Особенности реализации прав инвалидов на образование

Обучение для инвалидов

6 минут Светлана Поздникова 806

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.

Особенности КЗоТ для инвалидов

Соблюдение интересов лиц, ограниченных по здоровью, имеет большой спектр статей в трудовом законодательстве. Трудовые отношения между работодателем и нездоровым человеком складываются следующим образом:

Система образования для инвалидов

Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.

Международные основы для создания правовой защищённости

В основе определяющих документов, которые призваны защищать интересы нетрудоспособных людей, лежит декларация о правах инвалидов. Именно этот юридический акт даёт официальное определение термину «инвалид». Перечисляет принципы, на которых формируются привилегии граждан с ограниченными возможностями и их социальная защищенность. Этот значимый норматив был принят Ассамблеей ООН в 1975 году. Индивидуальность данного документа заключается в том, что он не имеет юридической силы для государства в обязательном исполнении, но разрешено ссылаться на его статьи и положения органам судебных инстанций. При этом судебные инстанции принимают эти ссылки к сведению как законные и обосновывающие необходимую ситуацию.

Наряду с декларацией действует и Конвенция о правах лиц с инвалидностью. Это нормативный регламент был принятый в организации объединённых наций в 2006 году. Отсчёт начала действия начинается с 2008 году. Защита прав инвалидов по этому документу действует в 173 странах. Для юристов, которые отслеживают нарушения прав инвалидов, представлено 50 статей, поэтапно описывающих все возможности, предоставленные людям с ограничениями по здоровью.

Опираясь на положения этих международных документов, в стране создается нормативно-правовая база, которая обеспечивает гарантии социального характера и защиту интересов недееспособных людей. Преференции особенных людей закрепляются в основных законополагающих документах и федеральных законах.

В РФ положения международных директив нашли своё место в законодательстве и нормативно-юридических актах:

  • «О соцзащите инвалидов» — ФЗ -181.
  • Федеральный закон — 122 «О социальном обслуживании».
  • Статьи Трудового и жилищного кодексов.
  • Раздел в Законе «О ветеранах».

Эти юридические документы и их дополнительные положения направлены на психологическую помощь недееспособным людям. Призваны предоставлять при наличии инвалидности медобслуживание на привилегированных условиях. Законом о господдержке обеспечиваются медицинские привилегии человека с ОВЗ, возможность получения образования всех уровней, профподготовку и льготы социального характера.

Государство работает в направлении создания социальной поддержки для таких людей и обеспечения условий, которые позволят неполноценным людям быть полноправными членами социума. В России неполноценные особы имеют одинаковые преференции практически во всех социальных и общественных сферах жизни.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Реализации права детей инвалидов на образование. Предоставление права на образование детям-инвалидам

Каждый ребенок может и имеет право учиться, не смотря на наличие у него особенностей развития или ограниченные возможности. Существует отдельный государственный документ, регулирующий права детей-инвалидов на образование. Их родителям будет полезно знать и о правах детей-инвалидов на инклюзивное образование.

Дети с ограниченными возможностями могут рассчитывать на получение образования точно также, как и здоровые. Для этого в нашей стране существует целый список льгот, которые позволяют организовать обучение с учетом их особенностей для этой категории россиян. В какое учебное заведение будет зачислен ученик, в первую очередь зависит от его состояния здоровья.

Например, если для ребенка нет никаких ограничений, и он способен выходить из дома без вреда для здоровья, а также свободно общаться с учителями и сверстниками, то он вполне может претендовать на посещение обычных общеобразовательных учреждений. Как раз для таких случаев и существует вариант инклюзивного образования. Его также называют «включающим». Такой тип образования предполагает совместное обучение инвалидов и здоровых детей без каких-либо различий. Психологи отмечают, что у такого варианта существует огромное количество плюсов. В первую очередь он позволяет ребенку чувствовать себя полноценным, «таким как все», что очень важно для его нормального психического развития. В итоге ученику не приходится большую часть времени проводить дома, он активно вовлечен в учебный процесс, регулярно общается со сверстниками и педагогами, легко обзаводится новыми знакомствами, имеет друзей.

