Проблема помощи инвалидам

Жизнь инвалидов в России: нет денег, работы, доступной среды. И одиночество…

В настоящее время в России – 12,1 миллиона человек, которым официально присвоен статус инвалида. Это 8,4% населения страны. Проблема людей с инвалидностью напрямую касается почти каждой четвертой (23%) российской семьи, 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида и 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями. Эти данные представлены в докладе «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра.

Портрет российского инвалида

По состоянию на 1 января 2018 года общая численность инвалидов составила 12,1 млн. человек, в том числе численность инвалидов первой, самой тяжелой группы, составляла 1,5 млн. человек (12,1%), II группы – 5,5 млн. (45,8%), III группы – 4,4 млн. человек (36,7%), детей-инвалидов – 655 тыс. человек (5,4%). При этом отмечается такая закономерность: за 2011-2018 г.г. общее число инвалидов уменьшилось на 8,4%, а численность детей-инвалидов возросла на 20%.

По данным аналитического отчета «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья», проблема людей с инвалидностью, инвалидности касается почти каждой четвертой российской семьи (23%), а 13% семей имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида.

Несмотря на то, что инвалиды в семье есть почти у четверти россиян, одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, – одиночество – около 24% инвалидов живут одни. Как правило, это одинокие мужчины и женщины с инвалидностью, потерявшие супругов (29%), хотя эта проблема так же актуальна и для пожилых людей без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих инвалидность, старше 55 лет. Гендерный профиль российских инвалидов в целом соответствует общероссийскому распределению: 48% мужчин, 52% женщин.

Географически доля людей с инвалидностью распределена равномерно, за небольшим исключением юга России – в Северо-Кавказском и Южных федеральных округах их доля выше, чем в среднем. В сельской местности также наблюдается более высокая доля людей с инвалидностью.

Материальное положение

Материальное положение семей, в составе которых есть люди с инвалидностью, ниже, чем среди населения России в целом. Их средний ежемесячный доход составляет около 37 тыс. рублей, что ниже на 4 тыс. рублей, чем у других семей. При этом другие исследования показывают, что расходы на лечение и обеспечение нужд людей с инвалидностью оказываются выше, чем у обычных россиян.

Индикатор благосостояния семей, характеризующий оценку возможностей потребления, показал, что почти трети семей, в которых есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду (28%), в то время как среди обычных семейэтот показатель составляет 21%.

Таким образом, наблюдается дисбаланс и доходов, и расходов среди семей, в составе которых есть люди с инвалидностью или дети-инвалиды.

Трудоустройство

Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость людей с инвалидностью. За период с 2013 года по 2018 год на 700 тыс. сократилось численность работающих инвалидов – с 2344 тыс. до 1644 тыс., инвалидов первой группы – на 38 тыс., инвалидов второй группы – на 349 тыс., инвалидов третьей группы – на 300 тысяч человек.

Показатель занятости лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы), составляет 17%, уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность – 23.5%5

У инвалидов в возрасте старше 16 лет основными причинами отказа от предложений другой или какой-либо работы были:

  • низкая зарплата – 36,5%;
  • отдаленность от дома (трудности с транспортом) – 32,4%;
  • характер работы – 27,4%;
  • условия труда – 22,4%6.

Статья 24 «Права, обязанности и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязывающая работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, не работает. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю на законных основаниях уволить работника, ставшего инвалидом, если не может предоставить условия труда, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Доступная среда

В ходе опроса Левада-центра россиян просили оценить доступность тех мест, которые они регулярно посещают, для людей с инвалидностью. В рамках опроса также ставилась задача проследить, насколько эти объекты инфраструктуры готовы к приему людей, имеющих физические ограничения.

Опрос показал, что подавляющее большинство россиян признает, что их дома и место работы или учебы не приспособлено для беспрепятственного перемещения людей с инвалидностью. 17-18% отмечают, что такие условия созданы в местах их проживания и работы. На этом фоне сильно выделяется Москва – о комфортных условиях для перемещения людей с инвалидностью в жилых домах здесь говорят вдвое чаще (33%).

