Общие гарантии прав

Статья 15. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Статья 15. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина

1. Каждому гарантируется право на защиту его прав и свобод посредством обращения:

1) в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в соответствии с их компетенцией;

2) в прокуратуру, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы;

3) к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае;

Информация об изменениях:

Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС в подпункт 4 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

4) в иные государственные органы и органы местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Пункт 1-1 изменен с 18 мая 2019 г. — Закон Алтайского края от 7 мая 2019 г. N 29-ЗС

1-1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Алтайском крае учреждаются должности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, а также могут учреждаться иные должности в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

Информация об изменениях:

Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

2. Должностные лица государственных органов Алтайского края и органов местного самоуправления не вправе препятствовать обращению лица с заявлением или жалобой в государственные органы и органы местного самоуправления, международные организации, осуществляющие защиту прав человека, а также в общественные организации и средства массовой информации.

3. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными федеральными законами.

newinspire

Общие и специальные гарантии прав и свобод граждан

Ключевые слова: общие, специальные, гарантии, прав, свобод, граждан

Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности, указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46 — 54).

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Субъектом , который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам — Конституционному Суду РФ, конституционным и уставным судам субъектов РФ, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в РФ.

Создание условий для реализации прав и свобод — задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения допустимы: 1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции; 2) только против действий или решений органов властей; 3) в случае, если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве; 4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.

Обновленное гражданское, уголовное, административное, процессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Однако работа в этом направлении далека от завершения.

Читайте так же:  Стаж работы сотрудников мвд

При всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, полит-ие и др.

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура — система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации. Гарантией является и активное отношение самих субъектов к использованию всех возможностей для реализации своих прав и свобод, их соответствующие знания и умение эти права и свободы защищать.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся, прежде всего, к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст. 47 — 54) самим государством.

Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Статья 47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта норма направлена на исключение возможности произвольного решения компетентными органами вопроса о передаче дела в суд по своему выбору. Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В Конституцию включены нормы, являющиеся исходными в правоустановлениях, направленных на обеспечение в должной мере справедливого отношения к человеку в ходе судебного разбирательства. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции). Закрепляется принцип презумпции невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции).

Обеспечению прав личности способствуют и такие демократические принципы правосудия, как недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление, использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ; возложения на лицо обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется ФЗ, а также давать свидетельские показания в иных случаях, установленных ФЗ (ст. 50, 51). Важное значение в обеспечении прав и свобод личности имеет и конституционная норма о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст. 54 Конституции).

Чтобы обеспечить защиту осужденного за преступление от возможной судебной ошибки, Конституция закрепляет за ним право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ. Кроме того, признавая за осужденным право просить о помиловании или смягчении наказания, Конституция обеспечивает возможности более глубоко учесть особенности личности осужденного, все обстоятельства его жизненной ситуации (ст. 50).

К числу юридических гарантий относится и конституционная норма об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Изложенные выше конституционно закрепленные юридические гарантии получают развитие и конкретизацию в соответствующих отраслях права (уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и др.). . читать далее .

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

В широком смысле конституционные гарантии представляют собой правовые установления конституционного уровня, обеспечивающие защиту прав человека от произвола. В узком смысле конституционные гарантии представляют собой правовые средства реализации и защиты прав личности.

Конституционные гарантии подразделяются на общие гарантии и гарантии правосудия. К общим относятся: самозащита, государственная защита прав и свобод человека и гражданина, судебная защита, международная защита прав человека. К специальным гарантиям относятся: принципы-гарантии, процессуальные права, права-гарантии, запреты-гарантии.

Принципы-гарантии, процессуальные права, права-гарантии, запреты-гарантии

Принципы-гарантии являются основополагающими конституционными установлениями задающими общий режим охраны прав и свобод личности. К этим принципам относятся: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип равноправия, принцип не отчуждаемости прав и свобод человека и принадлежности ему от рождения, принцип признания прав и свобод личности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принцип ограничения прав и свобод человека правами и свободами других людей, принцип гражданства, принцип ограничения прав и свобод только федеральным законом и в целях установленных Конституцией.

Важное значение в механизме обеспечения прав и свобод личности имеют установленные Конституцией РФ процессуальные права человека: право на юридическую помощь, право на пересмотр приговора, право на судебную защиту, право на рассмотрение дела в том суде, к подсудности которого по процессуальному законодательству оно отнесено и др.