Читайте так же:  Какой размер составляет пенсия по потере кормильца

Интересно, что в результате такого метода образования людям с ограниченными возможностями удается значительно проще найти для себя работу и в целом взаимодействовать с окружающим миром. В последнее время инклюзивное образование становится все более популярным во всем мире.

В некоторых случаях из-за существующих особенностей развития и состояния здоровья детям-инвалидам необходимо проходить обучение в специализированных заведениях или и вовсе получать знания в домашних условиях. На сегодняшний день последний вариант активно развивается, чему способствует интернет.

Чтобы помочь своему ребенку, родители мальчиков и девочек с ограниченными возможностями обязательно должны знать права детей-инвалидов на школьное образование. Сегодня выделено сразу несколько категорий федеральных льготников, которые имеют право получать как среднее, так и средне-специальное и высшее образование. Это инвалиды в детском возрасте, а, кроме того, относящиеся к первой или второй группе, родившиеся с отклонениями, люди, проблемы со здоровьем у которых начались в результате военной службы.

Все они могут поступить в выбранное учебное заведение без конкурса при условии хорошо пройденных экзаменационных испытаний. Но существует еще и множество дополнительных льгот, которыми дети-инвалиды могут пользоваться в процессе своего обучения в школе, колледже или вузе.

В первую очередь таким ученикам разрешено использовать большим промежуток времени на подготовку к выступлению на уроке или экзамене. Это позволит ребенку справиться с волнением перед предстоящим ответом, а также отлично подготовиться к нему. При необходимости ученику с ограниченными возможностями могут быть предоставлены услуги сурдопереводчика. При этом платить за него родителям не потребуется. Поиском специалиста занимается учебное заведение или сотрудники соответствующей государственной службы.

Кроме того, дети-инвалиды могут рассчитывать на стандартную социальную стипендию, дополнительную академическую выплату при условии хорошо сданной сессии, на единовременную материальную помощь, которую выплачивает профсоюз или руководство учебного заведения, а также в целом на содержание в течении учебы за счет средств государственного бюджета. В некоторых вузах со студентов-инвалидов не взимается оплата за общежитие. Школьники же до 18 лет в свою очередь имеют право бесплатно использовать всю необходимую для обучения литературу.

Если по состоянию здоровья ребенок-инвалид не может посещать общеобразовательное и специальное учебное заведение, то на дом к нему обязаны приходить все необходимые педагоги из общего штата школы. Расписание занятий в таком случае составляется специалистами из учебного заведения. Некоторые родители предпочитают обучать своего ребенка самостоятельно, не обращаясь за помощью у сотрудникам учебного заведения. В таком случае школа должна периодически контролировать уровень получаемых ребенку знаний. Кроме того, родители могут получать денежные средства за обучение своих детей на дому при отказе от посещения их учителями.

Первым делом, чтобы получить право на образование ребенку-инвалиду потребуется подтвердить, что обучение для него не является противопоказанным. Для этого потребуется справка из соответствующего медицинского учреждения, а также социальная экспертиза. Для каждого инвалида перед началом обучения специалистами разрабатывается особая личная программа реабилитации. На ее основе ребенок и получает образование любого типа (от общего до высшего).

Право на образование (Статья 24 «Образование»)

Обучение детей-инвалидов по общеобразовательным программам в обычных школах (по инклюзивному типу) Обучение детей- инвалидов в коррекционных школах
По адаптированным образовательным программам в обычных школах По общеобразовательным программам в обычных школах
Численность детей- инвалидов (тыс. человек) 210,194 146,79 110,192
Удельный вес детей- инвалидов, обучающихся в образовательных организациях
(от общей численности 467,176 тыс. человек детей-инвалидов, обучающихся в системе образования Российской Федерации) (%) 44,99% 31,42% 23,59%
Соотношение численности детей- инвалидов, обучающихся в образовательных организациях по инклюзивному типу и коррекционных школах (%) 76,41% 23,59%

Комментарии общественных организаций инвалидов:

18 См: Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 18-22.

