Понятийный аппарат права социального обеспечения включает понятия

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Читайте так же:  Пособие беременности родам выплачено будущей

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— по соц. обслуживанию;

— по выплате пособий;

— по бесплатному мед. обслуживанию;

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;

5. многообразие видов обеспечения:

мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

— предоставление ср-в передвижения инвалидов;

— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;

— бесплатное проф. обучение инвалидов;

— обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

— ФЗ «О гос. соц. помощи»;

— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения (стр. 2 из 32)

16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»,

17.Московский центр технических средств реабилитации.

Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное медицинское обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. социальная помощь семьям, имеющим детей;

Видео (кликните для воспроизведения).

6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Читайте так же:  Досрочный уход на пенсию по состоянию здоровья

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

— Отношения по пенсионному обеспечению;

— Отношения по социальному обслуживанию;

— Отношения по выплате пособий;

— Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

— трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

— по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Читайте так же:  Присмотр и уход за престарелыми

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Понятийный аппарат права социального обеспечения включает понятия

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение [1] .

Источники и их классификация

В роли первоисточников права социального обеспечения выступают акты, которые содержат нормы права, относящиеся к регулированию вопросов социального обеспечения.

Система источников – это комплекс нормативных актов, которые осуществляют регулирование в области социального обеспечения. Данная система имеет следующие источники:

  • Конституция РФ;
  • Межнациональные акты – всеобщая декларация прав человека;
  • Федеральные законы – закон о пенсионном страховании, о социальной защите инвалидов.

Источники ПСО могут отличаться по различным основаниям:

  1. По области их влияния. Сюда стоит отнести областные, общефедеральные, краевые, локальные.
  2. По юридическому влиянию они различаются по уровню важности и субординации.
  3. По органам, которые принимали участие при принятии нормативного акта.
  4. По форме акта – Указы Президента, постановления правительства.По правовым институтам.

На видео-понятие и предмет ПСО:

Понятие и предмет ПСО

Для представленных отношений свойственны следующие отличительные особенности:

  • представляют жизненную ценность для гражданина;
  • являются волевыми, целенаправленными отношениями;
  • отношения с высокой устойчивостью и типичностью;
  • отношения носят поведенческий характер, поэтому их стоит контролировать.

Также структура права социального обеспечения содержит такие понятия, как ядро и примыкающие отношения. В свою очередь, ядро формирует материальные отношения, которые также классифицируют по определенным группам.

Если речь идет про отношения, согласно которым гражданам социального снабжения предоставляют денежные средства, то сюда стоит отнести:

  • пенсии, которые могут получать по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пособие – временное нетрудоустройство, безработица;
  • компенсационные денежные выплаты

По виду оказываемой услуги отношения подразумевают:

  • медицинскую помощь;
  • общественное снабжение;
  • общественная помощь;
  • общественная поддержка.

Отношения процессуального и процедурного типа стоит рассматривать, как примыкающие к ядру права социального обеспечения, а также производные от него. Такие отношения приводят к тому, что возникают и развиваются материальные взаимоотношения, что приводит к их нормальной работоспособности и охране.

Какие социальные права человека по конституции РФ предусмотрены и не могут быть отобраны у любого человека, подробно указано в данной статье.

На видео-понятийный аппарат ПСО:

В группу процедурных отношений стоит отнести следующее:

  1. Отношение, которые были установлены особыми органами, имеющие юридический характер. В группу органов входит пенсионный фонд, его региональные учреждения, фонд общественного страхования, федеральные территориальные учреждения медицинского страхования.
  2. Структуры, которые принимают решение про общественное снабжение.
  3. Структуры, предоставляющие населению общественное снабжение.

В свою очередь, процессуальные отношения формируются во время решения:

  1. Спорных ситуаций, возникающих в судах и вышестоящих инстанциях.
  2. Вопросов, которые относятся к юридической ответственности, и возникают у сторон правоотношений.

Помимо этого, имеется ряд отношений, которые обладают общими чертами с правовыми, но таковы их назвать нельзя. Сюда входят:

  1. Отношения, которые формируют и распределяют денежные фонды. Их функция – это социальное обеспечение.
  2. Отношения, занимающиеся управление, для которых характерны все признаки административных отношений.
  3. Трудовые отношения, формирующиеся между работниками учреждений, которые предоставляют денежное обеспечение. Эти отношения входят в предмет трудового и административного права.

Важно знать и понимать, каков он источники права социального обеспечения, как он понимается гражданами и чем регламентируется.