Что же касается рабочих мест – здесь цифры аналогичны стране в целом.

Среди других объектах инфраструктуры города ситуация несколько лучше. Так, медицинские учреждения, банки в большей степени приспособлены для посещения людьми с физическими ограничениями – более трети таких учреждений, по мнению респондентов, можно расценивать как пригодные для маломобильных граждан.

Продуктовые магазины, которые необходимы для регулярного посещения, реже учитывают потребности людей с инвалидностью. По оценкам респондентов, менее пятой части из них имеют специальные условия.

Хуже всего ситуация наблюдается в местах проведения досуга (музеи, театры, кинотеатры и пр.) и общественным транспортом. Только 1 из 10 опрошенных считает их доступными для маломобильных людей.

Оценки слабой доступности среды среди населения в целом согласуются и с оценками самих людей с инвалидностью.

Подавляющее большинство россиян (92%) разделяет точку зрения о том, что дома должны быть оборудованы пандусами, лифтами для людей с инвалидностью, даже если это приведет к усложнению конструкций и неудобства для остальных жильцов.

Отношение в обществе

Одним из индикаторов для успешной социальной адаптации людей с инвалидностью является возможность их присутствия в поле зрения общества. Опрос показал, что каждый третий взрослый житель России регулярно, практически каждый день так или иначе контактирует с людьми, имеющими инвалидность и другие ограничения здоровья (33%). Чаще всего, с ними взаимодействуют в своей повседневной жизни люди старших возрастных групп – старше 55 лет. Молодежь, напротив, заметно реже встречает вокруг себя такую категорию людей (21% в сравнении с 38% среди старших возрастов).

Читайте так же:  С какого числа проиндексируют пенсии работающим пенсионерам

Большинство опрошенных замечают людей с инвалидностью вне объектов инфраструктуры – 8 из 10 сталкивались с ними просто на улице. Треть встречала их в медицинских учреждениях (29%) и еще четверть – в транспорте (25%). В отношении общественного транспорта стоит заметить, что распространенной практикой является привлечение людей с инвалидностью к участию в прошении милостыни или попрошайничеству. Каждый десятый имеет в поле зрения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту своей работы или учебы. В досуговых местах (музеи, театры, кафе, рестораны) люди с ОВЗ все еще являются скорее исключением – менее 5% регулярно видят людей с инклюзией в таких объектах инфраструктуры.

Значительная часть россиян – более трети – практически не замечают людей с инвалидностью (37%). Меньше всего встречает инвалидов в своей жизни молодежь и обеспеченные слои населения.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%. В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, а 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест

Социальная изоляция и дискриминация

Значительной проблемой является одиночество и социальная изоляция людей с инвалидностью. Признание обществом того, они исключаются из коммуникативной среды, может служить проявлением чувства вины, недостаточного их вовлечения в социум. Примечательно, что люди, непосредственно столкнувшиеся проблемами со здоровьем, отдают этой позиции меньший приоритет. Для них более существенным фактором является отсутствие возможностей по получению квалифицированной медицинской помощи.

Абсолютное большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории наших граждан с разного рода проблемами здоровья, передвижении говорят о сочувствии им, своем (76%) и других (57%). Это свидетельствует о демонстрировании «гуманности» или «общественной солидарности» с теми, кто нуждается в нашей помощи, сочувствии, поддержке.

Но декларируемая норма совсем не обязательно должна переходить в те или иные формы солидарного и ответственного действия. Для более половины опрошенных вполне достаточно лишь обозначить такие приоритеты и признание значимости этой нормы, что не предполагает какого-либо практического действия или поведения, соответствующего декларируемому этическому императиву солидарности и эмпатии.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с инвалидностью (20%). В обществе в целом эта проблема также указывается схожим числом людей. Симметричность оценок людей с инвалидностью и без проблем со здоровьем, с одной стороны, явно демонстрирует понимание реальных жизненных трудностей, с которыми сталкиваются семьи. Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной.

