Налоговые льготы как инструмент налоговой политики

Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства

«Финансовое право», 2008, N 6

Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.

Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования которых придается важное значение как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. «В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Налогообложение — одна из главных функций Российского государства» .

Проблемы льгот и поощрений в праве // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2002. С. 390.

Под правовой льготой понимается вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей .

См.: Мирошник С.В. Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С. 76.

Правовым льготам присущи следующие признаки .

См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 66 — 67.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации .

См.: Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989. С. 75.

Характеризуя правовые льготы, важно отметить, что они в теории права рассматриваются как элемент, прежде всего, специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (офшорные зоны) и т.д.

Кроме того, характеристики, присущие правовым льготам, можно расширить.

  1. «Они воплощают в себе принципы социальной справедливости и равенства. Они призваны компенсировать недостатки формального равенства граждан.
  2. Характер и содержание правовых льгот напрямую зависят от приоритетов государственной политики.
  3. Правовые льготы — это способ согласования интересов личности и общества в целом, средство создания правового режима, разумно сочетающего интересы всех участников общественных отношений.
  4. В некоторых случаях льготы можно рассматривать как своеобразную плату государства за свои ошибки, упущения, ненадлежащее выполнение обязанностей» .

Мирошник С.В. Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С. 76 — 77.

Налоговое законодательство определяет налоговые льготы как «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» .

Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИТ-РЭМ», 2007. Ч. 1, 2. Ст. 56.

По мнению Конституционного Суда РФ, налоговые льготы — это факультативный элемент налогообложения, т.е. их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако значительно снижает гарантии его выполнения . Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. N 5.

Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности .

См.: Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот // Финансовое право. 2004. N 2. С. 53.

При этом основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп и государства.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов (Постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П).

Причем использование налоговой льготы — это право налогоплательщика. Поэтому по общему правилу субъект может не использовать льготу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы традиционно выступают в двух основных формах: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

До последнего времени налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством которого органы публичной власти различных уровней осуществляли собственную налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые льготы, органы публичной власти могли обеспечить соответствующий уровень экономической обоснованности устанавливаемых налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого института, а также отсутствия соответствующих критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики.

Читайте так же:  Налоговая льгота на обучение ребенка в вузе

Устанавливая соответствующие налоговые льготы, органы публичной власти далеко не всегда обладают возможностями обеспечить соответствующий уровень налогового администрирования. Нередко налоговые льготы устанавливались и использовались не вполне оправданно. В силу этих, а также ряда иных причин их использование в законодательстве, а также применение на практике соответствующих правовых норм, их устанавливающих, стало практически неуправляемым, что во многом способствовало отказу или, скорее, снижению использования налоговых льгот при осуществлении правового регулирования налоговых отношений.

На настоящий момент «налоговые льготы, к сожалению, не выполняют в полной мере своих функций. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих определить влияние различных форм льготного регулирования на степень, уровень активности предпринимательской деятельности. Налоговые льготы — это лишь один из способов стимулирования тех направлений экономического развития, которые необходимы государству» .

Мирошник С.В. Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С. 88.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/45715-nalogovye-lgoty-element-nalogovoj-politiki-gosudarstva

Инструменты налоговой политики

Цели налоговой политики

Экономические – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.

Фискальные – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.

Социальные – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение НД в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Международные – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью налоговых инструментов. Рассмотрим некоторые из них.

1.Налоговые ставки. Благодаря им единая централизованная налоговая система является достаточно гибкой, государство может повышать или снижать отдельные ставки налогов, в зависимости от целей, применять прогрессивные или регрессивные ставки.

2.Налоговые льготы. Государство может стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности, категории граждан. К наиболее используемым формам налоговых льгот относятся: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога на определенный вид деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и проч. Часто освобождают от налогообложения прибыль, направляемую на инвестиционную деятельность. Отдельные налоговые льготы преследует цель смягчение последствий экономических и финансовых кризисов.

