Налоговые льготы для предприятий малого бизнеса

Новым субъектам малого предпринимательства планируется предоставить налоговые льготы

Малый бизнес планируется поддержать налоговыми преференциями. Группа депутатов разработала и внесла в Госдуму соответствующий законопроект.

Предлагается установить для субъектов малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговую ставку в размере 0% на срок до двух налоговых периодов (календарных лет) с момента их государственной регистрации. Взимать минимальный налог, предусмотренный п. 6 статьи 346.18 НК РФ (для налогоплательщика, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов), в данном случае также не планируется.

При этом, местным властям могут разрешить с учетом местных особенностей социально-экономического развития определять в законах субъектов РФ конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных субъектов малого предпринимательства не может быть установлена.

Напомним, что по действующему законодательству в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равна 15%. Субъекты РФ своими законами могут определять дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предполагается понизить общий тариф страховых взносов в течение двух отчетных периодов с момента их государственной регистрации. Так, страховые взносы для них планируется установить в следующих размерах:

  • Пенсионный фонд РФ – 16%;
  • Фонд социального страхования РФ – 0,5%;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,5%.

Предлагаемые меры рассчитаны на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в установленном порядке на момент вступления в силу соответствующего федерального закона, действие которого намечено с 1 января 2015 года.

Разработчики законопроект отмечают, что складывающаяся в последние годы ситуация в малом бизнесе не способствует дальнейшему развитию реального сектора экономики, а приводит к значительному сокращению числа индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства. «Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства нуждаются в таких мерах государственной поддержки как снижение налогового бремени по уплате, уменьшения размера страховых взносов», – считают депутаты.

Прогнозируется, что в результате принятия законопроекта размер выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ по предварительным оценкам может составить до 200 млрд руб. Авторы документа указывают, что эти выпадающие доходы региональных бюджетов могут быть компенсированы за счет профицита бюджета РФ.

Налоги и налоговые льготы для малого бизнеса

Доходы государства делятся на два типа: налоговые и неналоговые поступления (доходы от приватизации, таможенные сборы, доходы от лицензирования и т.д.)

В 2013 году различные налоговые поступления в бюджет составили 49% от всех доходов (9827 млрд. руб). В этой статье автор постарался дать некое теоретическое представление о налогах как таковых и о том, как малый бизнес может сократить издержки, используя законные налоговые схемы.

На что тратятся налоговые сборы?

В основном доходы бюджета тратятся на так называемые общественные блага. Ниже приведён список основных финансируемых государством видов деятельности:

  • финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);
  • содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);
  • обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;
  • финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);
  • субсидирование, предоставление дотаций и ссуд для жилищно-коммунального хозяйства;
  • содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
  • строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
  • пенсионное обеспечение;
  • организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

Также часть налогов уходит на формирование государственных резервов: фонд национального благосостояния, пенсионный фонд, стабилизационный фонд.

Почему компании не хотят платить налоги?

Первоочередной причиной являются увеличение издержек и, как следствие, потеря части прибыли. Слишком высокие налоги могут привести к тому, что у компании не останется денег на инвестиции, без которых не может долго существовать ни один бизнес — он перестает расширяться и быть конкурентноспособным. В масштабах рынка увеличение налогов ведет к сокращению выпуска и затормаживанию деловой активности. Причем сокращение выпуска ведет к сокращению налоговых сборов.

Какие налоги платит малый бизнес и ИП в казну?

Компании могут платить налоги по следующим системам: общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения. Также фирма может уплачивать единый налог на вмененный доход.