Противоречия современной российской социальной среды распространяются и на проблематику инвалидности. Здесь отмечаются противоречия между провозглашаемой активностью социальной политики и пассивными мерами в отношении инвалидов, противоречия между финансированием материальной поддержки инвалидов и наличием сложной и неэффективной системы льгот, в отношении которой сохраняется стратификация инвалидов, противоречия между громкими декларациями и низким уровнем работы по обеспечению реального включения инвалидов в социум.

Основными проблемами людей с инвалидностью в России являются плохое материальное положение, проблемы с поиском работы и трудоустройством, недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями и неприспособленность для них объектов социальной инфраструктуры. При этом главным барьером окружающей среды, препятствующей интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в социум, остается отношение большинства граждан к таким людям.

Проблемы помощи инвалидам с психическими расстройствами

20 апреля в Совете Федерации прошло заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Инвалидов с психоневрологическими диагнозами в стране больше миллиона. Но то, о чем говорили в этот день высокие государственные мужи, эксперты, представители научных, общественных, профессиональных организаций, касается многих.

Ведь в большинстве случаев инвалидами не рождаются — ими становятся. Постепенно — если лечение начато поздно или если оно заведомо неэффективно. А большинство россиян сегодня крепкими нервами и абсолютно здоровой психикой похвастать не могут: неврозам и депрессиям разной степени тяжести подвержено восемь-девять из десяти. Количество суицидов растет (за последние десять лет в полтора раза). Количество инвалидов с психическими нарушениями — тоже. Сегодня их на треть больше, чем десять лет назад.

Нужна помощь

Специалисты убеждены: помощь психотерапевта или психиатра необходима каждому четвертому жителю страны. А помощь эта теперь может быть очень серьезна. Современная медицина способна от инвалидности уберечь. Тех же, кто болеет тяжело, она умеет поддерживать в состоянии длительной ремиссии.

Только все это современная медицина делает пока не в России. Почему? Что мы должны изменить? Организацию психиатрической помощи? Выбор лекарств? Финансирование?

На 145 тысяч человек уменьшилась смертность в первые семь лет нового века. А детей стало рождаться на 335 тысяч больше. Все это пока не позволяет говорить о прекращении убыли населения. Но она снизилась в два раза. Так возвращаются «инвестиции в человека». Даже те, что сделаны «по минимуму».

Но число людей с психическими расстройствами все это время росло. И увеличилось почти на треть. Правда, росло оно (и продолжает расти) во всем мире. Только далеко не во всех странах мира больные столь быстро превращаются в инвалидов. У нас их стало больше в полтора раза. И за этими процентами море человеческих трагедий.

Болезнь молодеет

Ведь такая беда настигает обычно на заре жизни — в возрасте от 14 до 30. Учеба, любовь, семья, карьера. Все рушится. И вполне реальной перспективой становится инвалидность. У больных с психическими заболеваниями она обычно наступает до того, как им исполнится тридцать-сорок лет. В прошлом году за счет «новеньких» в количестве 34 172 человек число инвалидов психического профиля перевалило за миллион. А что такое для нас миллион?

— Проблемы демографические, проблемы трудовых ресурсов, призывников. На этом фоне потеря миллиона человек — очень большая потеря, — считает директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского, главный психиатр минздравсоцразвития академик Татьяна Дмитриева. — Ведь III, «рабочую», группу инвалидности имеет только 5 процентов признанных нетрудоспособными психических больных. У остальных — I да II. Таким больным не до работы — едва хватает сил лечиться. Для государства все это — прямые расходы и косвенные потери в стационарном обслуживании — в койко-днях, зарплате персоналу и т. д. и т. п.

Читайте так же:  Единовременное пособие по временной нетрудоспособности

Потери немалые. В один процент ВВП. Что такое один процент ВВП? На один процент ВВП за последние 10 лет увеличилось финансирование здравоохранения. Вспомните здравоохранение конца 90-х и сравните с сегодняшним. Если уменьшить масштабы инвалидизации психиатрических больных, то высвобождаемые при этом средства могли бы поработать точно так же.