3. Налоговые санкции. Ужесточение налоговых санкций за правонарушения обеспечивают безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств.

4. Формирование налоговой базы. Система налогообложения большинства стран предусматривает различные формы формирования налоговой базы, связанные с амортизационными отчислениями. Разрешено осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9179 — | 7786 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_108246_instrumenti-nalogovoy-politiki.html

Подготовка к ГОСам / Вопрос № 87. Налоговые льготы как важнейший элемент налоговой политики

Вопрос 87. Налоговые льготы как важнейший элемент налоговой политики.

Одним из основных инструментов государственного регулирова­ния экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и орга­низационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относит­ся к косвенным методам государственного регулирования и является частью финансовой политики.

Задачи налоговой политики:

обеспечить государство финансовыми ресурсами;

создать условия для регулирования хозяйства страны в целом;

сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.

Цель налоговой политики – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения, направленных на реформирование налоговой системы страны.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены объектив­ными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.

В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой политики с позиции экономической детерми­нированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хо­зяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства про­изводства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причи­ной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономиче­ский смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государ­ственную бюджетную сферу.

Существуют три типа налоговой политики:

1) политика максимальных налогов;

политика разумных налогов;

политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий.

В первом случае государство устанавливает высокие ставки нало­гов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такая политика проводится государством в определенные моменты раз­вития. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям.

Во втором случае государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для раз­вития экономики и предпринимательской деятельности. Данная поли­тика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, сле­довательно, к свертыванию социальных программ.

Третий тип налоговой политики представляет собой нечто сред­нее между второй и первой. Ее суть в установлении высокого налого­обложения и значительного числа государственных программ.

Налоговая политика предусматривает введение налоговых льгот — полного или частичного освобождения субъек­та от налога в соответствии действующим законодательством.

Действующее законодательство предусматривает следующий перечень налоговых льгот:

необлагаемый минимум объекта;

изъятие из налогообложения определенных элементов объекта;

освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты;

прочие налоговые льготы.

По механизму действия налоговые льготы существенно отличаются друг от друга. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий, скидок или налоговых кредитов.

Изъятие выводит из налогообложения отдельные объекты. По налогу на прибыль организаций не подлежит налогообложению, например, прибыль от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, а также как ко всем налогоплательщикам, так и к определенной их категории.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию работать можно

Скидки направлены на сокращение налоговой базы. В отношении налога на прибыль скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, т. е. плательщик имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. В зависимости от влияния на результаты налогообложения, скидки могут быть разделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налого­вая база может быть уменьшена на всю сумму расходов нало­гоплательщика).

Налоговый кредит — это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Налоговый кредит изменяет заинтересованному лицу срок уплаты налога от трех месяцев до одного года. Кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Он предоставляется по заявлению заинтересованного лица и оформляется договором с уполномоченным органом.

Предоставляется налоговый кредит при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа (в этих двух случаях проценты на сумму задолженности не начисляются);

угрозы его банкротства в случае единовременной выплаты им налога (проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период договора о налоговом кредите).

В договоре о налоговом кредите определяются:

сумма задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен кредит);

срок действия договора;

начисляемые на сумму задолженности проценты;

порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;

документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

Копия договора представляется в налоговый орган в пяти­дневный срок со дня заключения договора.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это предоставление организации возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

ИНК может быть предоставлен организации — плательщику соответствующего налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения отходами (в этом случае ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% от стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей);

осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (в этих двух случаях ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по со­глашению с уполномоченным органом).

Целевой налоговый кредит — налоговая льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога налогоплательщику в случае выполнения им особо значимого заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Фактически целевой налоговый кредит означает, что в счет уплаты одного налога может засчитываться другой, т. е. происходит замена уплаты налога либо его части натуральным исполнением каких-либо значимых для данной территории работ конкретным налогоплательщиком.

