Основные понятия и категории медико социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:

установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;

— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;

— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:

—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.

Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.

Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.

Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.

Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.

Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.

Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.

Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.

Читайте так же:  Как получить единовременную выплату детям войны

МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.

Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.

По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В чем заключается назначение судебной медико-социальной экспертизы и других видов МСЭ? Состав и цели организации

Инвалидность назначается гражданам, имеющим необратимые ухудшения здоровья, ее определение влечет за собой возможность получения соцвыплат, коммунальных льгот и прочее. Устанавливается она службой медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), в которую входят врачи-эксперты, психолог, при необходимости – соцработник.

Сегодня мы осветим задачи и цели МСЭ, а также структуру и полномочия данной организации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

В связи с принятием закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. функции проведения экспертизы от Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) перешли к органам Медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Нормативно-правовая база

  • ФЗ «О социальной защите инвалидов» №181-ФЗ от 24.11.1995г. (далее – ФЗ №181-ФЗ).
  • Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95 (далее – Правила).

Назначение

Основное предназначение этой госструктуры – наделение нуждающихся лиц юридическим статусом «инвалид» для того, чтобы обеспечить их доступностью к мерам государственной поддержки, выделяемым квотам и прочим услугам. Кроме того, государство с помощью МСЭ создает такие условия, которые были бы приближены к стандартам жизни здоровых граждан.

Кстати сказать, такое направление выдают только лечебные учреждения, пенсионные фонды и органы соцзащиты п. 19 Правил.

  1. Установление группы инвалидности.
  2. Выяснение степени потери профнавыков и возможности дальнейшей трудовой активности.
  3. Написание персональной программы восстановления здоровья.

Полномочия

  1. Отправлять граждан на дополнительные анализы и обследования организма, необходимые для выяснения прогнозов развития заболевания.
  2. Собирать данные, важные для дальнейшей работы.
  3. Назначать повторный проверочный осмотр для выяснения действенности проведенного курса лечения.
  4. Регистрировать и принимать меры соответствующего реагирования на недовольство работой нижестоящего бюро.
  5. Курировать и консультировать деятельность поликлиник, осуществляющих направление на МСЭ.
  6. Организовывать проверки условий труда, адаптированных для инвалидов на предприятиях.

Виды процедуры

  • Экспертиза временной нетрудоспособности. Предполагает консультирование обратившегося лица на предмет потери его профкачеств.
  • Медико-социальная экспертиза. Включает качественную оценку состояния здоровья, выяснение реабилитационного потенциала обратившегося.
  • Военно-врачебная экспертиза. Ее первоочередная цель — установление пригодности к военной службе.
  • Судебно-медицинская экспертиза. Под ней понимается подготовка заключения врача-эксперта по вопросам органов дознания.

Оказываемые услуги

Задачи, которые оказывает экспертиза, прописаны в ст. 8 ФЗ №181-ФЗ

К ним относятся следующие услуги:

  1. Прием детей до 18 лет с целью наделения их статусом «ребенок-инвалид».
  2. Первоначальный и вторичный прием граждан, имеющих заболевания общего профиля.
  3. Прием лиц, получивших производственную травму или профзаболевание.
  4. Выявление лиц, нуждающихся в регулярном постороннем уходе.
  5. Выяснение истинных причин нетрудоспособности.
  6. Определение утраты способности трудиться для сотрудников правоохранительных органов, органов исполнения наказания и пр.
  7. При неблагоприятном исходе выяснение причин, повлекших наступление смерти.

Из них вы узнайте:

Задачи

  • Проведение консультаций с целью выявления оснований для назначения инвалидности и обеспечении средств реабилитации (кресло-коляска, ортопедическая обувь и т.д.).
  • Выяснение истинных причин и условий, приведших к наступлению нетрудоспособности, анализ клинической картины, установление прогнозов течения болезни.
  • Создание специальных программ, направленных на восстановление упущенного здоровья, социальную поддержку, профилактику инвалидности.
  • Формирование базы данных, исследование динамики инвалидности, причин ее наступления.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

  • Координация деятельности бюро (филиалов главного бюро), обобщение опыта их работы на обслуживаемой территории;
  • Рассмотрение жалоб граждан, прошедших освидетельствование, на решения бюро;
  • Проведение освидетельствования граждан в экспертных составах главного бюро в порядке обжалования решений бюро, изменение решений бюро при наличие оснований;
  • Проведение по собственной инициативе повторных освидетельствований граждан, и, при наличии оснований, изменение либо отмена решений бюро;
  • Статистическое наблюдение и статистическая оценка состояния инвалидности на обслуживаемой территории; наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории.