И тем не менее

Уменьшить количество, оказывается, можно — если отказаться от обычной, привычной терапии старыми препаратами. Инвалидами при такой терапии становятся 60 процентов больных.

На вооружении западных психиатров атипичные антипсихотики. Переносятся они легче. Принимать их удобней. И что важно, благодаря таким лекарствам большинство больных может вернуться в привычный круг, к привычным занятиям и работе. Долгое пребывание в стационаре становится не нужным. Повторные госпитализации — тоже.

К сожалению, в России препаратами этого класса лечат только 9 процентов больных. (Для сравнения: в Германии — 81 процент, во Франции — 83 процента, в Испании — 91 процент.) Атипичные антипсихотики дороги. А в нашей психиатрии все «заточено» под длительное, дней по 140 в году, пребывание больного в стационаре. На обеспечение стационарной помощи идет 2/3 выделяемых денег. Все остальное — по остаточному принципу.

В Европе, не скупящейся на хорошие лекарства, редко какой больной проводит в стационаре больше 50 дней. А если и в России ввести эффективное распределение средств путем увеличения финансирования современного лекарственного обеспечения, что обусловит снижение сроков госпитализации и расходов на стационарное обслуживание?

На судьбе молодых и пока не инвалидов все это сказывается самым роковым образом. Ведь позволить себе такое лечение могут только инвалиды из средств Федерального бюджета. Лекарственное обеспечение лиц, не потерявших трудоспособность и не являющихся инвалидами, не является приоритетом в бесплатном обеспечении лекарственными препаратами из средств Федерального бюджета. Возможность сохранения качества жизни людей, их здоровья, социального статуса и вклада в экономику страны зависит от бюджетов региональных властей и комитетов здравоохранения.

Такая схема работает в Москве, Томске, Омске, других регионах, но проблему по всей стране она не решает. Действительным решением проблемы может быть выделение проблемы психических расстройств в отдельную группу и создание государственной программы оказания медицинской и социальной помощи, включая лекарственное обеспечение, лицам с психическими расстройствами.

Увеличение финансирования психиатрической службы в стране и обеспечение пациентов современными лекарственными средствами приведут к улучшению качества жизни людей, снижению инвалидности и сохранению экономического потенциала страны.

Цифры и факты подтверждают

8 из 1000 россиян ежегодно госпитализируются с психиатрическими расстройствами.

Среди больных инвалидов с психическими расстройствами около 66 процентов составляют лица молодого, трудоспособного возраста.

Расходы на организацию психиатрической службы в странах Евросоюза составляют в среднем 5-10 процентов бюджета здравоохранения. В России — меньше одного процента.

Проблемы социальной реабилитации и помощи инвалидам

Реабилитация инвалидов является стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума.

Принятый в 1995 г. Закон Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” впервые продекларировал необходимость создания и развития государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. В последующие годы во исполнение указанного федерального закона Минтрудом России был подготовлен ряд нормативных и методических документов, регламентирующих организацию и деятельность государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время по данным Министерства труда и социального развития РФ за 1999 г. в России насчитывается 598 учреждений и отделений реабилитации для взрослых и детей различного профиля.

Реабилитационные учреждения являются основным звеном государственной службы реабилитации инвалидов, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами. Одной из программ является программа социальной реабилитации, направленная на восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Реабилитационное учреждение, предоставляющее услуги по социальной реабилитации инвалидов, должно обеспечивать их высокое качество, удовлетворяющее потребности клиента учреждения и соответствующее реабилитационным стандартам. Основными качествами, влияющими на предоставление услуг реабилитационного учреждения, являются: наличие и состояние нормативной документации (положения или Устава об учреждении, руководств, правил, инструкций, методик; документации на оборудование, приборы и аппаратуру); условия размещения учреждения; укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; табельное и дополнительное техническое оснащение (оборудование, приборы, аппаратура); состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления им услуг; наличие системы контроля за деятельностью учреждения из вне и внутри.

Разработка технологии работы отделения социальной реабилитации инвалидов является составной частью работы по обеспечению качества реабилитационных услуг, по более полному удовлетворению нужд клиентов.