Преференции — особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок или отмены таможенных пошлин. Преференциальный режим устанавливают экономически развитые государства в отношении развивающихся стран в рамках Всеобщей системы преференций. Префе­ренции внутри стран устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита (отсрочка взимания налога) и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.


http://studfile.net/preview/2464208/

Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности налоговой льготы их природы налоговой льготы и значения для формирования налоговой политики государства.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
— исследована сущность налоговых льгот;
— произведена их классификация по различным классификационным признакам;
— исследован порядок применения налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации;
— изучен зарубежный опыт применения налоговых льгот;
— определены принципы рационального использования налоговых льгот

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность налоговых льгот………………………………5
2. Классификация налоговых льгот………………………………………. 10
Роль налоговых льгот в стимулировании развития малого предпринимательства…………………………………………………….15
4. Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах……………..18
5. Основные направления рационального использования налоговых
льгот……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_lgoty_18_05_ispr.docx

Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Видео (кликните для воспроизведения).

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления финансами и налогового администрирования

Кафедра налоговой политики и налогообложения

Специальность: «Налоги и налогообложение» — 080107

Форма обучения: очная

по учебной дисциплине

«Налоговая политика государства»

Тема: «Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства»

очной формы обучения

специальности «Налоги и налогообложение»

3 курса 2 группы ________ Федотова Л.В.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Д.э.н. Проф _________ Шмелев Ю.Д.

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

1. Экономическая сущность налоговых льгот………………………………5

2. Классификация налоговых льгот………………………………………. 10

  1. Роль налоговых льгот в стимулировании развития малого предпринимательства…………………………… ……………………….15

4. Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах……………..18

5. Основные направления рационального использования налоговых

Список использованной литературы……………………………………….26

Исторический опыт развития любого государства представляет последовательный поиск наиболее оптимальных способов и форм воздействия на экономический сектор страны. Наиболее приемлемым инструментом осуществления такого воздействия выступает налоговая система. Развитие общества вызывает совершенствование и налогового законодательства, однако, для обеспечения стабильности необходимо предоставлять и определенные гарантии участникам налоговых правоотношений.

Одним из важнейших этапов проведения реформы стало принятие Налогового кодекса РФ, который объединил в себе многочисленные запутанные законы, регламентирующие отношения в сфере налогообложения. Одной из черт принятого документа стало сокращение налоговых льгот, что было вызвано их чрезмерным количеством и необоснованностью. Однако, зачастую можно заметить некоторую подмену понятий – сокращение налоговых льгот сопровождается другими формами налоговых послаблений: установлением нулевой налоговой ставки, необлагаемых минимумов, налоговых вычетов и т.д. Таким образом, в современном налоговом законодательстве параллельно взаимосуществуют разные явления, которые устанавливают некоторые преимущества для налогоплательщиков, в связи с чем становится актуальным приведение их в соответствие с формами и содержанием, а также выделение из общего массива налоговых льгот.

Читайте так же:  В каких случаях дается досрочная пенсия

Целью курсовой работы является определение сущности налоговой льготы их природы налоговой льготы и значения для формирования налоговой политики государства.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

— исследована сущность налоговых льгот;

— произведена их классификация по различным классификационным признакам;

— исследован порядок применения налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации;

— изучен зарубежный опыт применения налоговых льгот;

— определены принципы рационального использования налоговых льгот.

Поставленные цели предопределили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в себя четыре параграфа,

  1. Экономическая сущность налоговых льгот

Несмотря на то, что налоговые льготы достаточно широко используются в теории и практике научно взвешенного понятия «налоговые льготы», до сих пор нет.

Налоговые льготы выполняют одновременно две функции, с одной стороны, они являются элементом налогообложения, с другой стороны, выступают важнейшим инструментом налоговой политики, позволяющей регулировать экономику государства.

Налоговые льготы представляют собой форму практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых трансфертов применение налоговых льгот является одним из главных инструментов проведения различных типов налоговой политики и методов государственного регулирования [4, с. 14].