Самый простой вариант — общая система налогообложения. При такой схеме предприятие будет платить все налоги, предписанные налоговым кодексом (ДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, до 2010 года ЕСН, замененный страховыми взносами в фонды). Но для малого бизнеса такой вариант вряд ли может быть приемлемым, так как для деятельности в условиях общей системы налогообложения фирме придется предоставлять слишком много отчетности, а это, в свою очередь, приведет к значительному росту издержек. Помимо этого, после уплаты всех налогов у малого предприятия вряд ли останется хоть какая-то прибыль, которую фирма могла бы инвестировать в собственное развитие. Поэтому, как правило, предприниматели стараются перевести свою фирму на льготные системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Перейти на такую систему могут предприятия с доходом менее 15 млн. руб., выручкой не более 45 млн. руб. за 9 месяцев и не более 60 млн. руб. за год, стоимостью активов менее 100 млн. руб., имеющие в штате менее 100 человек, долей участия других предприятий (в частности, государственных) менее 25% и не имеющие филиалов. На УСН не могут перейти: предприятия, уплачивающие единый налог на вмененный доход, на единый сельскохозяйственный налог; занимающихся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом.

Читайте так же:  Как называется комиссия по инвалидности для детей

После перехода на УСН фирма не будет уплачивать:

  • налог на прибыль организаций (налог на доходы физических лиц);
  • НДС (кроме НДС при ввозе товаров);
  • Единый социальный налог;
  • налог на имущество организаций (физических лиц).
  • cтраховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог и др.);
  • обязанность вести бухгалтерский учет (для организаций) и учет кассовых операций.

Причем налогоплательщик вправе сам выбрать объект налогообложения:

  • 6% от доходов фирмы — отчисления в ПФ РФ, пособия по нетрудоспособности (но не более 50% от суммы налога);
  • 15% от разницы между доходами и расходами фирмы.

Причем в случае, если сумма налога к уплате будет менее 1% от выручки организации, то фирме нужно будет уплатить в виде налога сумму, равную 1% от доходов.

Помимо объединения нескольких видов налогов в один, преимуществом УСН является освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию.

Стоит отметить, что УСН не лишена недостатков. В частности, запрет на открытие филиалов может крайне негативно сказаться на перспективе развития фирмы. Также фирма, работающая по УСН, не обязана составлять счета-фактуры. С одной стороны, это сокращение издержек, с другой — потенциальная потеря контрагентов-плательщиков НДС, так как последние при отсутствии счетов-фактур не смогут возместить НДС их бюджета.

Единый налог на вмененный доход

Также фирма может перейти на единый налог на вмененный доход.

Это не отдельная система налогообложения, а переход на уплату налогов по определенным видам деятельности на основе расчетов, регулируемых главой 26.3 НК РФ.

Перейти на ЕНВД могут предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля при площади торгового зала не более 150 кв. м и через нестационарную торговую сеть;
  • автотранспортные услуги, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;
  • общественное питание при площади зала не более 150 кв. м.

Не имеет права перехода на ЕНВД:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и соц. обеспечения;
  • организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (кроме некоторых организаций, см. ст. 346.26 НК);
  • организации и ИП не имеют права применять ЕНВД при передаче в аренду автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Сумма налога будет высчитываться как 15% от налоговой базы за вычетом уплаченных с начала года взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 50%) и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Так как налог на вмененный доход, то налоговая база будет рассчитываться исходя из потенциально возможного дохода. Базовые доходности можно посмотреть здесь.

К недостаткам единого налога на вмененный доход также относятся фиксированная налоговая ставка, не зависящая от результатов деятельности компании (кроме случая, когда фирма имеет отрицательную прибыль), и фиксированные уровни доходности (если компания хочет арендовать большую площадь, то налоговая нагрузка может стать непосильной для компании).

Патентная система налогообложения.

Патентная система налогообложения (регулируется федеральным законом 94-ФЗ от 26.06.2012) была введена в 2013 году и заменила собой Упрощенную систему налогообложения на основе патента. На такую систему могут перейти только индивидуальные предприниматели с численностью работников не более 15 человек.

Суть системы в том, что компания покупает патент на определенный вид деятельности (перечислены в ФЗ), по которому законом установлен потенциально возможный к получению доход. Стоимость патента, установленная на уровне 6% от потенциального дохода за год, заменяет собой налог. Патент получается на срок от 1 до 12 месяцев текущего года. Причем стоимость патента учитывает то, на сколько месяцев был куплен патент.

