Повышение пособия по безработице

Утверждены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год

EdZbarzhyvetsky / Depositphotos.com

Согласно постановлению Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1426 в следующем году предельные показатели величины пособия по безработице не изменятся.

Так, минимальная величина пособия по безработице составит 1,5 тыс. руб., максимальная – 8 тыс. руб. Эти размеры предусмотрены для всех граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением безработных граждан предпенсионного возраста, для которых установлена иная максимальная величина пособия по безработице – в размере 11 280 руб. В текущем году применяются аналогичные размеры пособия по безработице, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375.

Напомним, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ежегодно определяются Правительством РФ. По общему правилу, размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже ее минимальной величины, увеличенных на размер районного коэффициента (п. 1 ст. 33 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В период с 2009 по 2018 годы минимальная величина пособия по безработице составляла 850 руб., а максимальная величина – 4,9 тыс. руб. С 2019 года эти размеры увеличены соответственно до 1500 руб. и 8 тыс. руб., а также отдельно выделены предельные величины пособия для граждан предпенсионного возраста.

В каких случаях размер пособия по безработице может быть сокращен? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Постановление 1 вступит в силу с 1 января 2020 года.

1 С текстом постановления Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201911080062).

Пособие по безработице

ImageFlow / Shutterstock.com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

Ситуация на 2018 год

По данным официальной статистики, на 2018 год уровень безработицы в России – самый низкий начиная с 1991 года.

Как разъясняет Минтруд, минимальное пособие по безработице составляет 850 рублей, а максимальное – 4900 руб. Всего на учете в государственных службах занятости состоит 770 000 человек. В то же время, прожиточный минимум трудоспособного населения достиг 11 200 рублей. В итоге, даже максимальное пособие составляет только 44% от его уровня.

  1. При действующем порядке выплаты пособия по безработице его максимальный размер положен очень ограниченному числу лиц.
  2. Последний раз размер пособия по безработице повышали почти 10 лет назад – в 2009 году.

Таковы последние новости о повышении пособия по безработице с 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Размер пособия по безработице в 2016 году не изменится

Правительство РФ своим постановлением от 12 ноября 2015 г. № 1223 установило размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год.

Напомним, такое пособие выплачивается уволенным гражданам и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Оно выплачивается в том случае, если лица в течение года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем. В иных случаях пособие устанавливается в размере его минимальной величины (п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяет Правительство РФ.

Так, на следующий год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб., а максимальная – 4900 руб. Отметим, что такие предельные значения пособия по безработице остаются неизменными с 2009 года.

Подлежит ли пособие по безработице обложению НДФЛ? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, ранее первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко сообщал, что в министерстве ведутся дискуссии по вопросу повышения размеров пособия по безработице посредством корректировки оснований для его назначения, продолжительности, категорий получателей такого пособия. «Вопрос о минимальном размере пособия тоже актуален, то есть нужен ли он в принципе. Может получиться так, что мы даже в рамках этой суммы для этих категорий получателей можем повысить размер, прежде всего максимальный размер пособия», – пояснил он.

Читайте так же:  Ветеран труда по награде льготы

Может ли пособие по безработице заменить пенсию

Обещание правительства повысить пособие по безработице до прожиточного минимума, вероятно, вызвано стремлением смягчить негативные последствия предстоящей пенсионной реформы. Эта мера вряд ли существенно улучшит положение людей, чей уход с рынка труда откладывается из-за повышения пенсионного возраста, зато может существенно изменить рынок труда, сокращая низкооплачиваемую занятость, и негативно сказаться на бюджетах регионов с низкими зарплатами и высоким уровнем безработицы.

В четверг вице-премьер, куратор социального блока Татьяна Голикова сообщила в эфире радио «Комсомольская правда» о планах правительства увеличить максимальный размер пособия по безработице в 2,28 раза – с нынешних 4900 руб. (он устанавливается постановлением правительства и не менялся с 2009 г.) до прожиточного минимума для трудоспособного населения – 11 160 руб. Соответствующий законопроект разрабатывается правительством, сказала Голикова.