Заключение

Медико-социальная экспертиза проводится с целью выявления у гражданина инвалидизирующих признаков. Консультирование, как правило, проводят врачи-эксперты, прошедшие обучение в данной сфере. При признании лица нетрудоспособным ему назначается пенсия, а также ряд иных мер социальной поддержки.

Читайте так же:  Индексация ветеранских выплат

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

45. Медико-социальная экспертиза (мсэ), определение, содержание, основные понятия.

Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена следующая структура МСЭ:

1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая

а) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)

б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

в) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.

Основные задачи МСЭ:

1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности

2. установление причин инвалидности

3. определение трудовых рекомендаций

4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов

5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности

6. экспертный контроль за длительно болеющими

7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности

8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой

Основные понятия МСЭ:

1) трудоспособность — такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:

а) медицинский — влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.

б) социальные — включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).

2) нетрудоспособность делится на:

а) временную — функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.

б) стойкую — возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.

Временная и стойкая нетрудоспособность могут:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. полной — невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.

2. частичной (ограничение трудоспособности) — невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

Аспекты экспертизы нетрудоспособности:

1) медицинские – исследование характера заболевания;

2) социальные –возможность выполнять профессиональный труд, его изменить или прекратить;

3) юридические – экспертиза регламентируется документами, врач несет ответственность;

4) статистические – на государственном уровне осуществляется статистический учет времени нетрудоспособности, стойкой нетрудоспособности;

5) экономические – по документам государство выплачивает пособия или пенсии.

Основные понятия и категории медико социальной экспертизы

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в Федеральном бюро и главных бюро создаются следующие бюро или экспертные составы:

  • общего профиля
  • специализированного профиля, в том числе:
    • для освидетельствования больных туберкулезом,
    • лиц с психическими расстройствами,
    • заболеваниями и дефектами органа зрения,
    • лиц в возрасте до 18 лет,
  • смешанного профиля.

Иерархическая структура учреждения

Ниже более подробно рассмотрим трехступенчатую структуру МСЭ:

Филиалы бюро МСЭ. Самая низшая ступень. Подразделяются по зонам обслуживания населенного пункта, района. Один экспертный состав в год должен освидетельствовать 1 800 – 2 000 граждан, точное количество бюро устанавливается администрацией района. Отсюда следует вывод, чем больше населенный пункт, тем большее количество филиалов работает в нем. Так, например, в Москве действуют 95 таких бюро.

Кроме того, выделяются узкоспециализированные онкологическое, офтальмологическое, туберкулезное, психиатрическое и детское бюро. В последнем, кстати сказать, принимаются дети от одного года до восемнадцати лет.

  • Главное бюро МСЭ (далее – ГБ МСЭ), которому подчиняются филиалы. Осуществляет контрольную функцию на региональном уровне, а также повторно осматривает граждан для оценки правильности вынесенного решения.
  • Федеральное бюро МСЭ (далее – ФБ МСЭ). Здесь детально изучаются спорные решения, вынесенные Головным бюро. Кроме того, орган контролирует деятельность первичных инстанций МСЭ. Его решения можно отменить только через суд.
  • Органы МСЭ

    Консультирование граждан проводят бюро и Главные бюро. Первые специализируются на первичном приеме граждан (по месту регистрации), выявлении инвалидизирующих признаков, определении их причин, сборе статистических данных в рамках своей зоны обслуживания.

    При нежелании соглашаться с вынесенным решением, его можно оспорить в течение 30 дней, подав жалобу.

    ГБ МСЭ действует исходя из следующих норм: одно бюро контролирует деятельность 5-6 филиалов. Оно, как мы выяснили, координирует работу нижестоящих органов.

    Также в их задачи входит:

    • изменение вынесенных филиалами заключений;
    • проведение контрольного осмотра по своей инициативе в целях установления правильности вынесенного филиалом решения;
    • сбор статистических данных об инвалидности, консультирование подчиненных специалистов.

    На его базе также может быть создано отделение для подтверждения диагноза, проведения добавочных исследований и прочее.

    Федеральное бюро МСЭ могут изменять решения нижестоящих органов, при трудных случаях освидетельствовать граждан (по представлению Головного бюро), стимулировать проведение регулярных исследований по представлению вышестоящего органа, выносить на дискуссии в Министерство предложения по улучшению работы МСЭ.