Настоящие методические рекомендации посвящены технологии работы специалистов по вопросам социальной реабилитации. Они предназначены для специалистов Государственной службы реабилитации инвалидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно — бытовой деятельности. Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовая адаптация — это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов

Социально-средовая ориентация — система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно — общественной деятельности.

Перечень основных мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определен “Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида” (утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1995 г. № 14).

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

— информирование и консультирование инвалида и его семьи;

— “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;

— обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

— обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

— адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

— социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь);

навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом.

Читайте так же:  Компенсационный портал пробуем получить выплату

— оказание помощи в решении личных проблем;

— социально-психологический патронаж семьи.

Мероприятия (услуги) по социальной реабилитации реализуются отделением социальной реабилитации, входящим в виде структурного подразделения в реабилитационное учреждение (различного типа и вида).

Технология работы отделения социальной реабилитации является одним из видов социальных технологий. При этом под социальными технологиями подразумевается совокупность приемов, методов и воздействий, которые необходимо применять для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

Технологию социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9144 — | 7370 — или читать все.

Россия как социальное государство. Проблемы обеспечения инвалидов и пути их решения.

Конституция Российской Федерации признает наше государство социальным. Социальное государство основывается на выполнении главных принципов, которое закрепляет право. Взаимная ответственность, всеобщая солидарность, а также социальное равенство относятся в ряд этих принципов [1].

Обозначить наше государство социальным не совсем верно. Российская Федерация только стремится к осуществлению всех потребностей общества. Она пытается каждому гражданину выделить свой прожиточный минимум.

Со времен СССР для инвалидов и лиц пожилого возраста стало больше доступных возможностей. Появились приборы для передвижения, пособия, пенсии по инвалидности, начисляемые гражданам. Процесс развития ускорился, но если гражданина признали инвалидом и он не может передвигаться без инвалидной коляски, то до сих пор сложно получить ее от государства. Это является одной из больших проблем в Российской Федерации по обеспечению инвалидов средствами для самообслуживания.

С 1995 г. статистика инвалидов значительно возрастает [3].

Среди общества не всегда можно встретить людей на инвалидных колясках или даже других людей со значимыми проблемами со здоровьем, у которых возникает трудность в передвижении. На самом деле наша страна с высокой численностью инвалидов и с каждым годом численность становится больше. Даже закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за все свое время действует с полной эффективностью [2].

Государство пытается обеспечить инвалидов транспортными средствами, но воспользоваться простой человек такой помощью не в силах. Цена колясок и транспортных средств должна быть минимальной, чтобы востребованный товар был доступен инвалидам на их средства для проживания.

Процесс реабилитации играет большую роль. Инвалидам должны дать шанс в восстановлении к обычной жизни. У людей с ограниченными способностями должна быть цель на путь восстановлению. В первую очередь они должны хотеть быть равноправными членами общества.

В 2016 году пособия и социальные выплаты увеличатся на 6,4%. С 1 апреля повысятся выплаты инвалидам, что будет составлять средний размер выплаты 2 400 рублей. По сравнению с выплатами за 2015 год, повышение хоть и не большое, но значимое для граждан [4].

С каждым годом государство стремится на осуществление всех требований установленных законом «О социальной защите инвалидов РФ» [2].

Государство, которое провозглашает себя социальным, или, по крайней мере, стремится таковым быть, одной из основных целей своей внутренней политики устанавливает социальную защиту и обеспечение инвалидов. Россия в данном случае не является исключением и одной из своих задач называет создание комфортных условий для жизни инвалидам в реалиях современного общества, ведь государство, в котором человек с ограниченными возможностями может существовать полноценно, является по-настоящему развитым и цивилизованным.

