Право социального обеспечения нпа

5.Источники права социального обеспечения: понятие, виды.

Источники права – внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт.

Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения:

Статье 7 – закреплены исходные юридические начала развития РФ как социального государства.

Статья 38 Конституции РФ декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 41 – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С точки зрения юридической силы выделяют также законы. В силу принадлежности ПСО к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,

«О трудовых пенсиях в РФ»,

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают

указы и распоряжения Президента РФ.

постановления и распоряжения Правительства РФ.

органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов РФ

исполнительными органами местного самоуправления.

С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на

нормативные акты субъектов РФ и

муниципальные нормативные акты.

ФЗ и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией РФ к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции:

Международной организации труда (МОТ),

межгосударственные договоры и соглашения РФ: Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ» 1997 года и др.

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Читайте так же:  Даты перерасчета пенсий

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

http://studfile.net/preview/7373668/page:5/

Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения

К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государ­ственных внебюджетных фондов.

В число актов законодательного уровня входят:

1) законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

— Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсион­ном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожар­ной службе, органах по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — За­кон о пенсионном обеспечении военнослужащих);

— Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О вы­плате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жи­тельство за пределы Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении);

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации»;

— Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — За­кон о трудовых пенсиях)

2) законы, регламентирующие предоставление пособий:

— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

3) законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;

— Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.;

4) законы, регламентирующие медицинскую помощь:

— Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

— Основы законодательства РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Об охране здоровья граждан», регламентирующие право на охрану здоровья семьи, беременных женщин, женщин-матерей, инвалидов, несовершеннолетних.

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным за­конам. Как правило, указы Президента РФ принимаются в развитие положений законов, они направлены на устра­нение пробелов законодательства, а также для оперативного решения вопросов обеспечения отдельных категорий граж­дан. К числу указов Президента РФ, регулирующих вопросы социального обеспечения, следует отнести Указы от 5 ноя­бря 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в воз­расте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», от 26 декабря 2006 г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Кроме того, указы Пре­зидента РФ регламентируют вопросы социального обеспече­ния государственных служащих и членов их семей. Это, на­пример, Указы от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных катего­рий пенсионеров», от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополни­тельных мерах по усилению социальной защиты детей воен­нослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (слу­жебных обязанностей)».

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить Пра­вила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минималь­ном размере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 582, Правила подсчета и под­тверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, и др.

Читайте так же:  Ростелеком льготы для пенсионеров

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фон­дов регламентируют порядок деятельности органов, предоставля­ющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам данного уровня относятся постановления, ука­зания, приказы, письма и т.д. Например, совместным постанов­лением Министерства труда и социального развития РФ и Пен­сионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспече­нию в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсион­ном обеспечении в Российской Федерации».

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 724 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/13-53942.html

Перечень нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон от 01.01.01 года «О гарантиях прав ребенка»

Федеральный закон от 01.01.01 года «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Федеральный закон от 01.01.01 года N 5-ФЗ «О ветеранах»

Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Федеральный закон от 01.01.01 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.01.01 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»

Федеральный закон от 01.01.01 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

Федеральный закон от 01.01.2001 «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»

Федеральный закон — ФЗ «О статусе военнослужащих»

Федеральный закон от 01.01.2001 «О государственной социальной помощи»

Федеральный закон от 01.01.2001 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.01.2001 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.01.2001 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон от 01.01.2001 «О гарантиях прав ребенка»

Федеральный закон от 01.01.2001 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»

Федеральный закон от 01.01.2001 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Закон Российской Федерации -1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полный кавалеров ордена Славы»

Закон Российской Федерации от 9.06.1993 № 000-1 «О донорстве крови и ее компонентов»

Закон Российской Федерации -1 «О реабилитации жертв политических репрессий»

Закон Российской Федерации -1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Постановление Правительства РФ «О порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений»

Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»

Постановление Правительства РФ от 5.03.2008 № 000 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 – 2010 годах»

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2001

№ 000 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Жилищный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001

Областной закон – ОЗ «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, проживающих на территории Новгородской области, нуждающихся в санаторно-курортном лечении»

Областной закон – ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Новгородской области»

Областной закон – ОЗ «О мерах по реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на территории Новгородской области»

Областной закон – ОЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области»

Областной закон от 01.01.2001 «О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов вследствие военной травмы, полученной при прохождении военной службы по призыву в Афганистане или на территории Северо-Кавказского региона»

Областной закон – ОЗ «О порядке установления прожиточного минимума в Новгородской области»

Областной закон от 05.года № 000 – ОЗ «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, проживающих на территории Новгородской области, нуждающихся в санаторно-курортном лечении»

Областной закон – ОЗ «О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа»

Областной закон – ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Новгородской области»

Видео (кликните для воспроизведения).