Предлагаемое увеличение пособия по безработице превращает его из издевательской, не обеспечивающей даже выживание его получателя суммы в минимум, способный удовлетворить самые элементарные его потребности. Если такое пособие будет нетрудно получить и оно будет выплачиваться длительный срок, это может существенно изменить российскую модель рынка труда, в которой мизерное пособие вовлекало безработных в неформальную низкооплачиваемую занятость, отмечает директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Правда, закон «О занятости населения» ограничивает сроки выплаты пособия по безработице тем, кто еще не достиг пенсионного возраста, но имеет большой стаж, 24 месяцами. При этом максимальный размер пособия выплачивается не в течение всего этого срока, а только первые несколько месяцев – и их количество правительство также планирует сократить, говорит знакомый с инициативой член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин.

Справка о зарплате

Законопроектом предлагается исключение обязательности представления гражданами справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Практика применения Закона о занятости населения показывает, что получение уволенными гражданами данной справки зависит от работодателей, в числе которых находятся и те, которых не могут разыскать правоохранительные органы. В этой связи обязательность наличия данной справки является административным барьером, не позволяющим потерявшим работу гражданам получить полноценную защиту от безработицы в части выплаты пособия по безработице, а также возможности пройти обучение по направлению органов службы занятости.

Проектом федерального закона предусматривается, что указанная справка представляется при ее наличии, при этом ее отсутствие влияет как на подбор подходящей работы, так и на размер и период выплаты пособия по безработице.

Срок работы

Сейчас при определении размера пособия по безработице учитывается наличие 26 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем.

Вместе с тем, практика применения указанных положений показала их неоднозначную трактовку, которая в отдельных случаях приводит к снижению уровня социальной поддержки граждан, особенно испытывающих трудности в поиске подходящей работы (инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов), которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, часто работают в режиме гибкой занятости или имеют периоды временной нетрудоспособности. Данная неоднозначность в настоящее время устраняется судебными решениями. Так, например, гражданину, работающему на 0,5 ставки 26 недель, при пересчете устанавливается, что он имеет 13 недель оплачиваемой работы, в то время как в страховой стаж (при наличии страховых платежей) ему засчитывается именно 26 недель, поскольку именно этот период он состоял в трудовых (служебных) отношениях, предполагающих выполнение работником определенной трудовой функции и получение заработной платы. При этом наличие такой работы, а также периодов временной нетрудоспособности уже отражается на сумме заработка гражданина.

Таким образом, очевидно, что в период оплачиваемой работы следует включать время фактической работы, а также время, когда работник фактически не работал, за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность).

Проектом федерального закона предлагается по тексту закона применить понятие «состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее (менее) 26 недель», что устанавливается органами службы занятости исходя из сведений, содержащиеся в трудовых книжках граждан либо в представленных ими договорах (контрактах).

Выбор между Кремлем и избирателем

Если пособие повысится до 11 160 руб., то его получатели в первые месяцы выплаты опередят по доходам как минимум 7,9% занятых россиян, получавших, по данным Росстата, в 2017 г. зарплаты менее 10 600 руб. Особенно пособие может быть востребовано в регионах центра и юга России с низкой зарплатой, считает Гимпельсон. Сейчас в 20 регионах (фактически каждом четвертом) средняя зарплата составляет 23 000 руб. и ниже. Там же (республики Северного Кавказа, отдельные области Центрального, Северо-Западного и Поволжского районов) может существенно вырасти безработица, которая и так в разы превышает среднероссийский уровень в 4,9% (например, в Ингушетии – 26,4%, в Карачаево-Черкесии – 11,8%, в Туве – 14,9%, в Карелии – 8,5%), что может негативно повлиять на устойчивость региональных бюджетов и потребует дополнительных трансфертов из Москвы. Зато правительство частично решит проблему сокращения неформального рынка труда, над которой безуспешно бьется много лет.