    Читайте так же:  Повышение пенсии по потере кормильца

    Кто кому подчиняется?

    Первая и вторая ступень иерархии подчиняются третьей – ФБ МСЭ, а та, в свою очередь, покоряется Министерству здравоохранения и социального развития РФ. В целом, МСЭ – это подструктура Медико-биологического центра.

    Состав бюро

    В ее состав входят три врача разной направленности. В общем случае сюда относятся: терапевт, невролог, хирург, реабилитолог, психолог. В случае надобности, как мы уже говорили, – специалист по соцработе. В узкоспециализированных бюро в осмотре также участвуют онколог, окулист, фтизиатр, психиатр, педиатр соответственно.

    Заключение выносится в ходе открытого обсуждения, является общеобязательным для исполнения во всех инстанциях. Результат осмотра озвучивается при гражданине вслух, в случае появления добавочных вопросов специалисты дают требуемые комментарии.

    Члены комиссии ответственны за правильность вынесенного решения и разглашение конфиденциальных сведений.

    Где и как устанавливают степень нетрудоспособности?

    1. Заочно (по заключению бюро).
    2. В стационарном отделении (по месту прохождения лечения и наблюдения).
    3. На дому (при невозможности обеспечить явку самостоятельно).

    Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы

    • Контроль работы учреждений МСЭ Российской Федерации, в том числе контроль работы Главных бюро: проведение по собственной инициативе повторных освидетельствований граждан, прошедших освидетельствование в Главном бюро, и при наличии оснований изменение либо отмена решений Главного бюро;
    • Освидетельствование граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
    • Осуществление комплексной экспертно-реабилитационной диагностики с применением новейших технологий и результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
    • Внесение в Федеральное медико-биологическое агентство предложений по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе;
    • Проведение по поручению Федерального медико-биологического агентства научных исследований, в частности, изучение факторов, приводящих к инвалидности. Внесение в Федеральное медико-биологическое агентство предложений о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий экспертно-реабилитационной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;
    • Участие в разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;
    • Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;
    • Методологическая и организационно-методическая помощь главным бюро;
    • Обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;
    • Статистическое наблюдение и статистическая оценка состояния инвалидности, наблюдение за демографическим составом инвалидов в Российской Федерации.

    Перечень документов и описание процесса работы комиссии

    Как уже говорилось выше, целью работы МСЭ является определение нетрудоспособности. Для этого создаются специальные комиссии, в состав которых входят опытные и компетентные врачи. Они изучают все предоставленные гражданином документы, результаты анализов, обследований и прочее.

    Список необходимых документов подлежащих анализу:

    • заявление;
    • направление №088/у-06;
    • паспорт;
    • СНИЛС;
    • документ, подтверждающий трудовой стаж;
    • больничный лист (если есть);
    • медицинские заключения, анализы, выписки из стационара и прочее;
    • медицинская карта;
    • справка об инвалидности и ИПР (при повторном освидетельствовании).

    На основании предоставленных данных выносится заключение, которое приравнивает гражданина к определенной категории лиц, нуждающихся в дополнительной помощи государства. После проведенного осмотра составляется акт, в котором расписываются все члены комиссии.

    Документ заверяется печатью, подшивается к делу и хранится в течение 10 лет. При необходимости проведения дополнительных анализов, врачи дают соответствующие рекомендации, при отказе лица от их выполнения решение выносится на основе имеющихся данных.

    Резолюция о присвоении гражданину первой группы инвалидности выносится сроком на 24 месяца, второй и третьей – на 12 месяцев. Категория «ребенок-инвалид» назначается исходя из тяжести болезни на 12, 24 месяца или до наступления его совершеннолетия.

    Пожизненно группа присваивается в случае отсутствия позитивной динамики. При этом достижение гражданином пенсионного возраста не является определяющим фактором в этом вопросе.

    Основные функции бюро медико-социальной экспертизы

    • Установление фактов наличия инвалидности у освидетельствуемых граждан, группы, причины, сроков и времени наступления инвалидности;
    • Определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
    • Разработка и коррекция индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР), в том числе определение видов, форм, сроков и объёмов реабилитационных мероприятий (которые включают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию);
    • Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
    • Разработка и коррекция программ реабилитации инвалидов и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и вследствие профессиональных заболеваний;
    • Определение причины смерти инвалидов в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
    • Учет граждан, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
    • Разработка программ профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
    • Разъяснение гражданам, проходящим освидетельствование, вопросов, возникающих в связи с медико-социальной экспертизой.

