Налоговые льготы школам

Частные школы и детские сады получат положенные им налоговые льготы

Образовательные учреждения смогут получить положенные им по закону налоговые льготы. Депутат Государственной Думы РФ Екатерина Кузьмичева считает, что из Налогового кодекса РФ следует убрать положения, препятствующие получению преференций. Она разработала законопроект, который внесет соответствующие поправки в статью 284.1 НК РФ, пишет газета «Известия». В ближайшее время документ поступит в Госдуму.

В настоящее время статья 284.1 Налогового кодекса РФ предусматривает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут быть освобождены от налога на прибыль. Однако на практике условия для их получения невыполнимы, отметила депутат. Издание пишет:

Учреждение должно иметь лицензию на образовательную деятельность, а также именно от ее осуществления получать основной доход (не менее 90% от всего дохода).

Наконец, если организация наряду с образовательной деятельностью осуществляет медицинскую — например, школа или детсад содержат медкабинет, — то законом предусмотрено еще одно условие. Согласно Налоговому кодексу, более половины штата такого учреждения должны составлять сертифицированные медицинские работники.

Последнее условие оказывается практически невыполнимым. Так, основным видом деятельности садиков и школ, имеющих медицинские кабинеты, все же является образование. Соответственно, большую часть персонала таких учреждений составляют работники системы образования.

Законопроект Екатерины Кузьмичевой призван исправить сложившееся положение. Поправки предполагают, что норма о наличии в образовательном учреждении более 50% медиков, имеющих сертификат, должна рассчитываться от количества только медицинского персонала организации, а не от общей численности работников.

Эксперты поддержали инициативу депутата. Адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко отметил, что невозможно представить в современной школе половину сотрудников, имеющих медицинское образование.

Юрист налоговой практики юридического бюро DS Law Денис Зайцев также считает, что предложение парламентария резонно, хотя и требует некоторого уточнения. Отдельное внимание в проекте закона, по словам эксперта, следует уделить правилам учета персонала — в частности, того, является ли данное место работы для сотрудника основным или он совместитель.

Напомним, условия для получения налоговых льгот для образовательных и медицинских учреждений изложены в статье 284.1 НК РФ. Если организация нарушила хотя бы один из пунктов, она лишается права на льготы и не сможет перейти на нулевую ставку в течение пяти лет.

Отметим, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

Какую налоговую льготу выгоднее использовать в образовательной деятельности

Популярное по теме

Учреждение образовательной организации может быть выгодно для группы компаний с точки зрения налогового планирования. Дело в том, что при соблюдении ряда требований подобные компании платят меньше налогов. Для этого есть две возможности. Первая – воспользоваться нулевой ставкой по уплате налога на прибыль. Вторая – платить страховые взносы по пониженным ставкам.

Однако этими льготами нельзя воспользоваться одновременно. Так как для того, чтобы попасть под первую из них, компания должна быть на общей системе. Под вторую – «упрощенцем». Прочие требования к образовательным организациям для применения первой или второй льготы также отличаются. Для того чтобы группе компаний выбрать, какого типа образовательную организацию ей выгоднее иметь в своем составе, необходимо учесть ряд нюансов.

В случае создания образовательной организации не каждый вид обучения подлежит лицензированию

В 2011 году в Налоговом кодексе появилась статья 284.1, которая будет действовать до 1 января 2020 года. Согласно ей, образовательная организация вправе применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов при соблюдении одновременно следующих условий:

  • компания имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы общества от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов от всех его доходов, либо налогоплательщик за налоговый период не имеет доходов вовсе;
  • если в штате компании непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников;
  • если компания не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Стоит отметить, под образовательной деятельностью здесь понимается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.11 № 917. Чтобы воспользоваться данной льготой, компании необходимо не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется ставка 0 процентов, подать в инспекцию заявление и копии лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Пониженные тарифы взносов образовательная организация может использовать, только применяя «упрощенку»

Воспользоваться второй льготой вправе только упрощенец, основным видом экономической деятельности которого является образование. То есть доля доходов от реализации образовательных услуг должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов (подп. 8 п. 1, п. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.12 № 212-ФЗ).

В течение 2012–2013 годов для таких плательщиков страховых взносов тариф составит 20 процентов (п. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.12 № 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.11 № 379-ФЗ). При этом единственным требованием к образовательной деятельности «упрощенца» является ее соответствие коду ОКВЭД «образование». То есть применять данную льготу имеют возможность значительно больше компаний, нежели льготу по налогу на прибыль.

Применение нулевой ставки по налогу на прибыль перекрывает выгоды пониженных тарифов взносов

Для того чтобы выбрать более выгодную льготу для образовательной организации, необходимо также учесть следующие показатели.

