Отмена налоговых льгот

Для россиян могут отменить налоговые льготы

Минфин предложил отменить налоговые льготы, если они окажутся неэффективными.

Что за закон?

Ведомство хочет создать единый перечень “налоговых расходов”, то есть выпадающих доходов бюджета из-за преференций, льгот по налогам и всевозможных мер поддержки. С текстом законопроекта, который пока находится в стадии общественного обсуждения, можно ознакомиться на портале нормативно-правовых актов.

Также предлагается создать механизм оценки их эффективности. Если меры господдержки покажут себя неэффективными, то их необходимо будет пересматривать или отменить вовсе.

В документе не приводится конкретный перечень льгот, однако в общих положениях сказано, что налоговые расходы могут быть социальными, то есть направленными на поддержку населения, техническими (финансовыми), которые направлены на сокращение расходов налогоплательщиков, а также стимулирующими, которые предоставляются предпринимателям для повышения экономической активности.

Фактически, авторы хотят систематизировать все налоговые льготы, какие есть: как для граждан, так и для бизнеса.

Эффективность льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки — субсидиями, госгарантиями и совершенствованием надзора. Кроме того, каждый налоговый расход проверят на самоокупаемость. Интересно, что кураторами налоговых расходов станет не независимая сторона вроде Счётной палаты, а сами ведомства, которые и предоставляют льготы. Поэтому насколько будет объективен такой контроль – не ясно.

Предполагается, что закон заработает с 1 января 2019 года, а механизмы оценки эффективности создадут 1 июля 2019 года.

Что не нравится Минфину?

Налоговые вычеты и льготы до сих пор никак не систематизированы. Они разбиты по отдельным нормативным актам, и о многих граждане и бизнес даже не подозревают. Несмотря на то, что многие из них реализуются в рамках госпрограмм, которые предполагают некие целевые ориентиры, понять, была ли польза от предоставления конкретных льгот, сейчас невозможно.

Такая практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения дефицитных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния – предупреждали в министерстве в докладе о необходимости инвентаризации налоговых льгот.

Налоговые расходы действительно намного больше, чем могут показаться. Если в 2015 году на это тратилось 1,9 трлн рублей, то в 2018 году – 3,1 трлн рублей – следует из “Основных направлений бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 году и плановый период 2020 и 2021 год” Минфина.

Больше всего налогов недополучает государство не от граждан, а от крупного бизнеса. Львиная доля налоговых расходов приходится на раздел «Национальная экономика» — более 85%, или 2,6 трлн руб. В разрезе госпрограмм самая большая статья – “Воспроизводство и использование природных ресурсов”, на которые тратится 1,2 трлн рублей налоговых расходов в 2018 году. Ещё 450 млрд рублей тратится на “Развитие сельского хозяйства”. Более 1,5 трлн рублей приходится на льготы по уплате НДС и ввозной таможенной пошлине.

Могла ли отмена налоговых льгот избавить от повышения пенсионного возраста?

Экспертный центр Конфедерации труда России (КТР) провёл исследование, результатом которого стал доклад под названием «Изменение налоговых льгот как возможность увеличить социальные расходы». В нём экономисты попытались ответить на главных вопрос: могла ли отмена ряда льгот по налогам избавить от необходимости проведения с 2019 года пенсионной реформы.

Расчеты

Посчитано, что потенциальные доходы бюджета от отмены части налоговых льгот могли составить 1,451 трлн руб., или 4,5% от существующих доходов консолидированного бюджета.

Таблица «Потенциальные доходы бюджета от отмены налоговых льгот».

Вид налога Млрд руб.
НДПИ 341,7
Экспортная пошлина 359,6
Налог на имущество 324
НДС 300
Налог на прибыль 125
ИТОГО 1451,3

Оказалось, что в совокупности с дополнительными доходами от повышения НДС последняя сумма полностью покрывает дефицит Пенсионного фонда России.

Эксперты объясняют, что повышение налогов потенциально может увеличить попытки ухода от них, однако такие риски возможны только в части налога на прибыль и НДС. Например:

  • занижение налоговой базы по налогу на имущество существенно увеличивает налог на прибыль, так как уменьшаются расходы на амортизацию основных средств;
  • уход от НДПИ и экспортных пошлин в силу особенностей их администрирования и контроля практически невозможен.

На фоне низкой налоговой нагрузки в России относительно других стран, отмена льгот не приведет к существенному изменению структуры доходов в экономике. А возможный уход от налогов тоже затруднен вследствие особенностей их администрирования.