Плюсы такой системы:

  • Удобна для ИП, работающих сезонно (можно купить патент на определенное количество месяцев).
  • Уплачивается лишь один налог. ИП освобождается от уплаты НДФЛ, НДС (кроме НДС с товаров, ввозимых на территорию РФ и в иных случаях, предусмотренных НК РФ) и налога на имущество физических лиц.
  • Компании не требуется контактировать с налоговой напрямую, оплатить патент можно через банк.

Минусы:

  • Основным недостатком ПСН можно назвать «авансовую» систему оплаты патента. ИП налог уплачивает сразу, независимо от того, какую прибыль он получит в итоге.
  • При применении патентной системы налогообложения ИП не может вычесть из стоимости патента сумму страховых взносов, которые он заплатил за себя и работников в ПФР и ФСС, как это предусмотрено для ЕНВД и УСН. И это, конечно, увеличивает нагрузку на индивидуального предпринимателя.
  • При ведении разных видов деятельности или в случае работы в разных субъектах РФ придется получать несколько патентов на каждый вид деятельности или в каждом регионе соответственно.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса — основных двигателей экономики — выгодно всем: население получает расширенный ассортимент товаров потребления и услуг (целевые направления малого и среднего бизнеса), а государство — рост экономической активности и расширение внутреннего рынка.

Налогообложение малого предприятия в 2020 году: НДС, НДФЛ, налог на прибыль

ИП и организации, отнесенные к субъектам малого бизнеса, имеют право на различные льготы в части ведения учета и уплаты налогов. В статье разберем особенности налогообложения малого предприятия в 2020 году: должен ли субъект малого бизнеса платить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и в каких случаях.

Читайте так же:  Общее понятие права социального обеспечения

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

До 15 человек включительно

От 16 до 100 человек включительно

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

у нее нет филиалов;

другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

правила внутреннего трудового распорядка;

положение об оплате труда;

графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Налогообложение малого предприятия в 2020 году

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Заявление о переходе на УСН можно скачать здесь ⇒ Заявление о переходе на УСН.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

Заявление о переходе на ПСН можно скачать здесь ⇒ Заявление на получение патента

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Читайте так же:  Какие детские пособия можно оформить

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что такое малое предприятие: критерии 2020 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2020 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

№ п/п

1 Численность сотрудников 3 Вид субъекта предпринимательства 1 Годовой уровень дохода – до 2 млрд. руб., среднесписочная численность сотрудников – от 101 до 250 человек. Микропредприятие

Годовой уровень дохода – до 120 млн. руб., среднесписочная численность сотрудников – до 15 человек.

Учет малых предприятий

Налогообложение малого предприятия в 2020 году

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Критерии микропредприятия

Видео (кликните для воспроизведения).

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

вновь зарегистрированные ИП;

ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

Упрощенный учет для малых предприятий

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, субъект малого предпринимательства может:

  • не устанавливать и соблюдать лимита кассы;
  • начислять амортизацию на основные средства не ежемесячно, а 1 раз в год;
  • не составлять локальные акты в части регулирования правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, условий премирования сотрудников, т.п.

Отметим, что освобождение от обязательств по оформлению локальных нормативных актов освобождены только микропредприятия при условии, что график сменности и прочие условий труда утверждены в трудовых договорах с сотрудниками.

Малый бизнес

Малый бизнес и его поддержка в 2020 году

Владельцы небольших предприятий и предприниматели сталкиваются с множеством трудностей. Это и недостаток финансов, и сложности с поиском клиентов, и налоговое бремя. Но закон предусматривает для малого бизнеса немало мер государственной поддержки. Рассмотрим, на какие льготы может рассчитывать малый бизнес в 2020 году.

Кто относится к малому бизнесу

Читайте так же:  Суд решение пособие по временной нетрудоспособности

Прежде чем говорить о господдержке малого бизнеса, нужно понять, на кого именно распространяются льготы. Критерии для отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу определены в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…»:

  1. Ограничения по структуре уставного капитала:

— доля государственных органов, общественных организаций и фондов не должна превышать 25%;

— доля иностранных юридических лиц и компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, не должна превышать 49%.

