Понятие конституционного права на социальное обеспечение

Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации

(Гусева Т. С.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 18)

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Гусева Т. С., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, кандидат юридических наук.

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения. Право на социальное обеспечение закрепляют конституции и уставы субъектов Российской Федерации. При этом большинство из них дублируют положения ст. 39 федеральной Конституции (например, ст. 42 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 48 Конституции Республики Алтай, ст. 40 Конституции Республики Дагестан и др.). Некоторые субъекты в конституциях и уставах не только провозглашают право на социальное обеспечение, но и устанавливают дополнительные гарантии этого права. Так, Устав (Основной Закон) Тульской области от 12 ноября 2001 г. в ст. 64 и 65 закрепляет, что в области обеспечивается право граждан на социальное обеспечение и социальную защиту и создаются условия для укрепления семьи, рождения и воспитания детей, охраны материнства и отцовства, защиты прав детей. А ст. 62 по сравнению с федеральным законодательством устанавливает гарантии соблюдения государственных минимальных социальных стандартов, предусмотренных законодательством . ——————————— Тульские известия. 2001. 20 ноября.

Отсутствие в праве понятия социального государства приводит к произвольному толкованию этого термина в науке. Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство». Н. А. Волгин считает, что «социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства… Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане» . С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие «социальное государство» применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия. ——————————— Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2002. С. 93.

М. П. Бочаров определяет «социальное государство как способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими… Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией» . Позитивным моментом этого определения является акцент на властных полномочиях народа в социальном государстве, выраженных в референдуме и выборах. Однако автор не уточняет, как часто и при решении каких социальных вопросов предлагается прибегать к этой форме народовластия. ——————————— Бочаров М. П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч, 1997. С. 164.

Другие исследователи называют «принцип социальной государственности — несправедливостью или уравниловкой» . На наш взгляд, такой подход не обоснован, поскольку нельзя сводить социальную функцию государства только к перераспределению благ между его членами. Действительно, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью государственной политики в сфере экономики. Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. ——————————— Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 57.

Разделяя позицию С. В. Калашникова, представляется важным отметить практическую возможность привлечения к ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за несоблюдение государственных социальных стандартов. При этом под государственными социальными стандартами понимаются устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих ориентирами для государственной экономической и социальной политики. А. В. Аронов рассматривает государственные социальные стандарты как необходимое условие оптимизации выполнения социальных обязательств государства и проведения эффективной социальной политики в целом . ——————————— Аронов А. В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой. М.: РАГС, 2003. С. 58.

В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, установленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» . Е. Г. Азарова и Т. К. Миронова отмечают, что при разработке методики подсчета этого минимума особо подчеркивалось, что он предназначен для кризисного периода после беспрецедентного повышения цен в связи с либерализацией Указом Президента РФ от 2 марта 1992 года N 210 . ——————————— Российская газета. 1997. 29 октября; 2000. 30 мая; 2004. 31 августа. Азарова Е. Г., Миронова Т. К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004. С. 598 — 599.

Право социального обеспечения в России

Право на социальное обеспечение — конституционное правомочие личности

Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Читайте так же:  Мвд пенсия год за полтора

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

  1. право на пенсионное обеспечение;
  2. право на социальные пособия и компенсации;
  3. право на социальное обслуживание;
  4. право на медицинскую помощь;
  5. право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения. В практическом аспекте «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане 1 Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы): Монография. М.. 2004. С. 138. .

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия, как правопреемница СССР, несет все юридические обязательства по данному Пакту.

Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Статья 7 Конституции РФ даст определение «социального государства» через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики социального государства: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. К сожалению, данная норма не содержит конкретных механизмов реализации социальной политики государства и не закрепляет минимального стандарта социального обеспечения.

Отсутствие в праве понятия социального государства приводит к произвольному толкованию этого термина в науке. Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство».

Н.А. Волгин считает, что «социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане» 2 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен. 2002. С. 93. . С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие «социальное государство» применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия.

М.П. Бочаров определяет «социальное государство как способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими. Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой рсординацией» 3 Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч. 1997. С. 164. . Позитивным моментом этого определения является акцент на властных полномочиях народа в социальном государстве, выраженных в референдуме и выборах. Однако автор не уточняет, как часто и при решении каких социальных вопросов предлагается прибегать к этой форме народовластия.

М.В. Баглай полагает, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» 5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 118. 119. .

Другие исследователи называют «принцип социальной государственности. несправедливостью или уравниловкой» 6 Конституция РФ: проблемный комментарий /Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 57. . На наш взгляд, такой подход не обоснован, поскольку нельзя сводить социальную функцию государства только к перераспределению благ между его членами. Действительно, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью государственной политики в сфере экономики.

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Для создания механизма эффективного функционирования социального государства в России нужно использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Обязательным условием реализации социальной политики государства являются демократические ценности: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, иных обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), инициатива по принятию законов в социальной сфере.

