Налоговые льготы понятие виды механизм установления

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Скачивание работы

реферат Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления Не определен

Уникальность по antiplagiat.ru:

Файл с работой будет доступен примерно через 1 минуту после оплаты.

Получить бонусные баллы для скачивания работы можно за регистрацию и добавление своих работ в каталог.

Согласен с условиями оферты Порядок получения работы

Выберите способ оплаты

Внимание, вы не авторизованы на сайте. Эту работу получите, нажав «вернутся в магазин», после оплаты.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

реферат Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Год: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: Всероссийская Государственная Налоговая Академия
Министерство Финансов Российской Федерации

Реферат
по дисциплине:
«Финансовое право»
на тему:
«Налоговые льготы:
понятие, виды, механизм установления»

Выполнил:
студент гр.ФО-503
Божьев В.
Проверил:
Кобзарь-Фролова М.Н.

Москва, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………… …………………..3
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10
Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16
Заключение……………………………………… . ..18
Библиографический список………………………………………….19

Глава 3. Механизм установления налоговых льгот.
Стоит отметить, что на практике не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. Льготы очень зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области даны значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы, с которыми не все предприятия, особенно малые, успевают ознакомиться.
Таблица 1. Механизм установления налоговых льгот. 3

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Виды налоговых льгот

Налоговым законодательством предусмотрены разные виды налоговых льгот – одни дают возможность налогоплательщикам уменьшить объем обязательств перед бюджетом, действие других направлено на абсолютное освобождение от налогообложения при наличии специфических обстоятельств. Основное предназначение льготы – создание налоговых преференций для отдельных субъектов хозяйствования для улучшения бизнес-климата и стимулирования экономического роста. Если правовыми актами вводятся фискальные послабления, должны быть предусмотрены и условия их применения (ст. 17 НК РФ).

Правила предоставления налоговых льгот

Предоставление налоговых преимуществ должно отвечать принципу массовости – льгота не может быть введена только для одного налогоплательщика, право на нее должно быть предоставлено группе предприятий или предпринимателей, объединенной однородными специфическими признаками.

Понятие и виды налоговых льгот раскрыты в НК РФ. В ст. 17 говорится, что фискальные послабления не носят обязательного характера – их может и не быть. Если преференции предусмотрены законодательством, у налогоплательщика появляется право воспользоваться ими, но у него не возникают обязательства применять льготные условия налогообложения.

Фискальные послабления могут распространяться на такие группы налогов:

  • на один или несколько федеральных налогов и сборов;
  • на налоги, относящиеся к региональному уровню регламентации;
  • на местные разновидности налогов, порядок применения которых в общем виде описывается в НК РФ, а детали указываются в правовых документах властей муниципальных образований.

Понятие и значение налогового контроля. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля. Формы, виды и методы налогового контроля. Статья 82 Налогового Кодекса Российской Федерации определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налогового Кодекса Российской Федерации (то есть рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Финансовая деятельность, осуществляемая Президентом РФ.

Финансовая деятельность, осуществляемая Президентом РФ. Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней.

Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления.

Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления. Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности: не уплачивать налог или сбор; уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы.

Общая характеристика финансовой деятельности, осуществляемой исполнительными органами власти.

Общая характеристика финансовой деятельности, осуществляемой исполнительными органами власти. Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и.

Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. На практике осуществляются трансферты из федерального бюджета в региональные и из региональных в муниципальные. Существуют три основных формы трансфертов: Дотации Субвенции Субсидии Дотации – это средства, которые даются безвозмездно и безвозвратно, без указания на целевое использование. Субсидии – это.

Перечень льгот и условия

Полномочия по отмене преференций принадлежат властным структурам, которые устанавливали текущие налоговые послабления. Если льгота зафиксирована в положениях Налогового кодекса, она действительна на одинаковых условиях во всех регионах страны. В Письме Минфина от 17.10.2012 г. № 03-02-08/92 указано, что местные или региональные власти не вправе вносить корректировки в перечень преференций, утвержденных НК РФ. Какие виды налоговых льгот существуют:

  1. Освобождение от налоговых обязательств. Послабление такого типа должно иметь ограниченную сферу действия. Примером действия этой разновидности льготы является обложение НДС деятельности столовых при образовательных заведениях. Стоимость продуктов питания, которые реализуются для удовлетворения потребностей учащихся, не включается в налоговую базу при расчете обязательств по НДС.
  2. Корректировка исчисленного налога в сторону уменьшения за счет вычетов или введения необлагаемых налогами и сборами лимитов. Примером действия таких преференций является расчет величины транспортного налога по грузовым автомобилям. Владельцы этой категории автотранспорта могут минимизировать свою налоговую нагрузку по движимым объектам имущества за счет платежей, произведенных в пользу системы «Платон».
  3. Налоговый кредит.