    Полезное видео

    Ниже можно просмотреть видео, где рассказывается более подробно о проведении медико-социальной экспертизы:

    Понятие медико-социальной экспертизы

    Медико-социальная экспертиза – процедура освидетельствования граждан для выяснения степени их нетрудоспособности. Впервые МСЭ появилась в России в 1919 году и называлась Врачебно-контрольной комиссией (ВКК), в 1929 году к ее основным функциям добавились дополнительные, а составы были переименованы во Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).

    Если изначально на плечи ВКК ложилась задача признания у лица невозможности продолжать трудовую активность, то теперь служба выявляла факторы, повлиявшие на необратимые изменения здоровья гражданина, а также определяла перспективы дальнейшего течения болезни. С действием ФЗ № 181-ФЗ ВТЭК были переименованы в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК).

    Судебная МСЭ

    Конкретное понятие не закреплено законодательно, однако, на основании ст.9 ФЗ №73 от 31.05.2011 и ст. 7 №181 ФЗ от 24.11.1995 можно сделать вывод, что судебной медико-социальной экспертизой принято называть определение потребности человека в мерах социальной защиты.

    В судебной практике медико-социальную экспертизу подразделяют на:

    1. Экспертизу по материалам дела;
    2. Экспертизу в отношении живых людей.

    Цели назначения экспертизы во время судебных разбирательств:

    • определить точное состояние человека в данный момент времени;
    • понять причины возникновения такого состояния;
    • принять решение о наказании ответственных лиц.

    Назначается она по определению суда либо постановлению следователя или дознавателя.

    Судебная МСЭ выявляет:

    • заболевания, на основании которых назначается группа по инвалидности;
    • степень потери трудоспособности;
    • причину смерти инвалида для предоставления родственникам умершего социальной поддержки;
    • нуждаемость в социальной и профессиональной реабилитации;
    • необходимость в медицинском уходе, реабилитации и приеме лекарств.

    После проведения экспертом выносится заключение, которое будет основанием для дальнейших судебных разбирательств.

    Источники

    • Инвалидность при различных заболеваниях).
    • Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
    • Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. М.В.Коробова, В.Г.Помникова. — Изд. 3-е, перераб. и дополн. — СПб.: Гиппократ, 2010
    • Медико-социальная экспертиза. Инвалидность при различных заболеваниях. Интернет-справочник
    Читайте так же:  Мвд россии стаж службы

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Медико-социальная экспертиза» в других словарях:

    Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико социальная… … Официальная терминология

    Медико-социальная экспертиза — (англ medico social examination) в РФ определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством… … Энциклопедия права

    МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА — в РФ один из видов медицинской экспертизы; устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству… … Юридический словарь

    медико-социальная экспертиза — в РФ один из видов медицинской экспертизы; устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству… … Большой юридический словарь

    Медико-социальная экспертиза — – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Осуществляется исходя… … Словарь терминов по социальной статистике

    Медико-социальная экспертиза — – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Осуществляется исходя… … Социальная статистика. Словарь

    медико-социальная экспертиза — учреждение («бюро», «главное бюро»), создаваемое для экспертизы длительной или постоянной утраты трудоспособности, то есть инвалидности … Энциклопедический словарь

    Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Федеральный закон от… … Словарь юридических понятий

    ГОСТ Р 53930-2010: Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 53930 2010: Медико социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико социальной экспертизы. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 база знаний: Базы данных, объединенные логическими связями. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЭКСПЕРТИЗА, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограниченной жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико социальная… … Большой экономический словарь

    —>Медико-социальная экспертиза —>

    Войти через uID

    Каталог статей

    Критерии оценки ограничений жизнедятельности в учреждениях МСЭ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    (для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации)

    Для реализации способности к самообслуживанию требуется интегрированная деятельность практических всех органов и систем организма, нарушения которых при различных заболеваниях, повреждениях и дефектах могут привести к ограничению возможности самообслуживания.
    Параметрами при оценке ограничений способности к самообслуживанию могут являться:
    оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
    оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;
    оценка временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость: периодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы ( 1 раз в сутки), короткие ( несколько раз в сутки), постоянная нуждаемость.