Читайте так же:  Какие нужны документы для оформления льготной пенсии

Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Основными направлениями социальной политики государства должно быть обеспечение достойного существования человека и свободное развитие личности. Важным фактором достижения данной цели выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их охраны и защиты.

Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение

Понятие конституционных принципов права социального обеспечения

Конституционные принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и, следовательно, оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Конституционный Суд РФ подтвердил, что конституционные принципы общеобязательны, т.е. имеют приоритет перед другими правовыми нормами и распространяются на всех субъектов права 1 См.: Постановление Конституционного Судя РФ от 23 января 1993 г. «О проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, стожившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, рейдирующих данные вопросы» // Ведомости РФ. 1993. № 14. Ст. 508. .

Понятие конституционного принципа предложил Д.А. Ковачев. Под конституционным принципом он понимает объективно существующую политическую или кибернетическую закономерность правовой материи, которая нашла выражение в определенной системе конституционных институтов, направленную на обеспечение свободного ее действия 2 Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9. С.73. .

Значимость конституционных принципов права социального обеспечения возрастает в связи с отсутствием правового акта, который определял бы основы социального обеспечения. Соблюдение конституционных принципов социального обеспечения способствует единообразному развитию и функционированию правового регулирования системы социальной помощи. Использование конституционных принципов позволяет корректировать правовые нормы, придать им необходимую степень ясности и определенности в процессе правоприменения. А воплощение конституционных принципов на стадии разработки и принятия законов способствует конституционному обоснованию законодательства о социальном обеспечении.

Основополагающие принципы права социального обеспечения закреплены в Конституции или вытекают из нее. Конституция РФ 1993 г. позволяет выделить следующие принципы права социального обеспечения:

  1. всеобщности социального обеспечения;
  2. гарантированности социального обеспечения;
  3. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения;
  4. финансирования социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения.

Конституционные основы социального обеспечения населения в РФ.

— Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

— Государственные органы обязаны соблюдать Конституцию и законы.

— Нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, не могут применяться, если они официально не опубликованы.

— Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составная часть российской правовой системы и имеют приоритет над международным законодательством.

— Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

— Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов или должностных лиц.

— Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Специальные (характеризующие социальное обеспечение граждан)

— Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства.

— Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

— Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения.

— Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Принципы права социальной защиты.

Принципы права социальной защиты – это основополагающие нормы, которые, с одной стороны, характеризуют единство данной отрасли, а с другой, указывают основные тенденции ее развития.

Классификация по сфере действия:

· признание и гарантированность прав и свобод человека

· неотчуждаемость прав и свобод человека

· равенство всех перед законом

· гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную

· обеспечение достойной жизни и свободного развития человека

· обеспечение государственной поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

· приоритет предоставления социальных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Правоотношения в сфере социальной защиты: понятие, виды.

Правоотношения в сфере социальной защиты – это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право.

1. Материальные – по поводу удовлетворения потребности граждан в материальных средствах, оказании социальных услуг:

б) по поводу пособий и компенсаций;

в) по социальному обслуживанию.

2. Процедурные – по установлению юридических фактов (продолжительности страхового стажа, группы и причины инвалидности) и вынесению решения о назначении или отказе в предоставлении конкретного вида социальной защиты.

3. Процессуальные – возникают при рассмотрении спора о предоставлении конкретного вида социальной защиты вышестоящим в порядке подчиненности органом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9779 — | 7480 — или читать все.

Социальные права и их конституционные гарантии

Право на жилище. Предполагает законодательно закрепленные гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получать жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное право на жилище охватывает:

а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем;

Читайте так же:  Осаго смена места жительства

б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда;

в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения жилища;

г) гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья;

д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Корреспондированные данному праву обязанности государства воплощены в осуществляемой им жилищной политике, основы ее представлены в Конституции, федеральных законах и законодательстве субъектов РФ. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики», а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

Целям обеспечения конституционного права на жилище служит развитие концепции системы ипотечного жилищного кредитования (ипотеки) в РФ, утвержденной постановлением Правительства от 11 января 2000 г. Концепция исходит из решения жилищных проблем для части населения, имеющей средние доходы, с получением долгосрочной ипотеки. В документе определены основные цели и принципы формирования системы ипотечного жилищного кредитования с учетом российского законодательства и существующих социально-экономических условий.

Право на социальное обеспечение есть гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Социальное обеспечение — это преимущественно материальные выплаты гражданам, имеющим на то право (пенсионеры, инвалиды, дети, больные, престарелые, малоимущие и др.), из специальных источников (бюджет, фонды), являющихся государственными либо находящихся под патронажем государства. Конституция РФ (ч. 1 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ» и «О трудовых пенсиях»). Пенсии назначаются тем, кто отработал определенное время, либо вправе не работать по состоянию здоровья или при наличии определенных заслуг перед государством, либо в силу несовершеннолетия не в состоянии работать (пенсии по возрасту или старости, за выслугу лет, инвалидности, по случаю потери кормильца);

2) социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи); б) по безработице; в) пособия семьям, имеющим детей (размер такого пособия составляет: на детей в возрасте до 6 лет — 70%, на детей от 6 до 16 лет — 60% минимальной заработной платы).

Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Как элемент социального обеспечения — система социальной защиты населения осуществляется в системе органов местного самоуправления. Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Этим целям служат Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Экологические права граждан. Представляют собой общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой. К экологическим правам относятся гарантированные Конституцией и действующим законодательством права каждого человека на: 1) благоприятную окружающую среду; 2) получение достоверной информации о ее состоянии; 3) возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается: планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; возмещением в судебном или в административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Возмещение гражданам ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, — важнейший инструмент защиты экологических прав. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в полном размере (ст. 79).

Наиболее ощутимый вред причиняют экологические преступления (хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов, незаконное использование ресурсов континентального шельфа и др.), среди которых особую экологическую опасность как для России, так и для мирового сообщества представляет экологическая контрабанда в таких ее разновидностях, как незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющих материалов, радиоактивных веществ и отходов, источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны и др. Усиление уголовно-правовых репрессий за эти и подобные действия — важнейшая гарантия обеспечения экологических прав граждан.

Эффективной мерой защиты окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» является экологический контроль — государственный, производственный, муниципальный и общественный. Согласно Закону (ст. 64-68) такой контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков вышеназванный Закон предусматривает экологическое страхование, в том числе обязательное государственное экологическое страхование (ст. 18).

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента от 10 января 2000 г.) к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: а) рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; б) предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов; в) предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; г) экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; д) безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; е) создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Читайте так же:  Пособие на погребение военному пенсионеру в военкомате

Современная законодательная политика государства связана с расширением гарантий экологических прав граждан, в том числе и государственно-принудительных. В частности, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» (помещенную вслед за главой об административных правонарушениях в области охраны собственности). В главу включены 40 статей, каждая из которых закрепляет от одного до четырех составов экологических правонарушений и предусматривает меры административного взыскания (наложение административного штрафа) за их совершение как физическими, так и юридическими лицами (ст. 8 -8 КоАП РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конституция как основной источник права социального обеспечения

1.Основы конституционного строя в России
2.Конституционное положение

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России. Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инва-лидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39). Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения благотворительность (ч. 3 ст. 39).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает-со бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41). Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные

Конституция, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Законодательное закрепление в России конституционного права на социальное обеспечение. Установление федеральным законом государственной поддержки в виде пенсий, пособий. Механизм финансирования реализации прав граждан в сфере занятости населения.

Подобные документы

Анализ и характеристика нормативной базы, регулирующей права иностранцев в Российской Федерации. Медицинское и пенсионное обеспечение иностранных граждан по российскому законодательству. Право на получение родового сертификата иностранным гражданам.

курсовая работа, добавлен 11.04.2015

Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

реферат, добавлен 12.03.2009

Рассмотрение понятия и функций социального обеспечения. Изучение прав граждан как субъектов социальной защиты. Характеристика особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в виде выплаты пенсий по старости и по случаю потери кормильца.

курсовая работа, добавлен 13.04.2019

Гражданско–правовой статус граждан по законодательству Российской Федерации. Защита имущественных прав недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан на примере наследственных прав. Социальное обеспечение гражданского общества и человека.

дипломная работа, добавлен 17.05.2017

Содержание конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и особенности его отражения в законодательстве государства. Формы реализации и их нормативное обоснование. Право граждан России на участие в местном референдуме.

контрольная работа, добавлен 26.01.2017

Конституционные права граждан Российской Федерации на образование. Обеспечение и защита конституционных прав граждан в образовательном учреждении. Локальные нормативно-правовые акты образовательного учреждения обеспечивающие права учащихся на образование.

курсовая работа, добавлен 25.10.2010

Понятие и содержание трудовой занятости как социально-правового явления. Законодательное регулирование обеспечения трудовой занятости населения в Российской Федерации. Формы реализации прав трудоспособных граждан в удовлетворении запросов на работу.

дипломная работа, добавлен 27.06.2016

Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права.

курсовая работа, добавлен 20.10.2012

Политические права и свободы и их место в системе конституционны прав и свобод граждан Российской Федерации. Эволюция политических прав и свобод в России. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией.

курсовая работа, добавлен 09.05.2011

Теоретическое исследование конституционного права граждан на участие в делах государства: взгляды учёных; закрепление права в конституциях иностранных государств. Право граждан на участие в делах государства в России: проблемы реализации и пути решения.

Право социального обеспечения в России

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте так же:  Оформление социальной стипендии для студентов список документов

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Понятие конституционного права на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here