Эффективные и неэффективные налоговые льготы

Оказывается, чиновники ждут от налоговых льгот реальную прибыль и оценивают их именно по этим показателям. Это значит, что те налогоплательщики, которые какое-то время пользовались льготами, должны в идеале потом платить больше налогов. Такое инвестирование в развитие предприятий дало свой эффект во многих областях. Например, в Ленинградской области бывшие льготники: табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора» и завод Nokian Tyres сейчас платят налоги, объем которых значителен в региональном бюджете.

Эффективными по итогам 2018 года Минфин признал региональные льготы по налогам на прибыль и имущество организаций на сумму 87 млрд рублей. Чиновники отметили их положительное влияние на местные бюджеты. При этом они оказались эффективными не во всех регионах, ведь общий объем льгот по этим двум видам налогов обошелся субъектам РФ в 253 млрд рублей. Таким образом, эффективными оказались только 34% всех преференций по этим налогам.

Самыми эффективными в этом плане регионами были признаны:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — 15,7 млрд рублей;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ — 12,3 млрд рублей;
  • Ленинградская область — 4,4 млрд рублей.

В общей сложности все налоговые преференции обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей соответственно, следует из статистики Минфина. А вот в Москве и еще 37 российских регионах налоговые льготы не принесли местным бюджетам дополнительных доходов. В остальных положительный эффект от льгот оказался незначительным. При этом лидирует по льготам именно Москва, там их объем составил 44 млрд рублей.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности мчс

Преференции по налогам на прибыль и на имущество являются стимулирующими льготами и должны ускорять рост экономики и инвестиций. Именно по этим показателям они оцениваются в методологии Правительства. Это значит, что налогоплательщики, которые пользуются преференциями, должны увеличивать свои обороты, повышать приток капиталовложений, привлекать инвестиции, открывать новые направления и создавать рабочие места. Только при таких условиях можно ожидать дополнительные доходы в казну, которые должны быть выше, чем расходы на стимулирование экономической деятельности. Как отметил заместитель финансов РФ Владимир Колычев, при оценке целесообразности налоговых льгот нужно обязательно учитывать затраты на их администрирование, а также соответствие преференций задачам развития экономики государства. В случае неэффективности их нужно заменять альтернативными мерами государственной поддержки бизнеса, например, субсидиями.

Последствия отмены налоговых льгот

Ненужными в России являются лишь некоторые льготы, остальными предприятия активно пользуются для снижения налоговой нагрузки. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Сергей Разгулин, выступая на налоговом форуме в июне этого года, заявил, что, согласно оценкам министерства, общая стоимость федеральных льгот за 2011 год составила порядка 700 млрд. рублей. В частности, более 100 млрд. рублей бюджет теряет от преференций по налогу на имущество для естественных монополий, еще около 100 млрд. стоят казне амортизационные премии, около 170 млрд. рублей – каникулы по НДПИ, 50 млрд. рублей – пониженная ставка налога на прибыль. В связи с этим, чиновник уточнил, что министерство финансов планирует отменить ряд послаблений. Полученные средства могут использоваться для введения новых преференций либо усиления действующих, а также применяться как резерв на случай неблагоприятного развития макроэкономической ситуации. По словам Разгулина, Минфин сейчас готовит предложения по изменению перечня льгот, после его формирования станет ясно, какие поблажки будут упразднены.

Но эксперты высказывают большие сомнения по поводу эффективности мер по отмене льгот. Есть опасения, что часть предприятий может уйти в тень или закрыться по причине снижения рентабельности. Максимальная сумма доходов бюджета от сокращения преференций составит 304 млрд. рублей, но на практике выгода окажется меньше. Специалисты оценивают дополнительные поступления в казну в 200 млрд., так как многим организациям будет проще уйти с рынка, чем возложить на себя лишние расходы. При этом чиновники не задумываются о побочных последствиях. Закрытие организаций, которые сегодня пользуются налоговыми послаблениями, стимулирует увеличение безработицы, и на содержание людей, оставшихся не у дел, государству тоже придется выделять деньги из бюджета. Поэтому эффект от ликвидации льгот может оказаться и вовсе нулевым.

Чиновники не задумываются о побочных последствиях. Закрытие организаций, которые сегодня пользуются налоговыми послаблениями, стимулирует увеличение безработицы, и на содержание людей, оставшихся не у дел, государству тоже придется выделять деньги из бюджета.