19 Аналитическая записка к докладу «О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации» по Нижегородской области. НРООПДиМ «Верас», с. 21.
20 Общественный доклад о соблюдении прав людей с ментальной инвалидностью. ВРООИ «Искра надежды». Воронеж, 2012, с. 11.
21 Аналитическая записка о положении людей с ментальной инвалидностью в Воронежской области в свете исполнения Конвенции о правах инвалидов. Воронеж, с. 15-16.

23 Аналитическая справка СГООИК «Ассоциация Десница» (г. Самара), с. 7.

Особенности реализации прав инвалидов на образование

Право на образование отражено в Конституции РФ и международных правовых актах, ратифицированных РФ. При этом реализация социальных прав в отличие от гражданских и политических прав и свобод существенно зависит от конкретных экономических условий. Поэтому в настоящее время в России гражданам, особенно имеющим инвалидность, не просто добиться осуществления своих прав в различных сферах, в частности, в области образования, хотя именно образование провозглашено в России одним из приоритетов внутренней политики государства.

Основные права граждан в этой области закреплены в ст 43 Конституции РФ:

«Каждый гражданин имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Читайте так же:  Надбавка пенсии работающим пенсионерам за детей

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении или на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании» (в редакции федеральных законов от 13.01.96 №12-ФЗ, от 16.11.97 №144-ФЗ) и Федеральный закон №125-ФЗ от 22.08.96 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Под образованием в законе понимается целостный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства с целью достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Каждый ребенок в соответствии с нормами международного и российского законодательства обладает следующими правами в области образования:

Если проанализировать приведенный выше текст, то можно увидеть, что закон содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме, предусмотренном государственными образовательными стандартами.

К сожалению, практика такова, что дети-инвалиды, далеко не всегда могут в полной мере реализовать гарантированное Конституцией право на образование. Специфика их лечения и реабилитации, зачастую ограничивает возможность получения ими полноценного образования. Родителям важно знать, что в этих случаях предусмотрено действующим законодательством для реализации права детей на получение полноценного образования.

Ст18 и 19 Федерального закона №181 ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ» содержат очень важные нормы:

«Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях органы образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей или лиц, их заменяющих, обучение детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому».

Порядок обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размер компенсации затрат родителей на эти цели регламентируются Постановлением правительства РФ № 861 от 18.07.96 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Это Постановление обязывает государственные органы управления образованием обеспечивать таких учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой.

Согласно п.3, части 2 ст.16 Закона РФ «Об образовании» вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Известно, что лица, в детстве излеченные от онкологических заболеваний, нередко встречаются с дискриминацией при приеме в средние и высшие специальные учебные заведения. Им либо прямо отказывают в приеме документов, либо требуют представить целый ряд дополнительных справок о состоянии здоровья. Поэтому очень важно знать, что в письме Минобразования РФ № 27/502-6 от 25.03.99 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования», в частности, указано, что инвалиды представляют в приемную комиссию такие же документы, как и остальные абитуриенты, а также соответствующий документ, подтверждающий право на льготное зачисление.

Поскольку существует скрытая дискриминация в отношении инвалидов, выражающаяся в необъективной оценке их знаний на вступительных экзаменах, необходимо знать общие правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных экзаменов. Эти правила изложены в Приказе Минобразования РФ № 50 от 14.01.03. Абитуриент, не согласный с оценкой, полученной на экзамене, имеет право подать письменное апелляционное заявление. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой. Абитуриент имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним абитуриентом (до 18 лет) имеет право присутствовать один из родителей или законных представителей.