  1. Ограничения по масштабу бизнеса:
Параметр Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес
Среднесписочная численность работников, чел. до 15 16-100 101-250
Годовая выручка, млн руб. до 120 120-800 800-2 000

Предприниматели относятся к малому бизнесу по тем же критериям, что и юридические лица, за исключением состава учредителей.

Каких-то особых преференций для среднего бизнеса законодательство не предусматривает. Поэтому дальше будем говорить о малом бизнесе, имея в виду и предпринимателей, подходящих под их критерии.

А вот выделение среди малого бизнеса «микробизнесменов» — важно, для них предусмотрен ряд особых льгот, о чем расскажем ниже.

С 2016 года ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики формируют его сами, исходя из имеющихся у них данных об ИП и юридических лицах.

Если вы претендуете на получение льгот — сначала проверьте, есть ли ваша компания или ИП в реестре. Если налоговики ошибочно не внесли в него ваш малый бизнес – заполните онлайн-заявку на уточнение данных.

Упрощенное ведение бухгалтерского и кадрового учета

Малый бизнес имеет право на следующие льготы в области бухучета:

  1. Руководитель малого бизнеса может вести учет самостоятельно. Правда, у работающих компаний такая ситуация на практике встречается редко: ведь даже в «микропредприятии» у директора найдется много других забот. А вот если компания пока не ведет деятельность и не имеет сотрудников, то руководитель может сам готовить и сдавать нулевую отчетность, не прибегая к помощи «сторонних» специалистов.
  2. Малый бизнес может пользоваться упрощенным вариантом ведения бухучета и сдавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном формате. В частности, они могут «урезать» план счетов и не применять некоторые ПБУ. А «микропредприятия» вообще имеют право обойтись без двойной записи и регистрировать все хозяйственные операции в одном журнале (рекомендации, утвержденные протоколом ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13).
  3. Малый бизнес может не устанавливать лимит остатка денег в кассе (п. 2 указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 г. N 3210-У).

«Микробизнесмены» могут не оформлять полный набор кадровых документов, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 309.2 ТК РФ). В частности, они имеют право не составлять положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.

Но это не значит, что отношения между «микробизнесменом» и его работником никак не регулируются. Все основные положения, которые более крупные предприятия включают в отдельные документы, в данном случае следует отразить в трудовом договоре.

Налоговые льготы

Строго говоря, использование специальных налоговых режимов не привязано именно к статусу малого предприятия. Но критерии для перехода на особые варианты налогообложения, отраженные в НК РФ, во многом пересекаются с условиями для отнесения бизнесмена к малому бизнесу.

Точнее говоря – указанные критерии находятся «между» лимитами для малого и микробизнеса.

Критерий Микробизнес ПСН ЕНВД УСН Малый бизнес
Численность, чел до 15 до 15 до 100 до 100 до 100
Выручка, млн руб. в год до 120 до 60

до 150 до 800

Таким образом, хотя и не каждое малое предприятие может воспользоваться особым налоговым режимом, но практически каждый «спецрежимник» — это малый бизнес.

Исключение здесь предусмотрено только для единого сельхозналога. Сельскохозяйственные предприятия могут работать на ЕСХН до достижения численности персонала в 300 человек, т.е. выходя за пределы не только малого, но и среднего бизнеса.

Малый бизнес может воспользоваться налоговыми льготами и на региональном уровне. Например, органы власти субъектов РФ имеют право устанавливать ставки налога на имущество организаций в диапазоне от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщика (ст. 380 НК РФ). И во многих случаях именно статус малого предприятия является основанием для применения льготы.

Особая льгота, предусмотренная только для начинающих ИП — это налоговые каникулы . Предприниматели-новички, которые используют «упрощенку» или ПСН, могут до конца 2020 года пользоваться льготной нулевой ставкой по этим налогам. Для применения льготы необходимо, чтобы бизнесмен работал в производственной, социальной, научной сфере или оказывал бытовые услуги населению.