К категории прав гарантий относятся, право на возмещение вреда нанесенного незаконными действиями государства; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом другие права, затрагивающие социальную сферу и сферу деятельности административных органов.

Право на защиту. Право на самозащиту

Право на защиту складывается из ряда материальных и процессуальных прав. Особо следует здесь отметить такие правовые возможности личности, образующие содержание права на защиту, как право на самозащиту, право на защиту со стороны государства, право на судебную защиту, право на юридическую помощь и пр.

Наиболее эффективным средством защиты прав человека является право на самозащиту. Государство не вправе лишать личность такой возможности, хотя такие попытки со стороны государства предпринимаются в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. Содержание данного права образуют возможности личности защитить свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, а закон предъявляет гражданину, реализующему свое право на самозащиту, требование соразмерности предпринимаемых мер защиты угрозе, исходящей от других лиц.

Читайте так же:  Закон о социальной защите прав инвалидов

Внесудебные способы защиты прав и свобод: право на обращение с жалобой; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; право на помилование и смягчение наказания

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение гражданина с жалобой это его возможность задействовать административные механизмы защиты своих прав и свобод. Жалоба представляет собой форму обращения гражданина по поводу нарушенных прав, свобод или законных интересов. Жалоба имеет своим предметом требование обращенное в адрес государственных органов и должностных лиц, порождающее у последних обязанность предпринять все необходимые меры в рамках своей компетенции по защите прав и свобод личности.

Что касается права на индивидуальные и коллективные трудовые споры, то оно дает возможность личности отстаивать свои законные интересы в сфере трудовой деятельности. Данное право признается Конституцией РФ (ч. 4 статьи 37), что является важнейшей гарантией реализации человеком своего права на труд.

Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения условий коллективного договора.

Индивидуальный трудовой спор, по сути, является неурегулированным разногласием между работником и работодателем по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Порядок реализации рассматриваемого права регулируется трудовым законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить опомиловании или смягчении наказания.

Помилование – это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный праве только об этом просить, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.

Право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одной из функций демократического государства. При этом указанная защита может проявляется в следующих правовых и организационных аспектах: законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также гарантий их осуществления, в том числе в сфере функционирования исполнительной власти; возможность судебной защиты прав и свобод; возможность административного обжалования органов исполнительной власти; специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти (например, контроль Президента РФ за законностью актов Правительства РФ; прокурорский надзор за соблюдением органами исполнительной власти нормативных правовых актов; функционирование института омбудсмена (уполномоченного по правам человека).

Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина

В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Указанная функция реализуется с помощью разнообразных организационных и правовых средств, с помощью которых можно выделить следующие. Во-первых, сам Президент в своей деятельности обязан соблюдать права и свободы граждан и руководствоваться Конституцией РФ. Во-вторых, Президент вправе требовать от всех органов государственной власти соблюдения прав и свобод граждан и неуклонного соблюдения Конституции. В-третьих, Президент вправе отменить акты органов исполнительной власти, непосредственно ему подчиненных по мотивам несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина, либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. В-четвертых, Президент с помощью кадровой политики может влиять и контролировать деятельность государственных органов в области соблюдения прав и свобод человека. В-пятых, глава государства может изложить свое видение ситуации с правами и свободами человека и гражданина в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ, тем самым ориентировав указанный орган в заданном ключе.

Уполномоченный по правам человека: правовая природа института, порядок назначения, функции и полномочия. Омбудсмены в регионах России

К функциям Уполномоченного по правам человека относятся: содействие (способствование) восстановлению нарушенных прав граждан, совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности, жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Должность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации учреждается на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и принятых на их основе законов субъектов Российской Федерации. Указанные должности создаются в целях в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации, их соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, их должностными лицами.

Так должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге учреждена на основе Закона Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге». В соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге избирается на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Основными задачами Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге являются:

  • организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами;
  • содействие восстановлению нарушенных прав граждан;
  • содействие совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга в части соблюдения прав человека;
  • информирование жителей Санкт-Петербурга о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека;
  • содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие координации деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге.

Право на судебную защиту

Право на судебную защиту на конституционном уровне закреплено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации и заключается в том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом судебной защите подлежат любые права и свободы, закрепленные в нормативных правовых актах, а указанное право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу или лицу без гражданства.