Сокращать преференции чиновников заставляет неблагоприятная экономическая ситуация, которая требует мер бюджетной экономии. Однако, — говорит замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая, если мы посмотрим на пример европейских государств, особенно жестко столкнувшихся с необходимостью беречь деньги, большинство из них направило свои усилия на сокращение расходов в собственной государственной системе. Так Италия и Испания урезали социальные выплаты, Франция – расходы на аппарат чиновников, Скандинавия ввела новую иммиграционную политику, которая сохранит рабочие места местному населению, налоги на роскошь и новые платежи для крупнейших предприятий, обладающих достаточным запасом прочности, Германия сочетает практически все эти направления. Но при этом страны стараются оставить на прежнем уровне меры поддержки малого и среднего бизнеса, наиболее болезненно переживающего кризис. Причем, особая роль отводится инновационным, IT, сельскохозяйственным предприятиям и небольшим производствам. Ведь компании этих отраслей сами по себе выполняют социальную функцию: дают рабочие места, обеспечивают развитие экономики, совершенствование технологий, занимаются разработкой проектов по снижению себестоимости продукции.

Альтернативы

Эксперты КТР отмечают, что оптимизация налоговых льгот может выступить лишь частью назревшей масштабной налоговой реформы, в рамках которой ключевыми шагами стали бы:

  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • увеличение налогов на рентные доходы (от природных ресурсов);
  • сокращение имущественного налога на граждан со средними и низкими доходами.

Согласно годовому отчету ПФР за 2017 год, из федерального бюджета на выполнение обязательств по страховым пенсиям было направлено 2,07 трлн руб., вкл. 434 млрд руб. компенсации пониженных тарифов страховых взносов для отдельных субъектов экономической деятельности.

Эксперты полагают, что Правительство рассмотрело далеко не все возможности решения проблемы дефицита Пенсионного фонда. Одним из источников пополнения его бюджета могла бы стать отмена ряда налоговых льгот, которые неэффективны либо не несут значимого экономического эффекта для развития экономики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Регионам придется отменить часть налоговых льгот

Идея оценивать эффективность налоговых льгот регионов при распределении дотаций обсуждалась в пятницу на правительственной комиссии по региональному развитию. В целом она одобрена, говорят два федеральных чиновника. Но окончательного решения пока нет, уточняет представитель вице-премьера Дмитрия Козака (отвечает за региональную политику): до 1 декабря регионы должны направить предложения, а Минфин – до конца года их обобщить и доложить. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Регионам, налоговая политика которых окажется неэффективной, Минфин предлагает сокращать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 2 трлн руб. на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций получат 13 регионов, больше всего – Дагестан.

Регионы много теряют из-за неэффективных льгот, объясняет один из чиновников. Минфин предлагает разделить все льготы на стимулирующие (например, пониженная ставка), социальные и оптимизирующие бюджетные потоки (для госучреждений). Их общая сумма – около 330 млрд руб., писал «Коммерсантъ» и подтверждает чиновник. Большая часть приходится на стимулирующие льготы – около 70%, 8% на социальные и остальное на оптимизирующие. Последние Минфин предлагает отменить, социальные – включать в расходы модельного бюджета региона (учитывать как расходы), а для стимулирующих ввести оценку эффективности. Если за пять лет доходы от льготы не превысили потери, она неэффективна и при расчете дотации такие расходы учитываться не будут. Регион сможет ее сохранить, но помощь ему сократится, объясняет чиновник.

Читайте так же:  Кому положена пенсия погибшего сотрудника мвд

Примеров неэффективных льгот много, рассказывает партнер налоговой и таможенной практики Dentons Василий Марков, прежде всего это те, которые выполняют роль подарка, а не стимула. В нескольких регионах подать заявку на льготу можно, только профинансировав все инвестиции, приводит он пример, а какой смысл давать льготу, если компания уже все построила? Некоторые регионы сокращали налог на прибыль для всех компаний (например, Пермский край на 4,5 п. п.), но стать центром притяжения для бизнеса не удается – зато долг вырос, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Федеральные налоговые льготы, навязанные регионам (на них приходится более 60% потерь от льгот), учитываться не будут, поясняет чиновник. Выполнять майские указы президента сокращение дотаций на бюджетную обеспеченность не помешает, на них регионы получают другие дотации – на сбалансированность.