    Ограничение способности к самообслуживанию по степени выраженности:
    I степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.
    Сохраняется способность к самообслуживанию и самостоятельному выполнению вышеназванных действий с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможности инвалида.
    II степень – способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с частичной помощью других лиц.
    Сохраняется способность к самообслуживанию с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида при обязательной частичной помощи другого лица преимущественно для выполнения бытовых потребностей (приготовление пищи, покупка продуктов, предметов одежды и обихода, стирка белья, пользование некоторыми бытовыми приспособлениями, уборка помещения и др.).
    III степень – неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц (необходимость постоянного постороннего ухода, помощи или надзора) .Утрачена возможность самостоятельного выполнения даже с помощью технических средств и адаптации жилья большинства жизненно необходимых физиологических и бытовых потребностей, осуществление которых возможно только с постоянной помощью других лиц.

    4.2. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

    4.3. Способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.) овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
    Способность к обучению — одна из важных интегративных форм жизнедеятельности, которая зависит , в первую очередь, от состояния психических функций (интеллекта, памяти, внимания, ясности сознания, мышления и др.), сохранности систем коммуникации, ориентации и др. Обучение требует также использования способности к общению , передвижению, самообслуживанию, определяемых психологическими особенностями личности, состоянием локомоторного аппарата, висцеральных функций и др. Способность к обучению нарушается при заболеваниях разных систем организма. Из всех критериев жизнедеятельности нарушение способности к обучению имеет наибольшую социальную значимость в детском возрасте. Оно эквивалентно нарушению способности к труду у взрослых и является самой частой причиной социальной недостаточности ребенка.

    Характеристики образовательной деятельности включают:
    содержание обучения (получение образования определенного уровня и по определеной профессии);
    средства обучения (включая специальные технические средства для обучения, оборудование учебного места и др.);
    процесс обучения, в том числе формы обучения ( очная, заочная, заочно-очная, на дому и др.), методы обучения (групповое, индивидуальное, интерактивное, открытое и др.);
    условия обучения ( по тяжести, напряженности и вредности);
    сроки обучения.

    При оценке степени ограничения способности к обучению следует анализировать следующие параметры:
    образование, наличие профессиональной подготовки;
    объем обучения по общим или специальным государственным образовательным стандартам;
    возможность обучения в учебном учреждении общего типа или в коррекционно-образовательном учреждении;
    сроки обучения (нормативные-ненормативные);
    необходимость применения специальных технологий и (или) вспомогательных средств обучения.
    необходимость помощи других лиц (кроме обучающего персонала);
    уровень познавательной (мыслительной) деятельности человека в соответствии с возрастной нормой;
    отношение к обучению, мотивация к учебной деятельности;
    возможность вербального и (или) невербального контакта с другими людьми;
    состояние систем коммуникации, ориентации, особенно сенсорных, двигательных функций организма и др.;
    состояние зрительно-моторной координации для овладения техникой письма, графическими навыками, манипулятивными операциями.
    Ограничение способности к обучению по степени выраженности

    Читайте так же:  Сумма выплаты за третьего ребенка

    I степень – способность к обучению, овладению знаниями , умениями и навыками в полном объеме ( в том числе – получению любого образования в соответствии с общими государственными образовательными стандартами), но в ненормативные сроки, при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств.
    II степень – способность к обучению и овладению знаниями, умениями и навыками лишь по специальным образовательным программам и (или) технологии обучения в специализированных воспитательных и образовательных коррекционных учреждениях с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (кроме обучающего персонала).
    III степень – неспособность к обучению и невозможность усвоения знаний, умений и навыков.

    4.4. Способность к трудовой деятельности – состояние организма человека, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществить определенного объема и качества производственную (профессиональную) деятельность.
    Способность к трудовой деятельности включает:
    — Способность человека по своим физическим, психофизиологическим и психологическим возможностям соответствовать требованиям, предъявляемым к нему производственной (профессиональной) деятельностью (по сложности труда, условиям производственной среды, физической тяжести и нервно-эмоциональной напряженности).
    — Способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде производственного (профессионального) труда.
    — Способность человека осуществлять производственную (профессиональную) деятельность в обычных производственных условиях и на обычном рабочем месте.
    — Способность человека к социально-трудовым взаимоотношениям с другими людьми в трудовом коллективе.