На видео – понятие единства в ПСО:

Характерные особенности системы

Определение системы (ОО) осложнено тем, что ни одни законодательные нормы ее не установили. Только один акт предусмотрел ее главные части – Концепция общественного снабжения населения. Но подобная концепция не обладает юридической силой, в результате чего нормотворческие структуры могут выполнять общественное сотрудничество и функционировать в данной отрасли по своему усмотрению.
Для определения и установки системы стоит руководствоваться такими критериями:

  • функциональными,
  • институциональными,
  • субъектными.

Норма отображает общие характерные положения, которые и выступают для характеристики сферы с учетом всех социальных отношений.

На видео-система права социального обеспечения:

Суть классификации норм общественного снабжения (ОС) предусматривает деление на нормы общей и особенной части сферы права (ОО). В группу к общим стоит отнести нормы, которые способны охарактеризовать предмет, способ и задачи отрасли, основываясь на действующее законодательство.

Какие могут быть основания и виды систематизации норм административного права, подробно указано в данной статье.

Всё про право собственности в объективном и субъективном смысле, подробно рассказывается здесь: https://ruleconsult.ru/tgp/ponyatiya/pravo-v-obektivnom-subektivnom-smysle.html

Для особенной части права (ОС) характерно наличие таких норм, которые позволят подробно регулировать размер, условия и порядок выдачи населению разного вида (ОО). Система главной части является очень трудоемкой и сложной. Перед тем как выполнять ее анализ, необходимо понять, что данная сфера обладает в своей структуре не только правовыми институтами, но и подотраслями.

Всё про социальные права человека по конституции, подробно указано в данной статье.

Сегодня подотрасли права (ОО) – это право обязательного общественного страхования и право государственной общественной помощи.

Каждая их описанных структурных частей обладает своей общей частью и принципами. Также все они расположились под влиянием общих норм отдельной сферы права (ОС).
До настоящего времени не понятным является отраслевая присущность правого института, которая заключается в обеспечении студентов стипендией. Подобного рода выплаты являются общественной помощью. Системность в праве (ОС) – это объективное требование к правовому урегулированию, которое отображается в системе права.

На видео-предмет метод и система СО:

Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

Читайте так же:  За стаж работы компенсационные выплаты

Понятие единства в ПСО

Каждый человек имеет право получать выплаты в определенной форме и в виде на условиях, которые были установлены законодательством. Дифференциация разновидностей, условий и уровня обеспечения происходит с учетом социально важных обстоятельств. Среди них самое главное значение имеет трудовой вклад населения, а еще причины нетрудоспособности, нуждаемость.

Права социального обеспечения – это комплекс норм, которые устанавливают порядок и вид социального обеспечения для граждан. Благодаря им устанавливаются четкие права на получение выплат по конкретным причинам – потеря кормильца, пенсионный возраст.

Зная все источники, нормы и виды социального обеспечения, каждый гражданин сможет потребовать от соответствующих организаций выполнение своих обязанностей по выплате социального обеспечения в установленном законе порядке.

Система права социального обеспечения включает – их чего состоит

Система права общественного обеспечения – это научно определенная, объективно присутствующая последовательность связи правовых учреждений и норм общественного снабжения. В общем понятии, это единая отрасль права. Общественное обеспечение (ОО) может быть поделено на 3 части: общая, главная и специальная.

Принципы права социального обеспечения

  1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы [5] .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: [6]

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Соотношение с другими отраслями права [18]

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

  • содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.
  • для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.
  • субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).
  • социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Характерные признаки права социального обеспечения

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

  1. в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
  2. в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
  3. в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
  4. в специфике субъектного состава.

Какие понятия включает в себя понятийный аппарат права социального обеспечения

Право диктует абсолютно не все имеющиеся отношения в обществе, а только определенную часть, которая на каждом этапе становления государства имеет свои характерные особенности. Предмет права снабжения – это относительно объединенная группа общественных отношений, которая имеет место при реализации населением прав на социально снабжение.

Источники права социального обеспечения в России, просроченные.

Метод

Метод права – это комплекс мероприятий и методов правого регулирования отношений в обществе. Выделяют следующие методы права социального обеспечения:

Как выглядит понятие и предмет права социального обеспечения, подробно указано в данной статье.

Функции права социального обеспечения

  1. Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  2. Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  3. Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  4. Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  6. Духовно-идеологическая.
  7. Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации [4] .
Читайте так же:  Перерегистрация охотничьего оружия при смене места жительства

Принципы и их значение

Отраслевые принципы социального обеспечения – это комплекс руководящих положений, которые позволяют определить сущность и особенности его норм. Как правило, эти принципы позволяют регулировать отношения в обществе, которые формируются при реализации населением своим конституционных прав на разные виды социального обеспечения.