Отмена оптимизирующих льгот увеличит конкуренцию между частными и госуслугами, поддерживает идею Редькин. Социальные же льготы лучше заменить прямыми субсидиями нуждающимся, считает Марков. По методике они считаются априори эффективными, но круг их получателей широк, считает эксперт, участвовавший в их обсуждении: регион освободил всех людей от налога на одно транспортное средство небольшой мощности, выпадающие доходы огромные, а социального эффекта нет – пользоваться льготой могут и бедные, и богатые.

Не оценивая эффективность стимулирующих льгот, федеральный бюджет просто финансирует компании, согласен Редькин, но подходить к их оценке надо более комплексно. Делить все льготы всего на три категории неверно, как и связывать их эффективность только с налоговыми поступлениями, согласен эксперт, участвовавший в обсуждениях, ситуация в экономике может измениться и у компании начнет падать выручка. Многие компании льготируются не для роста доходов, а для решения других задач, например развития отрасли. Оценку же льгот лучше привязать к госпрограммам, как Минфин предлагает для федеральных льгот: оценивать достижение конкретных целей, предлагает собеседник «Ведомостей».

Федеральная политика не способствуют росту бюджетного потенциала регионов, предупреждала Счетная палата. Ключевая проблема – федеральные льготы по налогам, отмечает Карен Вартапетов из S&P, без их снижения или учета их последствий проблему выпадающих доходов регионов решить будет достаточно сложно. Предложение Минфина может побудить регионы отказаться от неэффективных льгот, но оно может еще больше ограничить регионы в выборе инструментов, необходимых для развития, заключает Редькин, скорее цель – решить фискальную задачу.

Часть налоговых льгот могут отменить

Минфин пересмотрит налоговые льготы. Об этом заявил глава ведомства на встрече в Кремле с Владимиром Путиным, которая была посвящена теме финансового обеспечения основных направлений и планов, заявленных главой государства в Послании Федеральному Собранию.

«Готовим предложения по пересмотру и уточнению льгот, преференций на предмет того, как они сработали. Когда мы их вводили, мы рассчитывали на определённые эффекты.

После того как мы проанализируем – сейчас у нас уже есть такие наработки, – мы будем готовы предложить Правительству ещё раз взглянуть на целесообразность сохранения тех или иных преференций, льгот. Это источник, который тоже пойдёт на те решения, которые обозначены в Вашем Послании», — доложил глава Минфина Президенту.

Замглавы Минфина Владимир Колычев накануне представил разработанный проект методики оценки эффективности налоговых льгот. «Подходы к оценке эффективности льгот мы строили на основе результатов инвентаризации налоговых льгот субъектов. Под инвентаризацию в прошлом году попали порядка 2 000 льгот», — отметил он.

Все льготы предлагается разделить на три вида:

  • стимулирующие – это льготы, направленные на привлечение инвестиции и расширение экономического потенциала;
  • социальные – льготы, установленные для поддержки отдельных категорий граждан;
  • финансовые –льготы, направленные на оптимизацию бюджетных потоков.

При этом оценку эффективности льгот осуществлять в два этапа:

  • 1 этап – оценка целесообразности. Для предоставления льготы должна быть определена конкретная цель, которая соотносится с целями госпрограмм и госполитикой в непрограммных сферах. Также необходимо проверять востребованность льгот и соразмерность затрат на администрирование получаемому от них эффекту.
  • 2 этап – оценка результативности. Если льгота признана целесообразной, на следующем этапе нужно оценить вклад каждой льготы в достижение поставленных целей. А также сравнить бюджетную эффективность льготы с альтернативными мерами господдержки, например, прямыми расходами в виде субсидий.

Результаты оценки эффективности предоставляемых регионами льгот могут применяться при распределении дотаций. Например, эффективные льготы (в особенности стимулирующие) могут учитываться при оценке налогового потенциала региона. «Мы предлагаем вычитать льготу из налогового потенциала, если она признается эффективной, что будет означать увеличение дотаций региону. Это будет стимулировать субъекты предоставлять именно эффективные льготы, а неэффективные — оптимизировать», — отметил Владимир Колычев.

Также предполагается формирование сводного реестра налоговых льгот, который будет опубликован для общего доступа. «Это важно как с точки зрения прозрачности бюджетной политики, так и с точки зрения предсказуемости условий ведения бизнеса. Предприниматели смогут принимать решения об инвестиционной политике на основе анализа и сравнения имеющихся льгот в разных регионах», — подчеркнул замминистра.

Отмена налоговых льгот — 2012 (журнал «Расчет»)

В преддверии возможного кризиса страна затягивает пояс, и чиновники озаботились оптимизацией расходов бюджета. Первыми могут быть упразднены льготы, предоставленные различным категориям налогоплательщиков. Насколько сильно это ударит по их карману? Какие налоговые преференции будут отменены в первую очередь?