Понятие налоговой льготы дано в ст. 56 НК РФ. Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством было категорически запрещено установление льгот, носящих индивидуальный характер, то в Налоговом кодексе предусматривается такая возможность правда в исключительных случаях.

НК РФ не приводит также полного перечня видов налоговых льгот, а в их состав не включены такие как вычеты и скидки, что напрямую противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Кроме того, в соответствии с положениями Кодекса к льготам не относятся предоставление отсрочек и рассрочек по налогам, ни инвестиционный налоговый кредит, которые трактуются как способы изменения срока исполнения налогового обязательства.

Существует также и неоднозначное мнение по поводу необходимости налоговых льгот в налоговом законодательстве. Различное отношение по отношению к налоговым льготам присутствует по следующим основаниям:

— факту их наличия [8, с. 18].

Отрицательное отношение к предоставлению налоговых льгот связывается с тем, что они представляют собой прямой вычет из налога, который подлежит уплате в государственный бюджет, тем самым льготы напрямую являются недополученными доходами государства. На это основании льготы рассматриваются как негативное явление, масштабы и результат действия которого следует минимизировать. Западные экономисты зачастую рассматривают налоговые льготы как механизм государственного субсидирования, предоставляемый в виде более льготных условий налогообложения для отдельных категорий плательщиков. Такого подхода придерживаются многие страны, если налоговые льготы все-таки предоставляются, то они должны быть обоснованы и установлены законом. Так, например, в Конституции Бельгии в ч.2 ст. 170 определено, что закон может устанавливать только такие исключения из налогообложения, необходимость которых обоснована. А в ст. 101 Конституции Люксембурга вообще установлен прямой запрет на применение налоговых льгот (не могут быть установлены никакие привилегии в области налогообложения).

Другая сторона говорит о необходимости установления налоговых льгот, поскольку они выполняют стимулирующую функцию налогов, обеспечивают необходимые благоприятные условия для развития некоторых отраслей и позволяют снизить налоговую нагрузку на социально незащищенные слои населения. По этому основанию льготы являются положительным моментом, т.к. они исправляют экономическое и социальное неравенство в обществе.

В российском законодательстве сочетаются обе эти позиции. Сочетание обеспечиваются путем законодательного ограничения количества вводимых налоговых льгот, а также введением большого объема преференций , которые хотя и не являются льготами, однако, фактически ими являются.

Исходя из определения выделим признаки налоговых льгот (рис. 1).

Рис. 1. Основные признаки налоговых льгот [22, с. 47]

Рассмотрим их более подробно.

Такой расширительный порядок трактовки налоговых льгот представляется более приемлемым, поскольку он позволяет более точно оценить потери, которые несет государство от использования механизмов применения налоговых льгот, в то время как более узкая трактовка потребует дополнительной аналитической работы по оценке потерь бюджета.

2. Классификация налоговых льгот

Классификация льгот зависит от подхода к режиму их предоставления. В соответствии с вышесказанным – будем рассматривать расширенную трактовку налоговых льгот. Классификация налоговых льгот имеет теоретическое и прикладное значение. С теоретических позиций она позволяет упорядочить систему применяемых государством налоговых преференций. С практической точки она позволяет облегчить анализ налоговой системы на вопрос перегруженности льготами, дает возможность оценить влияние тех или иных льгот на показатели социально-экономического развития. Произведем классификацию налоговых льгот по с признакам, представленным на рис. 2.

Рис. 2. Классификационные признаки льгот

1) В соответствии с элементами налогообложения выделяют две основные группы льгот:

— имеющие привязку – т.е. создание конкретных преимуществ при определении какого-то конкретного элемента налога, например, к налогоплательщику, налоговой базе, объекту налогообложения, ставкам налога, срокам уплате, более подробно эти льготы будут рассмотрены в следующих классификациях [18, с. 32];

— не имеющие привязки – к ним относятся применение льготных налоговых режимов. В Российской Федерации под льготными налоговыми режимами, прежде всего, понимают специальные налоговые режимы, к которым относится система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2) В соответствии с формой предоставления выделяют льготные режимы налогообложения, освобождения, изъятия, вычеты, скидки, отсрочки, рассрочки, кредиты.

