес, введены надзорные каникулы.

Хотя за прошедшее с ноября 2012 по июль 2018 года время попробовали и прекратили свою работу 4,1 млн предпринимателей, но число новичков не становится меньше. К 1 июля 2018 года количество зарегистрированных ИП почти достигло докризисных значений и составило 3,9 млн человек (в том числе фермеров). Во многом это заслуга налоговых каникул.

Однако, ведение бизнеса в России по-прежнему крайне рискованное занятие: лишь 460 тыс. предпринимателей смогли продержаться свыше 14 лет, а всего в реестре ФНС числится почти 10 млн прекративших свою работу индивидуалов.

Налоговые каникулы для малого бизнеса в 2018 году

Таким образом, юридические лица, насколько бы они не были малыми, не могут претендовать на налоговые каникулы.

Понятие «налоговые каникулы», само по себе, в кодексе не закреплено. Это «народное» название поправок, внесенных Федеральным законом № 477-ФЗ от 29 декабря 2014 года в НК РФ.

Этими поправками была установлена нулевая ставка для некоторых категорий ИП, применяющих спецрежимы налогообложения (УСН и ПСН), но данные поправки прекратят свое действие с 1 января 2021 года.

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Читайте так же:  Коэффициент пенсии по вредности

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы для лиц на патенте (ПСН)

Интересно, что в этом регионе под льготную категорию попали даже образовательные и спортивные услуги, которые напрямую не поименованы в федеральном нормативном акте, как подпадающие под освобождение от УСН или ПСН.

Санкт-Петербург сильно отстал от Москвы и ввел НК на своей территории только на год позже федеральных поправок. Количество работников и лимит дохода в этом регионе установлены идентичными московским нормам, а в перечень видов включили 3 раздела ОКВЭД за некоторыми исключениями:

  • услуги в области здравоохранения и социальные услуги (кроме здравоохранения);
  • услуги, связанные с научной, инженерной и профессиональной деятельностью (кроме бухгалтерских и правовых, ветеринарных, управленческих, рекламных, архитектурных и некоторых других услуг);
  • продукция обрабатывающих производств (кроме алкогольной, табачной, нефтяной, химической, металлургической, лекарственной продукции, а также оружия и боеприпасов к нему).

Есть и прецеденты снижения размера выручки ниже лимита по УСН. К примеру, в Республике Адыгея лимит установлен на уровне 20 млн руб. Еще серьезнее ограничили предпринимателей Владимирской области: там лимит выручки установлен на уровне 6 млн руб.

Дополнительные ограничения по количеству сотрудников применяются не слишком часто. К примеру, менее серьезный, чем в Москве и Санкт-Петербурге, лимит установлен в Ханты-Мансийском автономном округе – 50 человек.

Но в целом большинство региональных законов о НК схожи между собой до степени смешения.

Налоговые льготы для малого бизнеса: шпаргалка

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/[email protected], Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Как долго будут действовать каникулы?

Однако следует учитывать, что льготный период не может использоваться в течение всех 6 лет действия закона. Применить нулевую ставку по упрощенке и ПСН можно лишь в течение двух налоговых периодов (НП), причем они должны быть последовательными.

Поскольку НП считается год, то не получится воспользоваться льготой в 2015-м, а затем в 2018 годах, нужно чтобы годы шли один за другим, к примеру, 2019 и 2020 годы.

Фактически для тех, кто только планирует открытие своего бизнеса, заканчивается окно возможностей по использованию НК. Последний шанс полностью их использовать закончится 1 января 2019 года, а опоздавшие бизнесмены смогут воспользоваться только сокращенным сроком НК.

То есть, если зарегистрироваться в октябре 2019 года, то получится использовать только немногим более года НК, поскольку с 2021 года они канут в прошлое.

Еще одним требованием является первичность регистрации: если ИП снялся с регистрации, а затем вновь зарегистрировался в реестре ФНС, то он не сможет воспользоваться НК, даже если не использовал их при первой регистрации.

Условия налоговых каникул для ИП

Верхнего ограничения нет, но регионы не могут превысить пороги утраты права на спецрежимы налогообложения (150 млн руб. для упрощенцев и 60 млн руб. для ПСН), в связи с чем и ИП, использующий НК, не может выйти за пределы микро и малого бизнеса, ограниченного суммой до 800 млн. руб.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Читайте так же:  Работающие пенсионеры лишатся пенсии

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Налоговые каникулы для лиц на патенте (ПСН)

Сферы труда предпринимателя, претендующего на каникулярный режим при использовании ПСН, полностью идентичны вышеизложенным требованиям по УСН. Точно так же, конкретные виды устанавливаются исключительно внутри регионов.

Хотя отсутствует требование о 70% дохода от этой сферы, но предусмотрен обязательный раздельный учет доходов от видов, подпадающих под каникулярные условия, против всех других доходов, облагаемых по иным ставкам и системам.

Кроме того, региональные законотворцы лишены возможности менять границы объемов выручки, допустимой для использования каникул при ПСН. Граница осталась неизменной – 60 млн руб., которыми ограничена сама возможность применения ПСН.

Налоговые каникулы для ИП на УСН в 2018 году

Оптимальнее всего начинать использование льготной нулевой ставки по упрощенке непосредственно с начала НП. На данный момент, в наилучших условиях окажутся бизнесмены, которые «уйдут на каникулы» с 1 января 2019 года. Начало применения льготы до и после этой даты не будет оптимальным, поскольку срок ее использования окажется короче.

Существует серьезное ограничение по видам деятельности. Нулевой ставкой смогут воспользоваться только те предприниматели, которые ориентированы на выполнение какого-либо из трех направлений работы:

  • по социальному обеспечению населения;
  • производственная;
  • научно-исследовательская;
  • бытовое обслуживание граждан.

При этом ИП для применения льготы должен по результатам года не менее 70% своих доходов получить именно от тех видов работ, которые установлены в его регионе местными законодателями, а также соблюсти определенные ими ограничения по количеству персонала и объему выручки. Границы не могут быть ниже 15 млн и выше 150 млн., а по персоналу – не более 100 человек.

Нужно иметь в виду, что налоговые каникулы освобождают ИП лишь от налога по УСН. Прочие налоги (НДФЛ, транспортный, имущественный, сборы и страховые взносы) никто не отменял. Также сохраняется и обязанность по сдаче декларации по УСН.

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Источники

Налоги и налоговые льготы для малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here