Областной закон от 01.№ 000 – ОЗ «О мерах по реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на территории Новгородской области»

Областной закон – ОЗ «О мерах по реализации на территории области федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Областной закон – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и определении формы предоставления таких мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации»

Областной закон – ОЗ «О мерах социальной поддержки лиц, удостоенных звания Герой Социалистического Труда»

Областной закон – ОЗ «О социальной поддержке малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области»

Читайте так же:  Как узнать свой стаж в пенсионном фонде

Областной закон – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Новгородской области государственными полномочиями в области социального обслуживания населения Новгородской области»

Областной закон – ОЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области»

Областной закон от 01.01.2001 «О мерах социальной поддержки граждан по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями»

Областной закон от 01.01.2001 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России» (Почетный донор СССР)»

Областной закон «Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений Новгородской области на 2005 год»

Областной закон от 01.01.2001 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»

Областной закон от 01.01.2001 «О мерах по реализации на территории области статьи 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Областной закон от 01.01.2001 «О расчете субвенции органам местного самоуправления на возмещение затрат по содержанию штатных единиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия»

Областной закон от 01.01.2001 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и наделении органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Новгородской области отдельными государственными полномочиями»

Областной закон от 01.01.2001 «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями»

Областной закон от 01.01.2001 «О потребительской корзине Новгородской области»

Областной закон от 01.01.2001 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами»

Постановление Администрации области «Об утверждении Порядка осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»

Постановление Администрации области «Об областной целевой программе «Дети Новгородчины» на 20годы»

Постановление Администрации области «О тарифах на платные социальные услуги»

Постановление Администрации области «Об утверждении Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания»

Постановление Администрации области «Об утверждении Порядка социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственной системой социальных служб области»

Постановление Администрации области «Об областной программе по улучшению положения женщин на 2007—2010 годы»

Постановление Администрации области «Об учреждении почетного Диплома Новгородской области многодетной матери»

Постановление Администрации Новгородской области от 01.01.2001

№ 69 «Об утверждении на 2007 год региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг»

Постановление Администрации Новгородской области от 01.01.2001

№ 000 «Об установлении регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Постановление Администрации Новгородской области от 01.01.2001

№ 000 «Об утверждении регионального стандарта нормативной площади жилого помещения»

Постановление Администрации Новгородской области от 01.01.2001

№ 54 «О порядке предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации»

Бюджетный кодекс от 01.01.01 года , с изменениями на 06.12.2007 года

Налоговый кодекс от 01.01.01 года , с изменениями на 06.12.2007 года

Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина от 01.01.01 года № 25н

Приказ Министерства финансов РФ от 01.01.01 года № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Приказ Министерства финансов РФ от 01.01.01 года № 000н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений»

http://pandia.ru/text/77/501/7183.php

Государственные нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения

Социальная помощь и защита:

— Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

— Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

— Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

— Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р ;

— Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»

— Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

— Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 21н «Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 4н «Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год»

— Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2005 N 701 (ред. от 08.05.2009) «О родовом сертификате»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 16.01.2008 N 11н (ред. от 12.02.2010) «Об утверждении Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов».

Читайте так же:  Какая пенсия положена работающему пенсионеру

Пособия на детей:

— Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

— Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— пункты 7, 8 и 9 части первой статьи 13, пункт 7 части первой статьи 18, часть первая статьи 19 и часть первая статьи 20 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 N 439 (ред. от 18.05.2010) «Об утверждении Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 20н «Об утверждении формы и порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2008 N 692н (ред. от 14.07.2010) «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 (ред. от 05.10.2009) «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком».

— Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

— Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»;

— Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

— Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

— Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— Постановление Минтруда РФ от 07.05.2002 N 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— Постановление Минтруда РФ от 25.03.2002 N 21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1125 ;

http://studopedia.net/6_53552_gosudarstvennie-normativnie-pravovie-akti-reguliruyushchie-sferu-sotsialnogo-obespecheniya.html

ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Осуществление — достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).

К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.

Нормотворчество — основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.

Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

1) Законодательная инициатива;

2) Решение о необходимости издания акта;

3) Разработка проекта акта;

4) Рассмотрение проекта акта;

5) Принятие акта;

6) Доведение акта до его адресата.

Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.

1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;

2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;

3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:

Читайте так же:  Возраст выхода на пенсию сотрудников мвд

— Только разработка проекта акта или 2-х процедур:

— Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.

4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;

5.1) Принятие акта.

6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.

Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:

— Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);

— Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);

— Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.

Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) — законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Правоприменение — решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) — организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель — обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.

Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.

1-я стадия — установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.

Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.

2 стадия правоприменительной деятельности — установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:

1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;

2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;

3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;

4) Пояснение содержания нормы.

Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.

3 стадия правоприменительной деятельности — решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.

4 стадия правоприменительной деятельности — организация выполнения правовых норм социального обеспечения, т.е. конкретная деятельность министерств, ведомств, организаций, осуществляющих социальное обеспечение граждан.

5 стадия правоприменительной деятельности — охрана норм права социального обеспечения от каких-либо нарушений и применение мер государственного принуждения к правонарушителю. Например, Министерство труда и социальной защиты проверяет правильность назначения пенсий в Чеченской Республике для чего туда посылается специальная комиссия. При обнаружении нарушений на органы и должностных лиц, их допустивших налагаются административные наказания, как правило, в форме штрафов.

Таким образом, правоприменение как форма реализации права представляет собой воплощение в жизнь требований различных НПА (нормативно-правовых актов), издаваемых различными органами.

Следовать точному смыслу нормы: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.

Требование законности означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме, строго и неукоснительно следовать точному смыслу нормы и действовать в рамках своей компетенции.

Требование обоснованности подразумевает, что, во-первых, должны быть выявлены все факты, относящиеся к тому или иному вопросу социального обеспечения, во-вторых, какие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными и, в-третьих, все недоказанные факты должны быть отвергнуты.

Целесообразность означает, что правоприменитель выбирает самую подходящую норму при решении вопроса о предоставлении какого-либо вида социального обеспечения.

Требование справедливости предполагает честный, объективный подход органа или должностного лица к исследованию всех юридических фактов.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 495 ;

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/2_37304_organizatsiya-normotvorchestva-v-sfere-sotsialnogo-obespecheniya.html

Право социального обеспечения нпа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here