К сожалению, сегодня в России количество людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, однако большая часть людей-инвалидов может осуществлять трудовую деятельность. Несмотря на то, что государство ежемесячно выплачивает каждому гражданину-инвалиду специализированное пособие, множество инвалидов стремятся работать наравне с остальным населением, чтобы максимально обеспечить себе должный уровень материального благосостояния. Тем не менее, главной проблемой в вопросах обеспечения инвалидов рабочими местами является отсутствие у потенциальных работодателей финансовых и иных ресурсов, с помощью которых работодатель смог бы создать комфортные условия труда для своих сотрудников-инвалидов.

В данном случае целесообразным решением проблемы стало бы государственное финансирование работодателей, готовых принимать на работу людей с ограниченными возможностями в рамках реализации федерального законодательства, посвященного социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Например, сегодня Трудовым кодексом РФ установлено, что крупные компании и предприятия, количество сотрудников на которых составляет 100 и более человек, обязаны выделять в своем штате места для работников-инвалидов, причем численность таких мест должна быть не менее 2-х % от числа всего персонала организации. Чтобы максимально свести на нет возможную дискриминацию в отношении инвалидов при попытке трудоустройства, государству следует разрабатывать больше целевых программ федерального значения, которые стимулировали бы работодателей принимать на работу сотрудников с ограниченными возможностями.

Еще одной проблемой на сегодняшний день является получение инвалидами образования, причем проблема актуальна как для детей-инвалидов, так и для взрослого населения, обучающегося в учреждениях высшего образования. Законодательство России подразумевает бесплатное предоставление специальных технических и иных средств, необходимых для получения инвалидами полноценного образования, но далеко не каждый бюджет того или иного региона может позволить себе закупку оборудования для ведения учебного процесса учащихся-инвалидов. В результате получается, что инвалиды с ограничениями слуха, зрения или двигательных функций не в силах ввиду отсутствия необходимого оборудования получать образования наравне со здоровыми обучающимися.

К счастью, с каждым годом государство оказывает всё большее содействие образовательным учреждениям в вопросах технического оснащения для учеников-инвалидов. Так, государство регулярно финансирует образовательные учреждения по всем регионам в целях закупки оборудования для обучения инвалидов. Также нововведением государства в решении проблемы стало финансирование молодых учителей-выпускников педагогических институтов, которые готовы работать с учениками-инвалидами в специализированных ученических классах для учащихся с ограниченными возможностями.

Также основной проблемой в создании инвалидам комфортных условий проживания в обществе является недостаточная оснащенность общественного транспорта. Так, инвалиды, страдающие заболеваниями, затрудняющими движение, не могут полноценно передвигаться из одного пункта назначения в другой на общественном транспорте. Решением проблемы может стать оборудование общественного транспорта специальными пандусами, позволяющими инвалиду самостоятельно входить и выходить из транспортного средства.

В целом, можно сделать вывод, что сегодня в России в вопросах обеспечения инвалидам комфортного проживания есть некоторые проблемы, однако внутренняя политика государства по данному направлению совершенствуется с каждым годом, создавая всё больше возможностей для комфортного существования инвалидов в обществе.

Проблемы инвалидов в россии

Пришло время, для того чтобы показать, что инвалидность это не проблема некоего круга лиц, а проблема всего общества.
В самом деле, ведь когда болит у нас орган — мы не отмахиваемся от него, а рассматриваем это, как заболевание всего организма.
Основная проблема состоит в отчужденности этой социальной группы от остального социума.
И тут мы можем выявить некую схему по которой проблема инвалидов развилась. Выявить причины и следствия, чтобы, воздействуя на причины,
решить проблему в целом.
Рассмотрим схему.

Читайте так же:  Досрочные пенсии для военнослужащих

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы:
– общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и
– особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сфер;
в возможности получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых условиях;
в социально-психологической адаптации;
в материальной поддержке.

Так-же, можно условно разделить эти «особые» потребности на несколько подгрупп проблем:

Объективные:
— связанные с недостаточным техническим развитием и/или отсутствием:
протезирования, медикаментозной помощи (лечения), технического оснащения (коляски, специальные приспособления, предметы быта).
— связанные с недостаточным развитием инфраструктуры:
отсутствие пандусов, низких поручней, недостаточная ширина дверных проёмов, высоко расположенные окна и т.д.
— связанные с плохим материальным положением (государственные дотации), и, как следствие:
недостаточность питания, медицинской помощи инвалидам, технического оснащения.