Однако даже максимальное пособие по безработице тем не менее ниже средней пенсии, а с учетом того, что максимальную выплату можно получать всего несколько месяцев, перевод «недопенсионеров» в безработные будет создавать риск бедности и нищеты, а также социальной маргинализации пожилых безработных. Предложение Голиковой выглядит паллиативной мерой, не способной существенно смягчить последствия плохо просчитанного повышения пенсионного возраста, считает Кудюкин. Необходимо обучать пожилых работников навыкам поиска нового места, а также разрабатывать действенные стимулы сохранения рабочих мест для пожилых сотрудников – в частности, налоговые льготы и (или) компенсация части их зарплаты работодателям, полагает Иванова. Повышенное пособие по безработице может не сработать еще и из-за того, что закон «О занятости населения» позволяет работнику предпенсионного возраста, вставшему на учет в службе занятости после сокращения штата или увольнения по инициативе работодателя, уйти на пенсию на два года раньше положенного срока.

Читайте так же:  Сзв стаж уволенные сотрудники

Минтруд спрогнозировал рост числа безработных предпенсионного возраста на 60%

В 1,6 раза увеличится в 2020 г. среднемесячное число официально зарегистрированных безработных предпенсионного возраста. Такая оценка содержалась в пояснительной записке к подготовленному Минтрудом проекту постановления правительства о размере пособий по безработице. Утром в пятницу записка была размещена на портале нормативно-правовых актов, но позднее эти данные были из нее удалены.

Представитель Минтруда пока не объяснил причину изменения документа. «Ведомости» ожидают его ответа.

С 2019 г. началась пенсионная реформа, которая предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Согласно подписанному в октябре 2018 г. президентом Владимиром Путиным закону к людям предпенсионного возраста относятся граждане, которым до пенсии осталось пять лет.

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Читайте так же:  Налоговые льготы для женщин 55 лет

Обязанности работодателей

Проектом уточнен абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона о занятости, что вызвано участившимися в последнее время обращениями работодателей, свидетельствующими о неоднозначности прочтения данного абзаца. Отдельные работодатели полагают, что они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, касающуюся только их деятельности по содействию в обеспечении занятости инвалидов.

Однако абзац содержит норму о представлении двух видов информации:

  • информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Предлагаемая редакция лишь конкретизирует формулировку, исключая неоднозначность прочтения. При этом по сравнению с действующей редакцией абзаца перечень информации не расширяется.

Сейчас

Будет потом

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Выпускники

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая, что особо значимыми является не только качество образования выпускников организаций профессионального образования, но и наличие у них опыта практической работы, включающего способность к восполнению и применению своих знаний, умение добросовестно и своевременно выполнять поставленные задачи, выстраивать межличностные отношения в коллективе, указанным проектом предлагается расширить категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, дополнив ее выпускниками организаций среднего профессионального образования и высшего образования в возрасте до 25 лет, ищущих работу в течение года с даты окончания обучения в образовательной организации.

При этом предлагается дополнить перечень государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, включив в него государственную услугу по организации временного трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования) в целях приобретения опыта работы (стажировки), включая оказание материальной помощи за счет средств субвенций.

Медицинская справка

Проектом вводится возможность представления гражданами, не относящимися к категории инвалидов, но имеющими медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ, представлять медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, выданное в установленном порядке медицинской организацией.

Внесение данного изменения необходимо для подбора гражданам подходящей работы, а также при решении вопроса о приостановке выплаты пособия по безработице при отказе безработного гражданина от предложенной работы, как не соответствующей его состоянию здоровья.

Почему заговорили о пособии по безработице

Сразу скажем, что в проекте Федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который и даст толчок пенсионной реформе в России, про повышение пособия по безработице в 2019 году ничего не сказано.

Уже готов большой пакет президентских поправок от 06.09.2018 к этому законопроекту. С ним можно ознакомиться здесь.

Однако, сколько будет пособие по безработице в 2019 году прямо сказал Президент России Владимир Путин в рамках своего специального обращения к населению 29 августа 2018 года, которое было нацелено на разъяснение более мягкой модели пенсионной реформы. Приведём точную цитату главы государства о величине пособия безработным с 2019 года:

«А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год».

Напомним, что минимальный и максимальный размеры пособия по безработице ежегодно своим постановлением устанавливает Правительство РФ (на 2018 год – от 24.11.2017 № 1423). С 2019 года оно будет это делать отдельно и в отношении граждан предпенсионного возраста.