Отмена льготы по земельному налогу – одна из немногих инициатив, которая положительно скажется на бизнесе. Предприниматели смогут выкупить участки под строительство или взять их в аренду на длительный срок.

Что случилось?

Минфин России проанализировал и в первый раз тщательно оценил эффективность налоговых льгот для бизнеса. Для этого была применена специально разработанная Правительством РФ методология. Как сообщают «Известия», в результате этого исследования эффективными оказались лишь 34% преференций, а неэффективными чиновники признали остальные 66% налоговых льгот. Какие именно преференции попали в немилость?

Проект закона

Российские чиновники решили пойти другим путем. В первую очередь обсуждается отмена преференций для небольших компаний. Сейчас в Правительстве рассматривается вопрос о ликвидации льгот по ставкам страховых взносов для малого неторгового бизнеса, IT-предприятий, СМИ, сельхозпроизводителей и других категорий (в том числе инновационных организаций, социальных НКО, участников «Сколково»). Для многих из них срок установленных послаблений заканчивается в 2014 году, и вполне возможно, что их продление станет предметом жарких споров, и уже к осени в этом вопросе появится конкретика. На упразднении сниженных ставок уплаты взносов такими категориями страхователей настаивают Минтруд и Минфин. Кроме того, власти в ближайшее время должны определить параметры бюджета ПФР на 2014 год, и если будет выявлен дефицит средств, то восполнять его будут с помощью отказа от льгот.

Читайте так же:  Пенсии прокуроров индексация

Многие чиновники сегодня заявляют о том, что щадящие ставки налогов были введены на время кризиса. Теперь пришло время их отменить. Ликвидация ряда преференций уже утверждена депутатами Приморского края и Архангельской области. Аналогичные решения в ближайшее время будут приняты и в Московской области.

Среди возможных мер в ФНС также обсуждается автоматический перевод компаний, зарабатывающих менее 60 млн. рублей на упрощенную систему налогообложения (6 процентов с выручки либо 15 процентов с прибыли). К слову сказать, такие финансовые результаты работы наблюдаются у 80 процентов организаций малого бизнеса. Эксперты полагают, что эта мера может оказаться губительной для многих фирм. Из-за невозможности возместить НДС контрагенты не захотят работать с «упрощенцами».

Из «интересных» предложений стоит отметить также отмену льгот для организаций, использующих труд инвалидов. Сегодня предприятия нанимают на работу людей с ограниченными физическими возможностями, а взамен от государства получают преференции по НДС и налогу на прибыль. Чиновники свою инициативу объясняют тем, что ради того, чтобы платить меньше денег в бюджет, компании оформляют прием на работу «мертвых душ». В действительности же инвалиды не работают на предприятиях, в то время как казна несет расходы за их «фиктивное» трудоустройство. Ликвидация этих преференций будет поддержана бизнес-сообществом только в том случае, если вместе с низкими ставками государство устранит и сами обязательства по найму сотрудников-инвалидов. В противном случае, многие предприятия откажутся брать к себе людей с ограниченными физическими возможностями, потому что для них требуется организовать рабочее место, обустройство которого стоит больших денег.

Региональные льготы

Не за горами и региональная инвентаризация льгот. Президент РФ Владимир Путин дал поручение навести порядок в распределении ответственности за преференции между федеральной и местной властью. На заседании Госсовета глава государства заявил: «Знаю, что с наполнением бюджета у субъектов РФ и муниципалитетов проблем немало. Но хочу отметить, что и в федеральном бюджете не все гладко. Здесь наши коллеги работают с утра и до ночи, для того чтобы сбалансировать доходы и расходы. Поэтому нужно завершить в ближайшие годы работу по разграничению полномочий, чтобы была ясность в вопросах закрепления за каждым уровнем власти стабильных источников доходов, в том числе за счет отмены льгот». Речь идет о налогах, платежи по которым организации уплачивают в региональный или муниципальный бюджет. Однако на уровне Правительства РФ компаниям даны послабления, ими пользуются организации в различных субъектах России. За счет таких преференций регионы недополучают средства. Поэтому данные льготы следует отменить, считает глава государства.

Предложение об уплате НДФЛ по месту жительства поступило от нового губернатора Московской области Сергея Шойгу. По оценкам экспертов от существующего порядка распределения налога только Подмосковье теряет 25–30 млрд. рублей в год.

Председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин говорит, что регионам хочется подарить финансовую самостоятельность, но не за счет вливаний из федеральной части казны, а за счет сбора налогов. А для этого нужно сократить те преференции, которые опустошают «карманы» краев и областей страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди послаблений, которые могут быть устранены в ближайшее время – льготы по земельному налогу. Минфин предлагает ликвидировать установленные преференции уже с 2013 года. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов, отметив, что такие меры помогут стимулировать использование участков, которые сегодня фактически заброшены. Большая часть территорий находится в государственной собственности, и за них не платятся отчисления. Такая поблажка приводит к тому, что земля остается нетронутой, ведь таким образом собственность может сохранять свою стоимость годами, не требуя дополнительных вложений. Введение даже минимальных ставок налога для участков будет стимулировать чиновников на работу по анализу имущественного комплекса и возможную реализацию его части. Эти предложения будут подготовлены при разработке проекта бюджета на 2013–2015 годы. Пожалуй, отмена такой льготы – одна из немногих инициатив, которая положительно скажется на бизнесе. Предприниматели смогут выкупить участки под строительство или взять их в аренду на длительный срок.

Также положительно бизнес настроен по отношению к отмене льгот по налогу на имущество организаций, так как упразднение преференций коснется в первую очередь естественных монополий, которые за счет предоставленных послаблений имеют более благоприятные условия для развития. Бизнесмены считают инициативу чиновников справедливой, хотя такие выводы поспешны. Президент РФ призвал государственных служащих всех уровней быть крайне осторожными при отмене этих льгот, так как они могут спровоцировать рост тарифов на тепло, свет и газ, транспортировку грузов и другие услуги и товары естественных монополий. В этом смысле отмена преференций может оказаться миной замедленного действия для бизнеса, которому придется из своего кармана восполнить потери крупнейших предприятий.

Отмена льгот коснется не только предприятий. Также активно обсуждается возможность ликвидировать ряд преференций работников бюджетных организаций, ветеранов, инвалидов. Депутаты некоторых регионов отказываются от невостребованных ими привилегий, к примеру, проезда в общественном транспорте. Поэтому инвентаризация льгот идет по всем фронтам.

Давно обсуждается и необходимость повысить ставку НДФЛ и изменить порядок уплаты этого налога. Но если платежи в размере 13 процентов президент РФ Владимир Путин считает оптимальными, то его отношение к территориальному распределению средств не известно. Чиновники считают справедливым перевод отчислений с заработной платы сотрудников в ту территорию, где специалист зарегистрирован по месту жительства. Это решило бы проблему финансирования агломераций: когда один город используется для работы, а другой для проживания. Пока распределение налоговых отчислений внутри таких территорий неравномерно, основные денежные вливания получает населенный пункт, в котором находятся компании и предприятия, а «спальные» районы испытывают дефицит средств. Для того чтобы распределить НДФЛ, потребуется создать удобную для компаний систему перечисления налога в нужный населенный пункт. Пока реальных идей предложено не было.

Сроки реализации проекта

Отменять налоговые льготы будут постепенно, так как их ликвидация может привести к негативным последствиям: закрытию компаний, росту безработицы, повышению тарифов. Насколько затянется «перетряхивание» преференций, сказать трудно. Минфин планирует составить представление о необходимости изменений к середине осени 2012 года.

Читайте так же:  Опыт прохождения медико социальной экспертизы

Ведущий инвестиционный консультант УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский говорит: «Так или иначе, но копейка рубль бережет. И государство все же будет избавляться от «ненужных» льгот в течение нескольких следующих лет». Это принесет пользу бюджету, только если появившиеся средства пойдут не на увеличение аппарата, а на предусмотренные статьи расходов, ради которых и предлагалось убрать послабления для бизнеса.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Минфин представит Думе список налоговых льгот, которые стоит отменить

Основные потери (без малого 95%) — из-за льгот по четырем налогам. Это налоги на прибыль, добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых и имущество организаций. Такие цифры сообщают «Ведомости» со ссылкой на мониторинг Минфина.

По оценкам «Ведомостей» за три ближайших года бюджет может недосчитаться еще 1,6 триллиона. В связи с недобором доходов премьер Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития до 15 мая 2014 г. проанализировать эффективность налоговых льгот.

Бизнес-эксперты газеты не в восторге от этой идеи:

Напомним, недавно мы писали, что в МЭР разработали методику оценки полезности льгот. Неэффективными признают редко используемые льготы и, наоборот, те, которыми налогоплательщики слишком злоупотребляют.