Под льготными налоговыми режимами понимают такие режимы, которые создают благоприятные условия налогообложения для отдельных групп налогоплательщиков, удовлетворяющих определенным критериям, осуществляющим определенные виды деятельности либо расположенные на конкретной территории. К таким режимам можно отнести специальные режимы налогообложения и режимы свободных и особых экономических зон. Вне зависимости от того, что как правило, порядок формирования таких зон и режимов устанавливается не налоговым, а иным законодательством, безусловно их можно отнести к льготам. Что же касается специальных налоговых режимов, то отсутствует единое мнение — считать их льготными или нет. Тем не менее, поскольку они предусматривают уменьшение налоговой нагрузки и обеспечивается добровольный порядок перехода на эти режимы, на наш взгляд, это соответствует в полной мере понятию льготы [19, с. 43].

Читайте так же:  Мвд россии стаж службы

Применение определенных критериев для применения специальных налоговых режимов позволяет ограничить возможности их использования, что ведет к повышению целевой направленности их использования. Как правило, в число таких показателей относят легко измеримые: численность работающих, размер дохода, имущества и т.д.

Освобождения – это вид налоговых льгот, которые выводят из-под налогообложения отдельные группы налогоплательщиков. Такие освобождения основываются на законодательном установлении категории лиц в отношении которых они применяются. Например, установление льгот для участников Великой Отечественной войны, что является признанием их заслуг перед государством. Выделяют такую разновидность налоговых освобождений как налоговый иммунитет. Эта форма имеет глубокие исторические корни, когда от налогообложения освобождались привилегированные слои населения, например, духовенство, дворянство. В настоящее время такое режим применяется в отношении дипломатических представительств. К некоторых странах таким иммунитетом пользуются научные учреждения, музеи, благотворительные фонды.

Освобождения по критериям основаны на определении параметров, которым должен соответствовать налогоплательщик для получения льготы, например, установление требования для получения освобождения от уплаты НДС в случае, если сумма выручки за любые три последовательные месяца не превысит 2 млн. руб.

Изъятия – вид налоговой льготы, которая выводит из-под налогообложения определенные части объекта. Причем, некоторые изъятия нельзя отнести к налоговой льготе, другие –можно, а при этом они устанавливаются одной статьей НК РФ. Например, освобождение от уплаты НДС доходов, полученных организаций в сфере игорного бизнеса – нельзя считать льготой, в то время как освобождение от уплаты налога доходов от реализации жилых домов, квартир – явно можно и нужно [5, с. 48].

Вычеты – этот вид налоговых льгот позволяет исключить из облагаемого оборота определенную часть налоговой базы. Вычеты могут быть основаны на документально подтвержденных расходах, как например, социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, а также иметь заранее оговоренный размер, который подтверждать не нужно, например, стандартные вычеты. Кроме этого, они могут быть лимитированными и нелимитированными. К лимитированным вычетам также относятся социальные вычеты, например, ограничена сумма на обучение детей – не более 50 тыс. руб. в совокупности на двух родителей, имущественные налоговые вычеты – при приобретении жилья – не более 2 млн. руб. Нелимитированные вычеты – вычеты по дорогостоящему лечению, вычеты по реализации жилых домов, квартир, находящихся в собственности более трех лет. Вычеты могут предоставляться как только на один налоговый период, так и переносится на будущее, так, например, можно уменьшать сумму налоговой базы по налогу на прибыль организаций на величину полученного убытка. Однако, не все вычеты могут считаться налоговой льготой, так, например, профессиональный налоговый вычет, представляемый индивидуальным предпринимателям, в виде расходов понесенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

http://www.yaneuch.ru/cat_82/lgoty-po-nalogam-i-sboram/424344.2830182.page1.html

Систематизация и классификация налоговых льгот

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Плишкин А. А., Емельянов Д. В., Сиражетдинов Д. О., Зубарева Е. К., Пенькова И. В. Систематизация и классификация налоговых льгот // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №1. — С. 26-30. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/22/594/ (дата обращения: 11.03.2020).