Не являются полноценной льготой, но оказывают положительный эффект методы пролонгации периодов оплаты налогов – рассрочка и отсрочка. В результате у налогоплательщика при определенных обстоятельствах появляется возможность инициировать реструктуризацию обязательств перед бюджетом. Общая сумма к уплате остается неизменной.

Освобождение от налоговых обязательств может проявляться в таких формах:

  • предоставление ограниченных во времени налоговых каникул;
  • проведение налоговых амнистий, в результате которых должникам прощаются пени, штрафы, допускается частичное списание основного налогового обязательства;
  • пониженный процент налогообложения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понятие и виды налоговых льгот

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам

Вид налога Предприятия малого бизнеса Некоммерческие орг-ции С/х товаропроизводители Организации в сфере инновационной деятельности
НДС Организации и ИП имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ). Как воспользоваться данной льготой тоже объяснено в указанной статье. Не подлежит налогообложению на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также др. товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
и т.д.
Читайте так же:  Пенсия в декабре работающим пенсионерам

признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Читайте так же:  Сколько надо лет стажа для пенсии женщине

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10234 — | 7927 — или читать все.

Понятие налоговых льгот. Их классификация

Согласно п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики могут использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством. Данное положение конкретизирует НК РФ, гласящий, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем объеме. Положение ч.1 ст.56 НК устанавливает, что нормы законодательства о налогах и сборах, дающие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера.

Налоговые льготы

– это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых отчислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения, налоговых трансфертов, налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования.

Все налоговые льготы можно разделить на три группы

: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента налога (объект, плательщик, ставка).

Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

· личные и для юридических лиц;

· общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

· безусловные и условные налоговые льготы;

· общеэкономические и социальные налоговые льготы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим более подробно экономическое содержание первой из трех основных групп налоговых льгот – налоговые освобождения.

налоговая амнистия

– освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за это нарушение;

налоговая льгота

в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.п.) применяется в основном по отношению к личным налогам;

возврат ранее уплаченных налогов

, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах;

налоговые изъятия

представляют собой выведение из обложения отдельных элементов объекта налога;

налоговые каникулы

– это полное освобождение налогоплательщика от оплаты налога на определенный период времени;

понижение налоговых ставок

предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков

также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку оно направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности.

Широко распространенной в развитых странах, но не применяемой в российской практике, формой целевого налогового освобождения является налоговая инвестиционная премия.

Она связана с общей системой дарственного регулирования движения национальных капиталов через границу.

Вторая группа, налоговые скидки, представляет собой группу налоговых льгот более сложного порядка, сопряженных, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них. В эту группу входят:

необлагаемый минимум объекта налога

, устанавливаемого с дохода физических лиц, и взимание налога с наследства и дарений;

другой налоговой скидкой являются налоговые вычеты – исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов;

инвестиционные скидки

следует выделить в самостоятельную категорию особой целевой направленности. Они предполагают вычеты налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога;

скидка «на истощение недр»

широко применяется во многих странах. Она предоставляется предприятиям добывающей промышленности в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых в старых истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков максимально извлекать из недр полезные ископаемые. В России также применяются платежи за пользование истощенных недр – с 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (разработка некондиционных, остаточных полезных ископаемых) по ставке 0 %.

Читайте так же:  Упрощенное получение инвалидности

Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации.

Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым. Сейчас в России ускоренная амортизация становится чуть ли не единственной чисто инвестиционной категорией.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является третья группа – налоговый кредит. По этому вопросу нет достаточной определенности ни в действующем законодательстве РФ, ни в отечественной финансовой науке. В НК РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита. А отсрочка налогового платежа отрывается от общего понимания налогового кредита. То есть в НК заужена сфера действия и налоговых льгот в целом и налогового кредита, как элемента их системы.