Читайте так же:  Отказаться от льготной пенсии

Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за зашитой, а на другой – суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение. (Права человека. Учебник для вузов. Отв. Ред. Е.А.Лукашева. Москва, 1999. С. 317). Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд, но участником процессуального отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы это правоотношение возникло и сконструировалось в виде определенного набора прав и обязанностей между подавшим жалобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующими в деле.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

newinspire

Классификации и виды гарантий прав личности

Ключевые слова: классификации, виды, гарантии, прав, личности

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Это научно оправдано. Гарантии связывают воедино и правовое, и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан.

Справедливо утверждение, что политические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии : общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения.

Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Политические гарантии это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны.

К первой группе относятся:

— пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве;

— юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование;

— процессуальные формы реализации;

— меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина – всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

По сфере действия гарантии можно классифицировать на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Внутригосударственные гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закрепляются прежде всего в Основном Законе страны либо в актах, имеющих конституционное значение.

Еще при разработке Устава ООН в докладе одного из подкомитетов конференции в Сан-Франциско отмечалось, что обеспечение и непосредственная защита прав человека и основных свобод являются внутренним делом каждого государства, поэтому существует необходимость «поощрения и развития уважения к нравам человека». Это предложение было принято и записано в Устав ООН (п. 3 ст. 1).

Международные механизмы гарантий прав личности – это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина.

Эти меры включают, например, программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы культурного развития и полной занятости населения, формирование международно-правовых принципов и норм по правам человека.

Так, политико-правовую систему международных гарантий прав человека составляют Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав человека и ряд дополнительных протоколов, другие международные документы.

По способу изложения в нормативно-правовых актах институционные гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные.

Простые институционные гарантии это система средств и условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах и обеспечивающих охрану и защиту Иран личности четко определенного вида. В Основном Законе Федеративном Республики Германии от 23 мая 1949 г. записано: «Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется. 11,ензуры не существует» (ч. 1 ст. 5).

Сложные институционные гарантии это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых и законе и обеспечивающих охрану и защиту нрав как отдельной личности, так и социальной организации. Так, Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. декларирует следующее: «Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития» (ч. 7 ст. 1).

Смешанные институционные гарантии – это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в законодательстве и обеспечивающих охрану и защиту одновременно и экономических, и политических, и гражданских, и других прав и свобод человека и гражданина, а также и их социальных организаций. При этом названные гарантии могут закрепляться либо в одной статье нормативного акта, либо в его специальных разделах или главах.

Так, в Конституции Итальянской Республики 1947 г. подчеркивается: «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека – как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности» (ст. 2).

Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности (ст. 64).

В этой связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правового положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии.

Читайте так же:  Можно ли забрать свою накопительную пенсию досрочно

Общие гарантии система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, декларируемых Основным Законом, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер.

В части 1 статьи 17 Конституции России написано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Специальные гарантии система социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, сотрудников силовых структур, военнослужащих, вузовских работников и т.д.

Индивидуальные гарантии это меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию права в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона. Это события, условия чрезвычайного положения.

Нередко законодатель формулирует индивидуальные гарантии в форме института права.

Разумеется, классификация гарантий по основанию правового положения личности условна. Как и виды правового статуса личности – общий, специальный (или родовой), индивидуальный – гарантии соотносятся между собой как общее, особенное и единичное, «тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы».

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями.

Организационные гарантии это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций о сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий – повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности.

В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный и общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.

Соответственно по содержанию организационные гарантии можно классифицировать на контрольные, процедурные, организационно-технические.

Контрольные гарантии обеспечения прав граждан – это система организационных предпосылок и условий, основанная на принципах постоянства, последовательности, объективности, демократичности и действенности. Правильное понимание названных принципов повышает эффективность контроля и помогает использовать его и как средство, позволяющее выявлять нарушения прав личности, и в превентивных целях.

Процедурные гарантии обеспечения прав личности – это порядок, способы, условия повышения эффективности социальных норм в общественных отношениях, которым соответствующая процедура служит. Так, в статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливаются юридические и организационные гарантии независимости судей. Например, определения, вынесенные судом во время судебного разбирательства, подлежат оглашению.

Исключение из этого правила составляют частные определения, оглашение которых зависит от усмотрения суда (ст. 321 У ПК РФ), кроме того, названный Закон устанавливает процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи. В частности, прекращение полномочий судьи возможно лишь при строго определенных Законом условиях: смерти судьи, совершении проступка, позорящего честь и достоинство судьи, и др. (ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Организационно-технические гарантии прав человека и гражданина представляют собой комплекс мер, связанных с применением средств техники и связи, в том числе учетных, контрольных и выполняющих некоторые другие организационные функции. Допустим, технические средства позволяют депутатам Государственной Думы сохранить тайну голосования при решении некоторых вопросов государственной жизни.