Нормативными документами Минобразования РФ для инвалидов предусмотрено увеличение времени на подготовку как для устного, так и для письменного экзамена.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность по обучению инвалидов во взаимодействии с государственными службами занятости, органами управления образованием и социальной защиты населения на договорных началах. Образовательные учреждения должны выполнять ряд условий для обеспечения индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов:

  • приспособление зданий и помещений к возможностям инвалидов беспрепятственно передвигаться;
  • адаптация программ обучения с учетом психофизиологических особенностей инвалидов;
  • педагогическая коррекция учебного процесса.

При этом указывается, что образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ. Недопустимо введение для них «облегченных» программ. Только при таком подходе к обучению инвалидов они будут конкурентоспособными на рынке труда.

Обучение инвалидов осуществляется в различных формах, предусмотренных уставом образовательного учреждения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная или сочетание указанных форм. Оптимальной формой обучения для некоторых инвалидов является очно-заочная. Среди этих сравнительно распространенных форм действующим законодательством предусмотрены и другие, менее известные, в частности, экстернат и дистанционная форма обучения.

Обучение в форме экстерната регламентируется «Положением о получении образования в форме экстерната» (утверждено Приказом Минобразования РФ №1884 от 23.06.2000); приказом Минобразования РФ №2033 от 14.10.97 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях РФ»; Методическими рекомендациями по организации получения высшего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (приложение к письму Минобразования РФ №03-51-16 ин/13-03 от 23.01.02).

Дистанционную форму обучения, использующую возможности интернета, можно рассматривать как инновационную и очень перспективную. В законодательном отношении она регламентируется Приказом Минобразования РФ № 4452 от 18.12.02 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного образования) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ».

Читайте так же:  Образование мвд

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного пребывания возможности освоения основных или дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.

Обсуждая проблему реализации прав инвалидов в сфере образования, необходимо отметить, что возможность получения инвалидами среднего и высшего специального образования в значительной степени зависит от качества их обучения в средней школе. Школьное образование детей с онкологическими и другими тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями – это сложный, трудоемкий процесс, связанный со спецификой самих заболеваний, их лечения и реабилитации. Поэтому необходимо развивать общеобразовательную программу в стационарных лечебных учреждениях и реабилитационных центрах.

Опыт работы госпитальной школы, открытой в 2000 г. в НИИ детской онкологии РОНЦ РАМН (Москва), показывает, что учеба детей на этапе лечения и реабилитации не только возможна, но и необходима. Во-первых, учеба позволяет ребятам не отстать от сверстников в знаниях, умениях и навыках. После выписки они легче входят в процесс школьного обучения, т.е. госпитальная школа снижает школьную дезадаптацию, отмечаемую практически у всех детей после длительного лечения. Во-вторых, учеба облегчает сложный процесс психологической адаптации ребенка к условиям стационара. В-третьих, что очень важно именно в детской онкологии, учеба повышает мотивацию ребенка к выздоровлению. В-четвертых, обучение во время длительного лечения и реабилитации позволяет подростку сохранить тягу к знаниям и значительно облегчает в дальнейшем получение специального образования.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение необходимо сказать, что Конституция и законы нашей страны содержат достаточно хорошо разработанную правовую базу для реализации инвалидами своего права на образование. Однако жизнь показывает, что человеку необходимо уметь отстаивать свои права и интересы. Знание законов помогает в этой борьбе.

Образование и профессиональное обучение детей-инвалидов в России

Право на получение образования детьми-инвалидами закреплено на законодательном уровне. Действие закона об обучении и профессиональной подготовке инвалидов распространяется на все субъекты РФ. Исполнение законодательства в этой сфере контролируется органами Минобрнауки, курирующими соответствующие организации в закрепленных за ними регионах.

Домашнее обучение и особенности образования детей-инвалидов в 2020 году

Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.

Решение о переводе детей-инвалидов на домашнее обучение принимается соответствующим отделом образования местной администрации с согласия родителей или иных законных представителей ребенка. Для организации обучения детей-инвалидов на дому необходимы следующие документы:

  • письменное заявление от родителей (законных представителей) ребенка;
  • заключение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям.