Добавим, ранее мы писали и о предложениях Минфина по отмене налоговых льгот. В частности, предлагалось отменить льготную ставку НДС для СМИ и пересмотреть список продукции, для которой предусмотрена ставка по НДС 10%. Действующая ставка без учета льготы составляет 18%. Предлагалось на ближайшие шесть лет отменить ряд налоговых льгот, что должно пополнить бюджет на 1,3 триллиона рублей. Кроме того, у Минфина были и другие идеи по сокращению бюджетных расходов. Урезать предлагалось, в основном, затраты на социальную сферу: это сокращения индексации базовой части пенсии с двух раз в год до одного, отмена материнского капитала, сокращение числа государственных вузов, привлечение к финансированию науки частных денег, перевод работников культурной сферы на «эффективный контракт» и так далее.

Как мы сообщали ранее, с предложением провести инвентаризацию и отменить неэффективные налоговые льготы выступил также Совет Федерации. Сенаторы считают, что это важный резерв расширения и укрепления региональных и местных бюджетов.

В конце прошлого года власти пообещали россиянам в течение шести лет не повышать налоги. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что изменения налоговой системы возможны, однако в результате преобразований нагрузка на налогоплательщиков может только снизиться.

Также напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов и страховых взносов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

Правительство отменит льготы по единому социальному налогу

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2020

66% налоговых льгот хотят отменить

Что будет с неэффективными льготами

Льготы по налогам на прибыль и на имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставляются только определенным категориям налогоплательщиков, к которым, в частности, относятся:

  • фармакологические компании;
  • инновационные организации;
  • резиденты ОЭЗ или ТОР;
  • исполнители специнвестконтрактов;
  • социальные организации (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги).

У местных властей есть право уменьшать региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальная ставка по налогу на имущество составляет 2,2% от стоимости актива. У регионов есть право снижать ставку до 0%. Минфин называет практику расширения налоговых преференций одним из основных внутренних рисков для бюджетной системы России. За последние 5 лет налогоплательщики получили право на более 100 новых льгот, что привело к недополучению бюджетной системой РФ около 720 млрд рублей.

Всего, по подсчетам Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. И пока чиновники не знают, как повысить их эффективность. Ясно только, что сделанные выводы будут учтены в межбюджетных отношениях. Скорее всего, уже к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей. То есть бизнесу придется платить больше налогов.

Минфин обнародовал предложения по отмене налоговых льгот

Отчет, опубликованный на официальном сайте Минфина, содержит 13 глав. Каждая посвящена оптимизации той или иной затратной статьи расходов федерального бюджета и расчетами по выгодам в случае их отмены. Расчетами занимались эксперты из РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров.

13 глава, в частности, посвящена инвентаризации налоговых льгот и возможным последствиям. Подробнее о ней рассказывает Газета.ру:

Эксперты отмечают, что в российском законодательстве размыто само понятие налоговой льготы — прямо наличие льгот предусмотрено только для земельного налога и налога на имущество организаций.

Кроме того, налоговые льготы работают эффективно только при условии развитой конкуренции. Если они распространяются на компании, занимающие доминирующее положение на рынке, то «существенны риски имитаций и замещения», говорится в докладе.

В итоге экономисты предложили провести ревизию действующей системы налоговых льгот.

Читайте так же:  Куда идет накопительная часть пенсии у работающих

В частности, предлагается отменить льготную ставку НДС для СМИ и пересмотреть список продукции, для которой предусмотрена ставка по НДС 10%. Действующая ставка без учета льготы составляет 18%.

В числе товаров, облагающихся по льготной ставке, значатся молочные продукты, растительное масло, мясо, яйца, сахар, хлеб и ряд других товаров.

Отмена льгот по НДС приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 123 млрд рублей, посчитали в Центре развития Высшей школы экономики. Сборы НДС составят 4,4 трлн рублей (плюс 176 млрд рублей по сравнению с базовым вариантом).

При этом эксперты предупреждают, что в случае увеличения ставки НДС до 18% по товарам, которые сейчас облагаются по льготной ставке, цены на них вырастут на 7,3%. В итоге объемы потребления снизятся. ВВП сократится на 0,2%, товарооборот — на 0,81%. Замедление роста ВВП будет смягчено тем, что одновременно с сокращением товарооборота снизится импорт (на 1%), потому что немного укрепится курс рубля.