Субъективные:
— связанные с отсутствием развитой системы социального вспоможения инвалидам:
отсутствие волонтеров на безфинансовой основе, на основе государственного и/или меценатского финансирования.
отсутствие развитой системы «удаленной» медицинской помощи (на дому), в т.ч. социально-психилогической.
отсутствие помощи в решении правовых вопросов инвалидов — разъезды и представительство в судах, нотариатах, прочих государственных бюрократических системах, требующих личного присутствия, выдержки и железного здоровья.

— связанные с трудностями в получении образования:
в целом, существует лишь школьная (невысокого качества) подготовка в интернатах, дальнейшее обучение лежит целиком на плечах инвалида, ввиду абсолютной неготовности и нежелания ВУЗов принимать на себя ответственность за обучение инвалидов, из чего вытекают проблемы —
— связанные с трудоустройством:
недостаточное образование, практически оставляет инвалидов на обочине, т.к. професии не требующие профильного образования связаны, как правило, либо с тяжелым физическим трудом, что вычеркивает отсюда инвалидов, либо настолько низкооплачиваемы, что не решают финансовые проблемы. Добавим к этому, еще и ярковыраженное нежелание работодателей брать на работу инвалида, пусть даже и способного выполнять необходимые функции, связанное со сложностями «белого» оформления, «белой» заработной платы, и регистрации в налоговых органах; а так-же в связи с нежеланием усложнять обстановку в коллективе, суть которой складывается из трех проблем:

— техническая неготовность обустройства рабочего места инвалида:
пандусы, перила, дверные проемы и оснащение (в т.ч. в санузлах), специальная мебель, доставка на рабочее место и с него, лифты и проч.

— отношение коллектива к инвалиду:
Неготовность здоровых работников к постоянной помощи инвалиду, ведь он нуждается в ней не раз от разу, а всегда — не всякий может самостоятельно снять штаны в уборной, а это, сами посудите, очень важный момент в жизни каждого человека, не только инвалида.
Во многих случаях презрительное отношение к инвалидам, из-за того, что они не могут жить полноценной жизнью, а порой и открытые насмешки.
На многих людей само нахождение, в течении длительного времени, рядом с инвалидом тягостно, ибо вызывает чувство постоянного немого упрека в собственном здоровье. Каким-бы это не показалось неправильным — этот фактор присутствует, и с ним необходимо считаться.

— отсутствие социальной адаптации инвалида:
Будучи вырванными из социального контекста с самого детства, в основном, инвалиды абсолютно дезориентированы в плане межчеловеческих взаимоотношений. Для большинства из них, в силу обстоятельств (больницы, интернаты, соцслужбы), субъективно, окружающие делятся на две категории: помощники и насмешники. К первым отношение снисходительно-требовательное, ко вторым презрительно-негодующее.
И совершенно очевидно, что будучи перенесенными в иную социальную форму общения, общечеловеческую, такой вид отношений, не будет приводить ни к чему хорошему. Требовательное отношение (нормальное в больничной атмосфере), будет вызывать отторжение, а негодование (необоснованное впрочем), будет вызывать справедливое недоумение.

Теперь рассмотрим причины возникновения данных преткновений.
Проблемы технического, правового, медицинского, бытового характера, и прочие, строго говоря являются проблемами, которые своим действием, и/или бездействием приносят люди. Здоровые люди, мы с вами. То-же относится и к проблемам чисто социального, т.н. субъективного характера.
Отсюда можно сделать вывод, что корень всех проблем инвалидов, в т.ч. и «как-бы» материальных, находится в человеке.
В том, кто не принял закон, не проследил за его исполнением, не придумал новый метод лечения, фармпрепарат, качественный и дешевый протез.
В том, кто задрал цену на редкие препараты, в том, кто мешает созданию центров реабилитации, адаптации, трудоустройства.
А кто эти люди, спросим мы? А эти люди — мы, уважаемый читатель.