НДС к начислению. Во-первых, здесь важна доля услуг, которые могут облагаться НДС. Ведь при выборе первой льготы образовательная организация на общем режиме станет плательщиком этого налога. Это увеличит общую нагрузку по сравнению с упрощенной системой. Возможно, что часть услуг, оказываемых образовательной организацией, будет облагаться НДС, а часть нет.

Так, не подлежат налогообложению НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (ст. 149 НК РФ). Коммерческие образовательные организации в аналогичной ситуации воспользоваться льготой по НДС не могут (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.11.09 № А11-2189/2009, а также определение ВАС РФ от 01.02.10 № ВАС-194/10).

Читайте так же:  Перечень документов для оформления детского пособия

НДС не облагаются услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях, даже при отсутствии у компании лицензии на такую деятельность (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 03.04.08 № А33-7388/07-Ф02-1225/08, Уральского от 22.10.07 № Ф09-8560/07-С2 округов).

Образовательная деятельность, осуществляемая дошкольными учреждениями, освобождается от налогообложения НДС в случае, если для осуществления такой деятельности по законодательству лицензия не нужна либо если лицензия получена в соответствии с законодательством (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.08 № КА-А40/4386-08).

Спорными в части обложения НДС являются операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями обучения в форме разовых лекций, стажировок или семинаров, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. По мнению чиновников, такие услуги облагаются НДС (письма Минфина России от 27.08.08 № 03-07-07/81, от 03.06.08 № 03-07-11/21 2, УФНС России по г. Москве от 08.12.06 № 19-11/108489, от 22.03.06 № 19-11/22544).

Хотя суды зачастую придерживаются противоположной позиции (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 17.06.09 № А69-164/09-Ф02-2763/09, Поволжского от 23.08.10 № А55-40227/2009, Уральского от 03.11.09 № Ф09-8463/09-С2, Восточно-Сибирского от 17.06.09 № А69-164/09-Ф02-2763/09, Северо-Западного от 23.05.08 № А05-12331/2007 округов). Суды считают, что если деятельность лицензируемая, то для того, чтобы воспользоваться льготой по НДС, нужна лицензия. Но если деятельность не лицензируемая, то право льготы по НДС не зависит от наличия лицензии.

Входной НДС. Большое значение имеет размер входного НДС и доля его распределения между услугами, облагающимися и не облагающимися НДС. Стоит учесть, что входной НДС, который компания не сможет принять к вычету, будет потерян и при выборе общей системы, и в случае применения упрощенного режима с объектом «доходы» (6%). При выборе объекта «доходы минус расходы» (15%) НДС удастся включить в расходы в целях исчисления единого налога.

Налог на имущество. Стоит учитывать, что, выбрав общую систему налогообложения, образовательная организация станет плательщиком налога на имущество, от уплаты которого освобожден «упрощенец». Размер этого налога имеет значение для понимания налоговой выгоды, полученной от каждого из вариантов.

Льготы по налогам: кому и в каких случаях положены

Статья 407 НК РФ утверждает перечень налогоплательщиков — физических лиц, имеющих право на льготы. Особые льготные механизмы существуют и для юридических лиц. Налоговая льгота представляет собой право на снижение (вплоть до нуля) размера обязательного платежа, предоставляемое государством определенным категориям налогоплательщиков. Действует она, только если субъект лично решил воспользоваться таким правом.

Для того чтобы получить льготы, нужно обратиться в ФНС: предоставление налоговых льгот по умолчанию в РФ не предусмотрено. Конкретного срока действия для них законодательство не устанавливает. Обычно он совпадает со сроком действия документа, подтверждающего право на льготное налогообложение. Сокращение размеров налогов — это альтернатива бюджетным дотациям. Введение таких мер избавляет государство от необходимости решать соответствующие задачи за счет субсидий.

Назначение

На первый взгляд, государство несет убытки, предоставляя гражданам и юридическим лицам налоговые льготы (НК РФ содержит ряд статей, утверждающих правила их предоставления). Но у них есть свои функции, которые делают применение налоговых льгот оправданным:

  • регулирование экономики;
  • достижение социальной справедливости;
  • поддержка предпринимательства;
  • привлечение инвестиций;
  • стимулирование отдельных отраслей;
  • помощь социально незащищенным слоям населения.

Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставяет освобождение от налогов, многие граждане преодолевают порог бедности, а начинающие предприниматели получают возможность вести деятельность и не разориться в первый год.

В то же время сам факт существования таких преференций вынуждает государство усиливать контроль за их предоставлением. Возникает необходимость в более тщательной проверке субъектов, что позволяет предупредить возможные случаи мошенничества. В противном случае меры помощи стимулируют не развитие экономики, а минимизирование обязательных платежей. Также благодаря развитой системе мониторинга выявляются неэффективные преференции.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговые льготы для государственных и муниципальных учреждений *

«Финансовое право», 2012, N 1

Yagovkina V.A. Tax benefits for state and municipal institutions.