На основе этих принципов построена правовая позиция участников права в сфере социального обеспечения.

Отраслевые принципы права социального обеспечения включают в себя следующие нормы:

  1. Осуществление связи обеспечения происходит судом.
  2. Обеспечение затрагивает не только граждан, но и их семьи.
  3. Каждый гражданин может свободно приобрести свои права и распоряжаться ими.
  4. Для определенной категории граждан имеет приоритет.
  5. Имеется зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Что из себя представляет деликтное право в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

Как связаны права и обязанности граждан, подробно указано в статье.

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения [2] .

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения [2] .

Функции системы

Функции права (ОС) представляет собой правовые характеристики, играющие общественное значение в жизни социума. Благодаря им удается воздействовать на поведение населения с целью вступления в силу целей и задач страны в области(ОС) граждан.

Главной функцией права (ОС) выступает регулятивная. Именно она и отображает всю суть и ценность данной сферы права. Функция права социального обеспечения заключается в регулировании социального сотрудничества, которые формируются при индивидуальной форме разделения материальных благ из особо сформированных для этого фондов. При помощи норм общественного снабжения удается определить:

  1. Цель и функции страны в области общественной защиты своих граждан.
  2. Число субъектов, которые обладают правами на создание общественных фондов, при помощи которых и будут происходить выплаты социальной помощи.
  3. Круг участников из имеющегося круга инвалидов, стариков, детей, которые лишились кормильца, а также других лиц, испытывающих нужду в общественной поддержке со стороны своей страны.
  4. Объемы взносов населения, предприятий, организаций и бюджетных средств в общую копилку страховых фондов.
  5. Совокупность различных видов общественного обеспечения, которые предоставляются самым нуждающимся слоям населения.
  6. Обстоятельства предоставления конкретного вида общественного снабжения с учетом круга жизненных ситуаций, к которым стоит отнести болезнь, старость, утрату трудоспособности, инвалидность, безработица.
  7. Сроки и размеры выплаты отдельного типа общественного снабжения.
  8. Гарантии со стороны государства, которые позволяют не усомниться в точном обеспечении общественных прав человека.
  9. Суть негосударственного общественного снабжения отдельных слоев населения.

Роль регулятивного влияния права общественного снабжения состоит в фиксации всех участников общественно-обеспечительного правового сотрудничества, а также в изменении или отмене определенных его элементов. Про социальные выплаты, что это такое и что в них входит вы можете почитать в нашей статье.

Всё про источники права социального обеспечения, можно узнать из данной статьи.

Существование государственного общественного снабжения возможно только на основании норм права. Физическое лицо способно высказывать свои требования на получение того или ионного вида социального снабжения, который указан в законе. Структура социальной защиты граждан должна обладать таким видом снабжения только на основании закона. Нормы права в данном случае необходимы в качестве оценки действий участников социально-обеспечительного правового сотрудничества, которые формируются на их основе.

Право общественного снабжения на продолжительный срок на территории страны закрепляет возможное и необходимое поведение населения в области общественного снабжения. Для того чтобы они действовали в рамках правого режима используют угрозы государственного принуждения. Таким образом, удается сохранить общественно-обеспечительное правовое сотрудничество на должном уровне. Эти отношения обладают такими качествами, как стабильность, цикличность, прогнозируемость. Под действием жизни социума данные отношения могут изменяться нормами права.

Самым главным свойством общественно-обеспечительных норм остается нормативность. Она предполагает предписания, общие правила поведения, которые характерны для всех, кто включен в область влияния данных норм. В результате этого при помощи утверждения в жизни социума нормативных основ удается в правильном порядке расставить отношения в сфере общества.

Более подробно про метод финансового права, можно узнать из данной статьи.

Регулятивная роль права общественного снабжения влияет на отношения в общества. Это воздействие состоит в том, что нормы рассматриваемой сферы права определяют права и обязанности участников социально-обеспечительных правоотношений. А это, в свою очередь, является общеобязательным образцом их правомерного поведения.

Благодаря представленным нормам удается более подробно определить условия, согласно которым каждый человек имеет право получить социальные выплаты, знать сроки их получения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Зная функции и основные положения права общественного обеспечения, становится возможным самостоятельно регулировать свои социальные выплаты. Каждый человек сможет определить свои права и обязанности в области социально-обеспечительных отношений и добиться соблюдения все норм и правил.

Источники

Понятийный аппарат права социального обеспечения включает понятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here