Так как повсеместное внедрение онлайн-касс преследует в первую очередь фискальные цели, то возможность работать без ККТ тоже можно считать налоговой льготой. На начало 2020 года принимать деньги от физических лиц без кассы имеют право только ИП без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства, производят работы или оказывают услуги. Для этих «микробизнесменов» льгота по применению ККТ продлится до 01 июля 2021 года (ст. 2 закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

Малый бизнес и надзорные каникулы

В предыдущем разделе мы говорили о налоговых каникулах. Но, кроме них, сейчас для малого бизнеса действует еще один льготный период – «надзорные каникулы». До конца 2020 года продлен мораторий на плановые неналоговые проверки малых предприятий (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Таким образом, до 31.12.2020 ряд контролирующих органов не могут включать малый бизнес в планы своих проверок. В частности, под мораторий попадают проверки, которые проводят:

  1. Трудовая инспекция.
  2. Пожарная охрана.
  3. Роспотребнадзор
  4. Санитарно-эпидемиологическая служба.

Но продолжение «надзорных каникул», конечно, не означает, что малый бизнес в 2020 году вообще не будут проверять.

Многие виды контроля выведены из-под действия закона, устанавливающего мораторий на проверки (п. 3 и 3.1 ст. 1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В частности, налоговые проверки и контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды проводятся на общих основаниях.

Читайте так же:  Уход за ребенком инвалидом права

Также «надзорные каникулы» перестают действовать при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, либо окружающей среде.

Упрощенный доступ к госзакупкам

Крупными заказчиками на российском рынке являются государственные структуры и корпорации с госучастием. Но малому бизнесу часто бывает непросто «пробиться» и получить заказ по итогам тендера.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры, которые могут помочь малому бизнесу воспользоваться бюджетными заказами:

  1. Квоты: в 2020 году госучреждения должны заключать контракты с малым бизнесом на сумму не менее 15% от общего объема закупок, а госкорпорации – не менее 18%.
  2. Снижение или отмена обеспечения при подаче тендерных заявок малыми предприятиями.
  3. Сокращенные сроки оплаты. Контракты, заключенные в рамках госзакупок с малыми предприятиями, могут предусматривать отсрочку платежа не более 15 рабочих дней.

Малый бизнес и финансовая поддержка

Кроме перечисленных выше льгот, малый бизнес может получить и прямую помощь из бюджета.

Например, на старте бизнеса начинающие предприниматели имеют право на субсидию от службы занятости, которая составляет не менее 12-кратной суммы пособия по безработице (на начало 2020 года – 86 000 руб.). Такую же сумму бизнесмен получит за каждого трудоустроенного безработного. Регионы могут увеличивать размер пособия или вводить повышающие коэффициенты.

Также существует множество федеральных и региональных программ по субсидированию уже работающего малого бизнеса. Государство компенсирует затраты на создание новых производств, проценты по кредитам или лизингу, направленным на развитие бизнеса и т.п.

Для получения любой субсидии нужно подготовить и защитить бизнес-план, а затем отчитаться о затраченных средствах. Также важно иметь в виду, что финансовые ресурсы, которые выделяются на выплату субсидий, ограничены.

Поэтому заявку лучше всего подавать в начале года или сразу после появления информации о новых программах. Узнать о льготах и получить другую полезную информацию предприниматели могут на федеральном портале, созданном для развития малого бизнеса https://smbn.ru/msp.htm , или на сайтах региональных органов власти.

У малого бизнеса часто нет средств на приобретение в собственность, недвижимости, необходимой для ведения бизнеса, поэтому они вынуждены арендовать ее.

Многие региональные власти дают возможность субъектам малого бизнеса взять недвижимость в аренду на льготных условиях. Это тоже – одна из форм государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Вывод

Государство предусматривает немало мер поддержки для предприятий малого бизнеса.

Это могут быть, как различные льготы и административные «послабления», так и прямая поддержка из бюджета.

Существенная часть преференций для малого бизнеса предоставляется на региональном уровне. Информацию о полагающихся им льготах малый бизнес может узнать, как на федеральном портале, так и на сайтах региональных органов власти.

Микропредприятие

Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

Минимум кадровой документации;

Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники

Налоговые льготы для предприятий малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here