Статья посвящена анализу налоговых льгот для различных типов государственных и муниципальных учреждений. Основное внимание уделяется льготам по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Государство стремится поддержать функционирование государственных и муниципальных учреждений, в том числе путем использования механизма налоговых льгот, поскольку указанные юридические лица оказывают государственные и муниципальные услуги, в том числе те, предоставление которых гарантировано Конституцией РФ.

В целом Налоговый кодекс РФ содержит не так много норм, закрепляющих льготы для отдельных типов учреждений как налогоплательщиков, обычно такие нормы распространяются на все государственные и муниципальные учреждения в целом, независимо от их типа, однако есть нормы налогового права, касающиеся исключительно определенного типа учреждений.

Одной из основных проблем, затрудняющих выполнение государственными и муниципальными учреждениями своих функций по предоставлению государственных и муниципальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, являлось обложение налогом на добавленную стоимость таких услуг в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ . На практике учреждения не уплачивали налог на добавленную стоимость в основном по той причине, что оказываемые ими услуги подпадают под операции, освобождаемые от уплаты соответствующего налога по ст. 149 НК РФ.

Читайте так же:  Сколько курсов платят социальную стипендию

При написании статьи использована СПС «КонсультантПлюс».

Восьмого июля 2011 г. были внесены изменения в законодательство, регулирующее правовой статус учреждений, путем принятия Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», в соответствии с которым изменилась редакция ст. 146 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2012 г. объектом обложения налогом на добавленную стоимость не будет признаваться выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с той же статьей Налогового кодекса РФ в целях обложения налогом на добавленную стоимость не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, следовательно, в этом случае основные средства будут освобождаться от НДС у учреждений всех типов.

Все государственные и муниципальные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций, однако они обладают правом на льготы при уплате налога на прибыль. В соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы данных юридических лиц не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, и в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Первая из указанных льгот предоставлена потому, что имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества — учредителем на праве оперативного управления, не является безвозмездно полученным и не должно подвергаться обложению налогом на прибыль как доход, поскольку права собственности у учреждения не возникает и право свободного распоряжения таким имуществом также отсутствует. Таким образом, налог на прибыль в данном случае уплачиваться не должен.

К средствам целевого финансирования законодатель относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям; в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства будут квалифицированы налоговыми органами как внереализационный доход и будут рассматривать как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При определении налоговой базы государственных и муниципальных учреждений при уплате налога на прибыль также не учитываются целевые поступления, к которым в данном случае относятся использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям, что распространяется на все типы учреждений.

При этом следует иметь в виду, что при исчислении налога на прибыль не учитываются в целях налогообложения расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Не облагаются налогом на прибыль (не учитываются при определении налоговой базы) доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, причем данное правило имеет обратную силу и распространяется на налогово-правовые отношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Также можно признать льготой особый порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей, который распространяется на бюджетные и автономные учреждения. Статья 286 Налогового кодекса РФ закрепляет, что бюджетные учреждения и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях данных учреждений, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ данной категории плательщиков предоставлены соответствующие льготы. Следует обратить внимание, что данная льгота предоставлена только казенным учреждениям, а бюджетные и автономные учреждения в число лиц, пользующихся данной льготой, не включены, что на практике может повлечь некоторые сложности (например, учебному заведению, носящему имя Героя Российской Федерации, при смене типа учреждения было предложено заплатить указанную государственную пошлину).

По общему правилу государственные и муниципальные учреждения не вправе применять специальные налоговые режимы. Например, ни одно учреждение, независимо от типа, не может применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Однако автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения, вывод о чем можно сделать из ограничения, содержащегося в пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым не вправе применять упрощенную систему налогообложения только казенные и бюджетные учреждения. Указанное умозаключение подтверждается также Письмом Минфина России от 28 июля 2008 г. N 03-11-03/15, содержащим разъяснения о применении такого режима для автономных учреждений.

Учреждения уголовно-исполнительной системы по закону являются казенными учреждениями, им предоставлены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Так, в соответствии со ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; а в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ те же категории налогоплательщиков освобождаются от налогообложения земельным налогом.

Кроме того, следует иметь в виду, что многие налоговые льготы предоставляются не в зависимости от вида или типа юридического лица, а в зависимости от вида деятельности, которую оно осуществляет. Таким образом, если государственное или муниципальное учреждение предоставляет услуги в соответствующей сфере, которую государство стремится поддержать и стимулировать за счет налоговых льгот, оно также имеет право использовать указанные льготы (например, услуги в сфере культуры, здравоохранения, образования, музейного дела и т.п.).