Таким образом, заявленный Президентом перед всем народом размер выплаты по безработице снимает все вопросы и сомнения, будет ли повышение пособия по безработице.

Кстати, президентские поправки практически полностью соответствуют ранее озвученному предложению Минтруда, которое в апреле 2018 года выступило с идеей повысить сумму пособия по безработице (4900 р. в 2018 г.) вдвое (за счет сокращения срока его выплаты) – до уровня прожиточного минимума трудоспособных граждан (11 200 р.).

Согласно новой президентской редакции ст. 33 ФЗ , размер пособия безработным в общем случае (увольнение по любым основаниям) будут определять так:

Что даёт право на пособие по безработице Период начисления Какой процент от зарплаты
Увольнение в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояние в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель Первые 3 месяца 75% среднемесячного заработка человека за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы)
Следующие 3 месяца 60%

Пособия для лиц предпенсионного возраста считают несколько иначе:

  • за следующие 4 месяца – 60%;
  • в дальнейшем – 45% заработка (период выплаты не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев).

  1. Выше максимальной величины этого пособия, увеличенной на районный коэффициент.
  2. Ниже минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент.

Власти еще долго придется расплачиваться на выборах за пенсионную реформу

В первом полугодии 2019 г. среднемесячное число официально зарегистрированных безработных предпенсионного возраста составило 92 000 человек, сообщал Минтруд в первом варианте записки, в 2020 г. показатель возрастет до 150 200 человек, в 2021–2022 гг. почти не изменится – 150 300 человек. Всего, по данным Минтруда, на 16 июля официально зарегистрировано 732 000 безработных.

Читайте так же:  Документы для получения инвалидности льготы

Свой прогноз Минтруд объяснял в пояснительной записке реализацией федерального проекта «Старшее поколение» до 2024 г. Власти рассчитывают, что он побудит людей предпенсионного возраста активнее регистрироваться в качестве безработных, чтобы им было проще найти работу. На проект «Старшее поколение» планируется направить 11 млрд руб. из федерального бюджета. Одна из основных задач – поддержка занятости людей предпенсионного возраста.

Из-за повышения количества безработных предпенсионного возраста в 2020–2021 гг. на выплаты им потребуется дополнительно 2,64 млрд руб. из федерального бюджета, в 2022 г. – 2,63 млрд руб., рассчитал Минтруд расходы на пособия. Эта оценка в пояснительной записке тоже не сохранилась. В Минфин проект пока не поступал, сообщил его представитель: этот вопрос относится к компетенции Минтруда. Всего в 2020–2021 гг. на выплаты безработным планируется выделять из федерального бюджета по 54 млрд руб.

Размер пособий увеличивать в 2020 г. не планируется, следует из документа Минтруда: 1500 руб. – минимальная выплата, 8000 – максимальная, 11 280 руб. – для безработных предпенсионного возраста. Такие выплаты действуют с 2019 г. Раньше они составляли минимум 850 руб. и максимум – 4900 руб., в том числе для людей предпенсионного возраста.

Уровень безработицы в 2018 г. опустился до исторического минимума – 4,8%. В мае 2019 г. он снизился до 4,5%, а в июне – до 4,4%, сообщал Росстат. В I квартале этого года безработица снижалась преимущественно за счет сокращения трудовых ресурсов, объяснял Центробанк: дополнительного прироста рабочей силы из-за пенсионной реформы оказалось недостаточно.

Пособие по безработице повысят. И другие изменения в законе о занятости

Размеры пособия по безработице не менялись с 2009 года и варьируются в пределах от 850 до 4900 рублей. Это не дело, решили в Минтруде и придумали, как изменить условия выплаты пособия так, чтобы это позволило в дальнейшем увеличить его размер.

Накануне Минтруд разместил обновленную редакцию закона о занятости. Что поменяется – расскажем.