    Ограничение способности к трудовой деятельности по степени выраженности
    I степень – способность к выполнению профессиональной деятельности в обычных производственных условиях при снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности; невозможность выполнения работы по основной профессии.
    II степень – способность к выполнению трудовой деятельности
    в обычных производственных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) на специальном рабочем месте, и (или) с помощью других лиц;
    в специально созданных условиях.

    III степень – неспособность или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

    Ограничение способности к ориентации по степени выраженности:

    I степень- способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств.
    Сохраняется возможность определяться в месте, времени и пространстве при помощи вспомогательных технических средств ( в основном улучшающих сенсорное восприятие или компенсирующих его нарушения)
    II степень – способность к ориентации, требующая помощи других лиц.
    Сохраняется возможность осознания собственной личности, своего положения и определения в месте, времени и пространстве только при помощи других лиц вследствие снижения способности осознания себя и внешнего мира, понимания и адекватного определения себя и окружающей ситуации.
    III степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и необходимость постоянного надзора.
    Состояние, при котором полностью утрачена способность к ориентации в месте, времени, пространстве и собственной личности вследствие отсутствия возможности осознания и оценки себя и окружающей обстановки.

    4.6. Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

    При общении осуществляется взаимосвязь и взаимодействие людей, обмен информацией, опытом, умением и навыками, результатами деятельности.
    В процессе общения формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов людей, достигается их взаимопонимание, организация и согласованность действий.
    Общение осуществляется преимущественно за счет средств коммуникации. Основным средством коммуникации является речь, вспомогательными средствами – чтение и письмо. Коммуникация может осуществляться как с помощью вербальных (словесных) , так и невербальных символов. Помимо сохранности речи коммуникация требует сохранности систем ориентации (слуха и зрения). Другим условием общения служит нормальное состояние психической деятельности и психологических особенностей личности.
    Способность к общению включает:
    способность к восприятию другого человека ( способность отразить его эмоциональные, личностные, интеллектуальные особенности)
    способность к пониманию другого человека (способность постичь смысл и значение его поступков, действий, намерений и мотивов).

    — способность к обмену информацией (восприятию, переработке, хранению, воспроизведению и передаче информации).
    — способность к выработке совместной стратегии взаимодействия, включающей разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого, с возможной при необходимости корректировкой.

    При оценке ограничений способности к общению следует анализировать следующие параметры, характеризующие преимущественно состояние систем коммуникации и ориентации:
    способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и производить вербальные сообщения, передавать смысл посредством речи);
    способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);
    способность видеть, читать (воспринимать видимую информацию, письменные, печатные и иные сообщения и т.п.);
    способность писать (кодировать язык в письменные слова, составлять письменные сообщения и т.п.);
    способность к символической коммуникации (невербальному общению) – понимать знаки и символы, коды, читать карты, диаграммы, принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов , графических, зрительных, звуковых, символов, тактильных ощущений).

    — возможность контактов с расширяющимся кругом лиц: с членами семьи, близкими родственниками, друзьями, соседями, коллегами, с новыми людьми и др.

    Ограничение способности к общению по степени выраженности
    I степень – способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения, передачи информации и (или) необходимостью использования вспомогательных средств.
    Сохраняется возможность общения при снижении скорости (темпа) устной и письменной речи, снижении скорости усвоения и передачи информации любым способом при понимании ее смыслового содержания.
    II степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и помощи других лиц.
    Сохраняется возможность общения при использовании технических и других вспомогательных средств, нетипичных для обычного установления контактов между людьми, и помощи других лиц при приеме и передачи информации и для понимания ее смыслового содержания.
    III степень — неспособность к общению и необходимость постоянной посторонней помощи.
    Состояние, при котором невозможен контакт между человеком и другими людьми, преимущественно вследствие утраты способности к пониманию смыслового содержания получаемой и передаваемой информации.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4.7. Способность контролировать свое поведение –способность к осознанию и адекватному поведению с учетом морально-этических и социально-правовых норм.
    Поведение – присущее человеку взаимодействие с окружающей средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. При нарушении контроля за своим поведением нарушается способность человека в своих действиях, поступках соответствовать правовым, нравственным, эстетическим правилам и нормам, официально установленным или сложившимся в данном обществе.
    Способность контролировать свое поведение включает:
    Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.
    Способность к оценке собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.
    Способность к восприятию, узнаванию и адекватному реагированию на поступающую информацию.
    Способность к правильной идентификации людей и предметов.

    Источники

    Основные понятия и категории медико социальной экспертизы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here