Но погодим пока заниматься самобичеванием, это у нас в крови, этим мы готовы заниматься долго, с чувством, с рванием рубах и тельняшек, но это делу не поможет, посидим поохаем, а дальше дело не пойдет. Почему? Да потому, что мы пока не поняли — как возникло это отношение к инвалиду, больному и/или старому человеку, к брошенному ребенку, к их проблемам.

А суть этой проблемы можно разделить на две части — одна причина, другая — следствие. Разберем цепочку возникновения.
Следствие:
1. В уме отсутствует сочувствие к инвалидам, старикам, больным, брошенным, умирающим.
Что такое сочувствие? Это эмоция, чувство сострадания, ставшее естественным для человека.
А как может эмоция, будучи разовым мимолетным ощущением, стать постоянной?
2. Для этого необходимо наличие:
— а). объекта сострадания, и
— б) длительного (постоянного) опыта, т.е. проявление, реализация этого сострадания.
Что может дать этот необходимый опыт? Только постоянное наличие объекта в непосредственной близости.
Иными словами для того, чтобы в обществе наличествовало столь необходимое сочувствие к инвалидам, нужно, что-бы общество с этими инвалидами постоянно контактировало, жило бок-о-бок..
И вот мы добрались, наконец, до причины.

Когда-то, давным давно, люди жили вместе. В семье одновременно жило, как минимум, три поколения — родители, дети, внуки.
На их глазах, на их руках, бабушки и дедушки болели, старились и умирали. Потом доходил черед и до родителей. К тому моменту у внуков появлялись свои дети, которые проходили всю эту-же историю. Род людской так и жил. И каждый, с детского возраста, знал, что такое болезнь, старость, смерть, иногда увечье, неполноценное рождение. Каждый принимал участие в уходе за больным, в общении с ним (иногда не самом приятном), и, в конце концов, в проводах в мир иной. Это было проблемой, но такой проблемой, от которой нельзя отвернуться, которую надо решать, или жить с нею до конца жизни.

Читайте так же:  Сорок лет стажа пенсия

Потом, с развитием медицины, и общим повышением благосостояния человека, проблемы эти «как-бы» отошли на второй план. И вот почему.
Стали появляться клиники-стационары, дома престарелых, хосписы, интернаты, дома ребенка, сиротские приюты, дома содержания, психиатрические стационары, в которых душевнобольные были обречены проводить всю свою оставшуюся жизнь, онкологические стационары, центры для ВИЧ-инфицированных, реабилитационные центры для инвалидов, санатории. Там работают специально обученные люди, которые, со временем , настолько психологически деформировались под влиянием бытия, что, в какой-то степени, сами стали отдаляться от общего социума. Да и социум их не особо жалует. Уважает — да, но целостного взаимного проникновения на уровне жизни, общения, взаимодействия и понимания — нет. Человечество «спихнуло» с себя эту проблему. Самоустранилось от решения её.
Да, безусловно, эти заведения нужны, в них страждущие получают квалифицированную помощь, лечение и уход. Но давайте продолжим ретроспективный обзор.

Сменилось несколько поколений, и вот уже выросли люди, которые понятия не имеют что такое болезни, старость и смерть, до тех пор,
пока это не коснется их лично, или их близких. Они равнодушны к старикам, потому что не знают, что такое старость. Старости нет в их жизни.
Они равнодушны к тяжелобольным. Больных нет в их жизни, больных «забрали» соответствующие организации. А если быть точным — их сбагрили туда.
Сирот нет в их жизни, инвалидов нет, обездоленных нет, никого нет..

На самом деле больны не только инвалиды, больны так-же и люди, которые не замечают их, не имеют в душе сочувствия к ним. Сострадание заложено в человеческую природу, и лишаясь его по причине-ли внешних обстоятельств, или по своему неведенью, человек лишает себя самого важно в жизни. Только объединившись, на основе проникновенной взаимопомощи и сочувствия, люди могут помочь друг другу.

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 2745

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Источники

Проблема помощи инвалидам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here