Сейчас в России проводится активная государственная социальная политика. Повышение качества жизни населения невозможно без кардинального инновационного преобразования экономики в целом [6, 7]. Современное состояние российского общества характеризуется углубляющимся социальным расслоением, ростом разрыва в уровне благосостояния различных социальных групп. В указанной ситуации значительно возрастает роль социальной политики в социально-ориентированных отраслях, в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), жилищного строительства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественного транспорта, а также в области производства продуктов питания.

Особую важность в современной ситуации приобретают вопросы общественного регулирования распределения доходов, реализуемого посредством использования государством различных регулирующих инструментов и в первую очередь через систему налогообложения и ценообразования [4]. Принято полагать, что наличие в налоговом законодательстве страны различных преференций и льгот свидетельствует о его высоком уровне социально-экономического развития. Связь налогообложения и качества жизни населения очевидна. Доход индивидуума состоит из заработной платы, пособий, пенсий, дивидендов. Все эти составляющие обременяются налогами, которые поступают в бюджетную систему государства.

Налоговые льготы — это сфера прямого налогового воздействия на субъект налога; они устанавливаются с учетом особенностей отдельных видов налогов и назначения использования. Цели налогового льготирования изменяются со сменой приоритетов социально-экономической политики государства.

Актуальность исследования понятия налоговых льгот в современном мире обусловлено отсутствием в современном налоговом законодательстве финансово-кредитного учения о налоговых льготах, которое могло бы послужить правильному пониманию такого понятия, как «налоговые льготы». Эта проблема, в частности, связана с несогласованностью в подходах к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Льготы — это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Как любое специфическое юридическое и экономическое явление, налоговая льгота нуждается в определении. Исходя из выше сказанного, налоговые льготы или льготы по налогам и сборам представляют собой преимущества, которые могут предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. Также к понятию налоговых льгот относят возможность полного освобождения от уплаты налогов или возможность уплачивать их в меньшем размере, что следует из статьи 56 НК РФ. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и выполняют социальные и экономические цели [1–3].

Применение налоговых льгот в налоговой системе несёт, как позитивные, так и негативные последствия. Так позитивные последствия заключаются в том, что льготы делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, они усложняют налоговую систему тем, что затрудняют контроль за соблюдением налогового законодательства.

Льготы могут быть общими (для всех плательщиков) или специальными (для отдельных групп). Главное назначение налогового льготирования — стимулирование экономического подъема, в том числе развитие социально-ориентированных на обеспечение жизни человека видов экономической деятельности, также ресурсосбережения, охраны природы и других факторов. Создание налоговых преимуществ — это одно из основных свойств льгот, определяющих их содержание и назначение в бюджетно-налоговой практике. Применяя различные льготы, варьируя их размеры, государство может содействовать развитию определенных отраслей хозяйственного комплекса страны, оказывать влияние на темпы накопления капитала, структуру инвестиций, координируя с реальными экономическими тенденциями [1, 4].

Разрабатывая систему налоговых льгот, необходимо учитывать характеристики стимулирующей и фискальной функций.

Рассмотрим более подробно схему систематизации налоговых льгот, изображенной на рисунке 1.

Читайте так же:  Существуют ли выплаты из объединенного компенсационного фонда

В основе классификации по методу льготирования лежат различия в методах и способах льготирования и результатов их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога.

Рис. 1. Систематизация налоговых льгот

Налоговые освобождения — вид льготы, полностью или частично исключающий из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям. Освобождения предоставляются конкретным категориям граждан, установленных законодательно, в отношении которых могут применяться нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков.

Налоговые скидки — льготы, позволяющие использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Также, как и освобождения, скидки предоставляются конкретным категориям граждан.