Применение средств телевидения и радио дает возможность информировать население о новом законодательстве, нарушениях должностными лицами прав человека и гражданина и мерах, которые к ним приняты, либо использовать общественное мнение в борьбе с бюрократическими методами работы государственных органов.

Подчеркнем также, что гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституционный Суд РФ, который по жалобам па нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125).

Проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение. И неудивительно, что мировое сообщество стремится выработать единые правила в вопросах социальной и правовой защищенности граждан, пытается унифицировать, принять единые стандарты и процедуры, способствующие признанию достоинства, присущие всем членам человеческой семьи.

В этой связи принципиально важным с точки зрения понимания общих гарантий является содержание преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и политических правах о том, что идеал свободной личности, свободной от страха и нужды, может быть достигнут, если только будут созданы такие условия, при которых любой человек может пользоваться своими экономическими, социальным и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами.

Следовательно, социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшать и защищать их материальное благосостояние, служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости. . читать далее .

Конституционное право России

Юридические гарантии конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно, согласно ст. 64, неотъемлемой частью основ правового положения личности. Это дает дополнительные аргументы в пользу высказываемой точки зрения о роли гарантий как одного из элементов правового положения личности. Отсутствие гарантий превращает формально провозглашаемые права и свободы в бумажную фикцию.

Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные:

Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.

Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ. Это содержание в большей или меньшей степени может касаться конституционного статуса человека и гражданина.

Читайте так же:  У мвд отменили пенсию по выслуге лет

Основополагающее значение для личности имеет конституционный принцип «человек, его права и свободы — высшая ценность» (ст. 2). «Высшая ценность» для других лиц, общества и государства. Конкретизируя данный принцип, Конституция РФ предписывает индивиду, что осуществление им прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Будучи непосредственно действующими, права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Тем самым подчеркивается, что человек, его права и свободы есть высшая ценность и цель для государства.

Закрепление в качестве основополагающего конституционного принципа положения о том, что Российская Федерация является демократическим государством, означает признание и обеспечение Основным Законом свободы личности, народовластия, идеологического и политического многообразия, других квалифицирующих элементов демократии.

Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий. Например, согласно ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с ч. 2 ст. 80 Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Очевидно, упомянутые конституционные гарантии прав и свобод носят концептуально-декларативный характер, подчеркивая нацеленность государства на обеспечение интересов личности и особое положение главы государства в системе органов государственной власти. Вместе с тем они создают конституционные условия для формирования системы конкретных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Специальные конституционные гарантии. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Вот содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера.

1. Запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

2. Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны.

3. Предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.

4. Запрет на издание законов,, отменяющих или. умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

5. Установление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч. 1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46—54 (судебные или процессуальные права).

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 г. отводит особое место судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридическим средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности. Этому способствуют общедоступность судов, всесторонность и профессионализм в оценке ситуации, государственно- властный (обязывающий от имени государства) характер решений суда, общепризнанные демократические принципы осуществления правосудия.

Посредством обращения в суд не только обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств других лиц, но и возможно обжалование решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Правосудие в России осуществляется лишь судом, при исключении создания чрезвычайных судов. Формы судопроизводства — конституционное, гражданское, административное и уголовное (ст. 118). Повышению эффективности судебной защиты прав и свобод личности служат конституционные гарантии правосудия. Они выступают одновременно в качестве основных начал, принципов правосудия, определяющих права и свободы личности. В их числе:

1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

2. Соблюдение подсудности, т.е. рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47).

3. Гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).

4. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48).

5. Обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49).

6. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)7

7. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

8. Гарантия предоставления каждому осужденному за совершение преступления возможности для пересмотра приговора вышестоящим судом, а также подачи просьбы Президенту РФ о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).

9. Недопустимость принуждения кого бы то ни было к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51).

10. Государственное обеспечение прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, включая обеспечение свободного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52), в том числе вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

11. Гарантия неприкосновенности личности и ее достоинства, неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 21—25). Конкретизируя гарантию свободы и неприкосновенности личности, Конституция РФ предельно четко устанавливает, что арест, заключение под стражу

И содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (ч. 2 ст. 22).

Видео (кликните для воспроизведения).

12. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст: 54), т.е. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Источники

Общие гарантии прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here