Эти оценки являются максимально возможными. Основой для расчета послужили прогнозы ВШЭ на 2014 год. Базовый сценарий предполагает, что при сохранении стабильных внешних условий продолжится замедление темпов роста российской экономики.

Ранее мы писали, что Минфин нашел 13 способов сэкономить бюджетные средства. Урезать предлагается, в основном, расходы на социальную сферу: это сокращения индексации базовой части пенсии с двух раз в год до одного, отмена материнского капитала, сокращение числа государственных вузов, привлечение к финансированию науки частных денег, перевод работников культурной сферы на «эффективный контракт» и так далее. Кроме того, предполагается на ближайшие шесть лет отменить ряд налоговых льгот, что должно пополнить бюджет на 1,3 триллиона рублей.

Как мы писали ранее, с предложением провести инвентаризацию и отменить неэффективные налоговые льготы выступил также Совет Федерации. Сенаторы считают, что это важный резерв расширения и укрепления региональных и местных бюджетов.

Кроме того, мы сообщали, что Минфин подготовил проект «Основных направлений налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов». Как следует из документа, Правительство не намерено менять структуру налоговой системы в ближайшие три года и вводить новые налоги, кроме уже внесенных в Госдуму. В то же время россиян ждет повышение ставок, изменение правил исчисления и уплаты некоторых налогов, совершенствование процедур их сбора. Так, гражданам придется платить новый налог, только один — на имущество физических лиц. Исчисление старых будет изменено ради расширения круга налогоплательщиков. Это должно увеличить доходы региональных бюджетов.

В частности, с 2014 года регионы начнут переходить на новую систему исчисления налога на имущество физических лиц. Населению придется платить за квартиры, дома, дачи и землю больше — налог будет высчитываться из кадастровой стоимости. Она в разы выше, чем действующая инвентаризационная. Введение налога на имущество Минфин решил начать именно с частных лиц. Предприятия тоже будут платить этот налог, но не ранее 2018 года.

Кроме того, министерство изменило подход к введению налога на депозиты в банках. Налогом на депозиты (35% от прироста капитала) будет облагаться процентный доход по вкладам, у которых ставка превысит установленный уровень.

Еще один способ повышения доходов бюджетной системы — увеличение акцизов на алкоголь, табак и бензин. Повышать их Минфин планирует с учетом реально складывающейся экономической ситуации

В конце прошлого года власти пообещали россиянам в течение шести лет не повышать налоги. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что изменения налоговой системы возможны, однако в результате преобразований нагрузка на налогоплательщиков может только снизиться.

Добавим, весной 2012 года Министерство финансов представило Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. Как гласит документ, в трехлетней перспективе приоритеты правительства в области налоговой политики остаются прежними. Это создание эффективной и стабильной налоговой системы, поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности. Планируется снижение нагрузки на труд и капитал и её повышение «на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов». Кроме того, намечен переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

С 2021 года отменят НДС и НДФЛ. Узнайте, в каких регионах

В Госдуму внесен законопроект № 886255-7 с поправками в НК, который предусматривает масштабные льготы для россиян. Но не для всех.

Законопроект направлен на освобождение граждан России и российских организаций дальневосточного региона от восьми федеральных налогов:

  • от НДС;
  • от уплаты акцизов;
  • от НДФЛ;
  • от налога на прибыль организаций;
  • от НДПИ;
  • от водного налога;
  • от уплаты госпошлины;
  • от сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Предполагается, что закон вступит в силу с начала 2021 года.

В пояснительной записке отмечается, что Дальний Восток — это наиболее удаленный от центра регион России и самый депопулирующий.

Речь идет о следующих регионах:

  • Республика Саха (Якутия);
  • Бурятия;
  • Приморский край;
  • Хабаровский край;
  • Забайкальский край;
  • Амурская область;
  • Камчатская область;
  • Магаданская область;
  • Сахалинская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Чукотский автономный округ.

Отмечается, что здесь проживает всего 5% населения России. Освобождение граждан России и российских организаций от федеральных налогов благотворно скажется на уровне жизни жителей Дальневосточного федерального округа и лишь ненамного уменьшит объем федерального бюджета в виде выпадающих доходов.

При этом данная мера позволит привлечь граждан России из других регионов переселиться в дальневосточный регион, в том числе для создания новых российских организаций, чья деятельность будет направлена на повышение экономического потенциала страны.

Автор проекта – депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Андрейченко.

Видео (кликните для воспроизведения).

На проект получено отрицательное заключение Правительства.

Источники

Отмена налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here