Сущность налогового кредита заключается в изменении срока уплаты налогов при наличии соответствующих оснований. Налоговый кредит строится на договорной основе, включающей сроки переноса платежа, порядок погашения задолженности и при соответсвующих основаниях повышения процентной ставки.

В классификации в зависимости от субъекта предоставления налога налоговые льготы могут быть дифференцированы на льготы, предоставляемые физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Указанная классификация имеет практическое применение при анализе размеров налоговых, а также оценивает степень эффективности предоставления различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые льготы можно разделить на условные и безусловные.

К льготам для физических и юридических лиц относят налоговую амнистию, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

Налоговая амнистия освобождает от соответствующих штрафных санкций лицо, совершившее налоговое правонарушение. Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Сущность налоговых каникул заключается в тотальном освобождении налогоплательщика от уплаты налога на определённый период времени, установленный законодательно [1, 5].

Статья 18 НК РФ вводит новое специфическое понятие «специальный налоговый режим». Специальный налоговый режим это особый способ исчисления и уплаты налогов, установленных законодательством о налогах и сборах [3].

Сущность действия специальных налоговых режимов заключается в способе правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях России. В зависимости от специальных налоговых режимов классифицируются 4 вида налоговых льгот.

Упрощённая система налогообложения — специальный налоговый режим, особенность которого состоит в снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, а также в облегчении и упрощении ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это разновидность специального налогового режима на конкретной территории, где созданы более благоприятные условия для работы фирм и предпринимателей, в сравнении с другими регионами. Очень популярный способ законной минимизации налогов это использование различных схем СЭЗ. Для органов местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты создана специальная система налогооблажения — налогооблажение в закрытых административно-территориальных образованиях. Сущность этой системы заключается в предоставление различных налоговых льгот и специальные условия проживания граждан [1].

Таким образом, цель налоговых льгот заключается в создании со стороны государства более благоприятных условий налогооблажения. А наличие правильной и грамотной классификации позволяет соблюдать принцип справедливости. Налоговые льготы также должны стимулировать выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Грамотное налогооблажение будет отражать высокое качество проживание в России.

  1. Барулин, С. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С. В. Барулин, А. В. Макрушин // Финансы. — 2008. — № 2. — С. 39–40.
  2. Гудков, И. Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ / И. Н. Гудков // Финансовое право. — 2009. — № 3. — С. 19–20.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 1.01.2014 г.
  4. Ордынская, Е. В. Отдельные вопросы применения налоговых льгот / Е. В. Ордынская, В. В. Греньков // Экономика. Налоги. Право. — 2012. — № 4. — С. 110–118.
  5. Экономика льгот. Статья II. Налоговые льготы / И. Николаев, И. Шульга, С. Артемьева, А. Калинин // Общество и экономика. — 2003. — № 10. — С.122–137.
  6. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Инструменты снижения рисков при реализации инновационных проектов в сфере продуктов питания животного происхождения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 156–159.
  7. Зинина О. В., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Инновационные технологии переработки сырья животного происхождения. Алматы, 2015. Сер. Продукты питания животного происхождения

Похожие статьи

Проблемы использования налоговых льгот | Статья в журнале.

льгота, налоговая система, специальный налоговый режим, налоговая амнистия, налоговое льготирование, налоговый кредит, отдельная категория налогоплательщиков, Россия, РФ, категория граждан.

Понятие, признаки налоговых льгот | Статья в журнале.

Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик. В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования.

Льготы по налогам и сборам как элемент налоговой политики

налоговая политика, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик, налоговый механизм.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Налоговая политика России и основные направления ее развития.

Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик, налоговый механизм. Льготы по налогу на прибыль организаций. Правовое регулирование налоговой амнистии в Российской Федерации.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6]. В НК РФ не.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения. Ключевые слова: налоговая система.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

Налогообложение иностранных граждан в Российской.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале. Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/th/5/archive/22/594/

Налоговые льготы как инструмент налоговой политики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here