Читайте так же:  Перерасчет пенсии неработающим пенсионерам

Налоговые льготы для образовательных учреждений

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 27, 2004

Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 — 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.

Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом «Об образовании», не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе «Об образовании», является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/[email protected] «По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям» (с изм. и доп. от 21.10.2002).

Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе «Об образовании», исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.02.2004 N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона «Об образовании», освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.

Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона «Об образовании», предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон «Об образовании» освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.

Налог на добавленную стоимость

В пп.14 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не облагаются НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

При применении пп.14 п.2 ст.149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения.

При оказании указанными некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями освобождение от уплаты налога не предоставляется.

Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п.4 данной статьи. Этот порядок освобождения от уплаты налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Читайте так же:  Детское пособие до 7 лет

Услуги некоммерческих образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями — некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные учреждения независимо от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (некоммерческого образовательного учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями — некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок определения налоговой базы и уплаты налога в бюджет, указанный в п.3 ст.161 гл.21 НК РФ.

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Перечень льготников

Поскольку налоговые льготы являются элементом конкретного налога, то однозначно выделить категории лиц нельзя. Для получения такой информации следует изучить соответствующие статьи НК РФ или получить консультацию в ФНС.

Для того чтобы ответить на вопрос, кто имеет право на налоговые льготы среди граждан, нужно обратиться к статье 407 НК РФ. Преференции предоставляются:

Полный список дан в статье 407 НК РФ.

Иногда при предоставлении такого права законодательство ориентируется не только на субъект, но и на объект. Например, если им является транспортное средство, то предъявляется ряд требований к его техническим характеристикам.

Налоговый кодекс предоставляет и налоговые льготы для юридических лиц, которые выражаются в:

  • уменьшении НДС до 10% для производителей ряда товаров, перечни которых утверждаются правительством ОРФ, например, медицинских изделий — по Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 ; для производителей детских товаров — по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 , для издательств, выпускающих периодику и книги, связанные с образованием, наукой и культурой, — по Постановлению Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 ;
  • уменьшении страховых взносов (в соответствии со ст. 427 НК РФ ),

и в возможности применять налоговые льготы для организаций, выражающиеся в спецрежимах.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Единый социальный налог

В соответствии со ст.239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого отдельного работника, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

В какой форме предоставляются льготы

Анализируя формы налоговых льгот, установленные действующим законодательством, обобщенно выделим такие категории:

  1. Изъятие. Часть объекта выводится из-под налогообложения. Такая форма характерна для налога на прибыль и НДФЛ.
  2. Скидка. Имеется в виду, что за счет определенных расходов уменьшается налоговая база. Самый известный пример — стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ ( ст. 218 НК РФ ).
  3. Освобождение от уплаты налогов. Определенные категории предприятий — например, производители детского питания — освобождаются от НДС (то есть для них ставка НДС — 0%).
  4. Кредит. Позволяет уменьшать размеры периодических платежей с последующей полной выплатой. За эту возможность необходимо уплачивать проценты.
  5. Зачет ранее уплаченного налога. Возврат суммы налога, уплаченной ранее, при достижении определенных условий.
  6. Амнистия. Объявление старых долгов безнадежными по поручению президента или правительства. В этом случае должники освобождаются от уплаты налогов за прошедшие периоды. Примером служит амнистия по транспортному налогу, по которому имеются недоимки и пени до 2015 года.
Читайте так же:  Гарантии прав свобод и обязанностей

Отдельно рассматривается отсрочка — изменение срока уплаты. Ее следует отличать от рассрочки — она к налоговым льготам не относится, а лишь дает право на внесение платежа частями за оговоренный период.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Налог на прибыль организаций

В соответствии с пп.22 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Виды спецрежимов для юридических лиц и предпринимателей

Такого понятия, как льготная система налогообложения, законодательство не содержит. Обычно под ним подразумевается специальный режим. Он освобождает отдельные категории субъектов от части обязательных платежей.

К таким режимам, рассматриваемым в разделе VIII НК РФ, относятся:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН, глава 26.1 );
  • упрощенная система (УСН, глава 26.2 );
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД, глава 26.3 );
  • режим при выполнении соглашения о разделе продукции ( глава 26.4 );
  • патентная система (ПСН, глава 26.5 ).

Субъекты предпринимательства, подпадающие под эти режимы, вносят в бюджет особые платежи. Они меньше, чем сумма тех, от которых законодательство их освобождает.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налог на имущество организаций

Согласно п.7 ст.381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются:

организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

имущество государственных научных центров (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ это положение утрачивает силу с 1 января 2006 г.);

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, образовательные учреждения могут применять льготу по земельному налогу. Так, в соответствии с п.11 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Источники

Налоговые льготы школам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here