Период выплаты

С целью стимулирования безработных граждан к активному поиску работы предлагается изменить сроки выплаты пособия по безработице и установить один период выплаты пособия по безработице всем признанным в установленном порядке безработными гражданам:

Период выплаты

Кому выплачивается

6 месяцев в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

уволенным по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель

3 месяца в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель;

прекратившим индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность; вышедшим из членов КФХ;

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия;

не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

Напомним, согласно действующим нормам безработные граждане вправе получать пособие по безработице в течение двух периодов выплаты и общий период выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан установлен как не превышающий 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев, а для иных категорий — 12 месяцев в течение 18 месяцев или 6 месяцев в течение 12 месяцев.

Вместе с тем, в 2016 году средний период выплаты пособия по безработице составил 93 дня (при среднем периоде безработицы 121 день), в 2017 году – средний период выплаты составляет 87 дней (при среднем периоде безработицы 114 дней).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Каким будет размер пособия по безработице с 2019 года?

Пенсионная реформа в России 2018 года, и в частности, изменение возраста выхода на пенсию неожиданно сделали актуальным еще один вопрос – повышение размера пособия по безработице. Действительно ли его увеличат? Если да, то на сколько? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Читайте так же:  Социальная пенсия ветеранам боевых действий

Справка вместо больничного

В настоящее время уважительная причина неявки безработного в органы службы занятости или на обучение в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка подтверждается выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Расходы по изготовлению бланков листков нетрудоспособности несет бюджет ФСС, который формируется посредством уплаты работодателями страховых взносов.

В целях исключения нецелевого применения листка нетрудоспособности, предлагается определить в качестве документа, подтверждающего период временной нетрудоспособности безработного, медицинскую справку, выданную медицинской организацией.

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия

По предварительным расчетам предполагается увеличение максимальной величины пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, минимальной величины пособия по безработице – до 30% от максимальной.

При этом изменение порядка и условий признания граждан безработными и назначения им пособия по безработице (повышение доступности социальной поддержки безработных граждан) будет способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в целях поиска работы, в связи с чем в случае принятия данного федерального закона потребуется дополнительное выделение средств федерального бюджета.

Пособие по безработице могут увеличить в восемь раз

Чиновники готовы обсудить повышение нижней планки размера пособий по безработице до прожиточного минимума.

Такие консультации могут пройти в этом году на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, выяснили «Известия».

Изначально консультации «по вопросу установления размера пособия по безработице не ниже прожиточного минимума» были запланированы на 2018–2020 годы генеральным соглашением между правительством, работодателями и профсоюзами по инициативе последних. Пока обсуждения не состоялись.

В генсоглашении уточнялось, что речь о повышении пособия до прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по стране. По итогам III квартала 2019-го он составлял 12 тыс. рублей. Минтруд утверждает этот показатель примерно через 2–3 месяца после окончания периода, поэтому более близких к сегодняшнему дню цифр еще нет. Минимальный же размер пособия по безработице сейчас составляет 1,5 тыс. рублей, он не менялся с 1 января 2019-го и не будет индексироваться до конца этого года. До предложенной профсоюзами планки не дотягивают даже максимальные выплаты — 11,3 тыс. рублей для предпенсионеров и 8 тыс. рублей для остальных граждан.

Сегодняшний уровень пособия крайне занижен и не обеспечивает даже элементарного выживания, заявил представитель Федерации независимых профсоюзов. То, что выплаты должны обеспечивать здоровье и достаточные условия жизни, предписывает и конвенция Международной организации труда. По документу, пособие должно составлять не меньше 45% от утраченного заработка гражданина.

В казне на этот год заложено 54,3 млрд рублей на выплаты пособий по безработице, аналогичные суммы предполагаются на 2021-й и 2022-й. По последним данным Минтруда, на 24 декабря в службах занятости были зарегистрированы 684 тыс. человек. Если предположить, что число официально безработных в течение года останется примерно таким же, на выплату всем этим людям прожиточного минимума потребуется более 90 млрд рублей из федерального бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом стоит учитывать, что число зарегистрированных на бирже труда россиян в связи с увеличением пособий может значительно вырасти. Безработных в стране (по методологии Международной организации труда) более 3 млн человек — но только четверть из них сегодня идет в государственную службу занятости.

Источники

Повышение пособия по безработице
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here