Отсрочка или рассрочка платежа

по одному или нескольким налогам предоставляются на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой задолженности налогоплательщиком. Порядок и условия предоставления регламентируются ст. 64 НК РФ, в которых четко определены основания предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки.

Принципиальные возражения имеются к НК в части такой льготы, как целевой налоговый кредит. Согласно ст. 65 он мало отличается от отсрочки налогового платежа, разве что сроками (от трех месяцев до одного года) и ограниченным перечнем оснований. В этой связи следует отметить ограниченность сферы распространения, отсутствие целевой и стимулирующей направленности налогового кредита, установленного в НКРФ.

Инвестиционный налоговый кредит

является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и 67 НК РФ, где он определен как изменение срока налога, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определённого срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Налоги могут быть и крупнейшими денежными оттоками, переживаемыми фирмой. Размер налогов определяется налоговым кодексом, часто дополняемым и изменяемым набором правил. В этом разделе мы рассмотрим ставки корпоративных налогов и способы их вычисления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговые льготы: целесообразность и эффективность

«Финансы», 2012, N 10

Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.

При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.

Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид.

Фактически в Кодексе понятие «налоговая льгота» трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия «налоговая льгота», да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.

Читайте так же:  Сзв стаж командировка

Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.

В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.

Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.

Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?

Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.

Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.

Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.

Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.

Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.

Читайте так же:  Список должностей педагогических работников на досрочную пенсию

Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.

Рубрика: Финансовое право

Бюджетная компетенция Российской Федерации.

. Бюджетная компетенция Российской Федерации. Бюджетная компетенция РФ представляет собой совокупность ее бюджетных прав, обусловленных суверенитетом РФ, федеративным устройством РФ, самостоятельностью местного самоуправления. Бюджетные права РФ представлены несколькими группами бюджетных прав: Первую группу составляют права в отношении бюджетных отношений, осуществляемых на всей территории РФ. Вторую группу бюджетных прав составляют бюджетные права по отношению к собственному.

Финансовая деятельность, осуществляемая представительными органами власти и местного самоуправления.

Финансовая деятельность, осуществляемая представительными органами власти и местного самоуправления. Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы.

Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации.

Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации. Бюджетные полномочия субъекта федерации подразделяются на 3 большие группы: бюджетные полномочия по отношению касающиеся федерального бюджета полномочия, касающиеся бюджета субъекта РФ полномочия, касающиеся местных бюджетов В целом бюджетно-правовой статус характеризуется следующими полномочиями: самостоятельное регулирование бюджетного устройства, бюджетного процесса на своей территории, через принятие соответствующих законов РФ в соответствии с БК.

Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Налоговая обязанность в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 Налогового Кодекса РФ. Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога.

Особенности правового положения банков в системе субъектов налогового права.

Особенности правового положения банков в системе субъектов налогового права. Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами, и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного.

Налоговые льготы: понятие, виды

Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы.

Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:

  • не уплачивать налог или сбор;
  • уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение индивидуального характера, т.е. отсутствие отдельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретно-определенных одного лица или организации (т.е. льготы устанавливаются для определенной категории лиц, для целого ряда, а не индивидуально).

Виды налоговых льгот:

  • изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов;
  • скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;
  • налоговые кредиты, под которыми понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки:
  1. снижение ставки налога;
  2. отсрочка или рассрочка уплаты налога;
  3. возврат ранее уплаченного налога;
  4. зачет ранее уплаченного налога;
  5. замена уплаты налога натуральным исполнением.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это означает, что в ряде случаев налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы понятие виды механизм установления

Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления.

Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:

  • не уплачивать налог или сбор;
  • уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

Видео (кликните для воспроизведения).

Виды налоговых льгот:

  • изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов;
  • скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;
  • налоговые кредиты, то есть, направленные на уменьшение налоговой ставки:
  • снижение ставки налога;
  • отсрочка или рассрочка уплаты налога;
  • возврат ранее уплаченного налога;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога натуральным исполнением

Источники

Налоговые льготы понятие виды механизм установления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here