На сегодняшний день сохраняет свое действие Перечень заболеваний, наличие которых дает право на специальные условия получения образования для детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный совместным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. Этот Перечень, предусмотренный законом об образовании детей-инвалидов, в 2020 году нуждается в пересмотре в связи с длительным сроком действия и изменившимися реалиями.

На домашнее образование претендую инвалиды со следующими особенностями:

  • Тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.
  • Тяжелыми остаточными явлениями после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургическими заболеваниями:

  • Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.
  • Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).
  • Атрезия заднего прохода с недержанием кала.
  • Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).
  • Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожными заболеваниями:

  • Экземы, распространенные в состоянии обострения.
  • Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.
  • Псориатические эритродермии.
  • Артропатический псориаз.
  • Пруриго Гебра.
  • Дерматит Дюринга (в период обострения).
  • Ихтиозоформная эритродермия.
  • Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).
  • Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).
  • Острая красная волчанка.
  • Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологическими заболеваниями:

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальную организацию и предоставление домашнего образования инвалидам со слабоумием в степени имбецильности.

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.

В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию работать можно

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Обучение и профессиональная подготовка инвалидов: обеспечение доступности профессионального образования

Профессиональное обучение инвалидов в России и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения такой категории лиц.

Региональные органы государственной власти должны обеспечить получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Инвалидам также предоставляются льготы при поступлении в вузы на бюджетные места. Согласно Порядку приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания имеют особое право получать высшее образование на бюджетных местах вузов в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований. Им предоставляется преимущественное право зачисления. Кроме того, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (не сдавая ЕГЭ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при получении образования имеют право на бесплатное получение специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков за счет соответствующего бюджета.

Права инвалидов

6 минут Марина Семенова 474

Любое цивилизованное общество, которое формирует высокоразвитое государство, в обязательном порядке разрабатывает правовую базу для поддержки людей с ограниченными возможностями. Для регулирования реализации прав инвалидов разработаны международные нормативы, которые пригодны для использования в любой стране, но только после их ратификации. Российское законодательство предусматривает множество актов, защищающих права инвалидов, с отсылкой на международную практику, но с учётом нашего менталитета.

Право и обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов в РФ

Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Конвенция о правах инвалидов требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы:

  • инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности;
  • инвалиды имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
  • обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалида;
  • инвалиды получали в рамках системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
  • принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию.

Государства-участники несут ответственность за обеспечение доступности обучения и профессионального образования для инвалидов на равных с другими условиях. Для этого необходимо содействовать освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, способствовать поддержке со стороны сверстников, развивать систему наставничества; содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; привлекать учителей, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля; обеспечивать подборку наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в той обстановке, которая максимально способствует освоению знаний и социальному развитию, в частности, слепых, глухих или слепоглухих детей.

Организация и предоставление специальных условий для получения общего и профессионального образования детьми-инвалидами

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. Организацию и предоставление образования детям-инвалидам реализуют в первую очередь органы управления в сфере образования, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения. В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.

Инвалиды в РФ имеют право на образование (общее и профессиональное) в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Отдельные организации, осуществляющие возможность получения образования детьми-инвалидами по адаптированным основным общеобразовательным программам, специально создаются региональной властью для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные дети-инвалиды, получающие образование, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Читайте так же:  С какого числа начисляется пенсия по инвалидности

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Условия доступности для инвалидов в сфере образования по программе вспомогательной школы

Показания для индивидуального образования детей-инвалидов в России на дому по программе вспомогательной школы возможно при следующих заболеваниях:

1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

  • развернутыми дневными эпилептическими припадками;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • выраженным энцефалоастеническим состоянием;
  • синдромом двигательной расторможенности;
  • энкопрезом и дневным энурезом;
  • реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Также в законе по обеспечению доступности для инвалидов общего образования существуют показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

Вариант Условия здоровья Суть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программе Не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки. Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обучения Нарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух. Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развития Лёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья. Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развития Все лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени. Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Видео (кликните для воспроизведения).

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.

Источники

Особенности реализации прав инвалидов на образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here