Состав общей части отрасли права социального обеспечения

Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права. Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

✓ по случаю потери кормильца;

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

✓ социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2). Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

•понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

•принципы права социального обеспечения;

•источники права социального обеспечения;

•правоотношения по социальному обеспечению;

•история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях: по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты: стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа. В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Читайте так же:  Льготы и гарантии ветеранам

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одно­го их фундаментальных свойств объективного мира. Как ме­тод науч­но­го познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, струк­турный, функцио­наль­ный), которые позволяют в совокупности по­лучить более глубокое пред­ставление о системе в целом.

Применительно к праву системный анализ требует:

1) исторического подхода к юридической фор­ме;

2) выявления связей права с иными социальными системами;

3) рассмотрения взаимодействия системы «право — общественные отношения»;

4) изучения компонентов права.

Центральное место в системном подходе занимает компонент­ный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е., ее структуры, оп­ре-де­ляемой природой составляющих ее компонентов. Составляющие стру­к­туру компоненты динамичны. Они видоиз­меняются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура — это одновременно и способ функ­цио­нирования конкретной систе­мы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.

Применительно к праву структурный анализ означает выявле­ние отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и сис­те­мой в целом. В то же время, на уровне отрасли права его при­ме­не­ние позволяет определить состав ее институтов, их соот­ношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов про­яв­ления активности системы и ее компонентов. Право занима­ет ведущее место в системе социального регулирования.

Генезис права показывает, что его становление в качестве це­лос­тной системы, охватывающей своим регулирующим воздействи­ем все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной сту­пени обществен­ного развития право приобретает интегративное качество общеобяза­тельного социального регулятора обществен­ных отношений.

В системе права, рассматриваемой со стороны ее нормативно­го со­держания, в качестве компонентов выступают отрасли, инсти­туты, нор­мы права и иные образования, занимающие промежуточ­ное положение (в частности, подотрасли). Компоненты права (отрасли, институты, нор­мы) проявляют свое регулятивное свой­ство лишь в определенных пре­делах и формах. В частности, от­расль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной груп­пы общественных отношений, а правовая нор­ма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма права является минимальным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения уча­стников общес­т­венных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общес­твенных отношений в целом, либо закреп­лять правило, касающееся толь­ко одного вида отношений, входя­щих в предмет отрасли. Руко­вод­ствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую, особенную и специальную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения отно­сятся но­р­мы, выражающие принципы и задачи правового регули­рования, ос­новные права граждан в области социального обеспе­чения, разгра­ни­че­ние компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социаль­ного обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предо­ставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют ин­­ституты отрасли права. В качестве примера можно назвать следую­щие институты: пенсий по старости, по инвалидно­сти, по случаю поте­ри кормильца, за выслугу лет, пособий по без­работице, по временной не­трудоспособности и пр. Внутри инсти­тутов нормы права также распо­лагаются по определенной системе с учетом структуры право­от­но­ше­ний, единства и дифференци­ации норм, выделяемых по различным ос­но­ваниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных пра­воотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений (действие ука­занных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение пенсий по старости на основании спе­циальных норм);

2) специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения пенсиями по старости с учетом вреднос­ти, тяжести, природно-климатических условий труда, а также пен­сионного обеспечения за выслугу лет;

3) нормы, регламентирую­щие условия обеспечения социальными пенсиями лиц, не имею­щих права на трудовую пенсию.

К специальной части отрасли права социального обеспечения отно­сят право со­ци­ального обес­печения зарубежных стран, а также между­на­родно-пра­вовое регу­лирование социального обеспечения.

Система права социального обеспечения представляет собой сово­куп­ность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной пос­ледовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для реа­лизации жизненно необходимых потребнос­тей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормиль­ца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам право­от­ношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Читайте так же:  Что грозит за обналичивание материнского капитала

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые зап­реты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содер­жа­ния норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возник­новение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ «О соци­альном обслуживании граждан пожило­го возраста и инвалидов» и др.).

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства в разной степени обоб­щения офо­р­мляет и закрепляет систему отрасли. Систему законо­дательства мо­ж­но определить как совокупность нормативных ак­тов о социальном обе­с­печении, обладающих внутренним един­ством и взаимосвязью, от­ра­жа­ю­щей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законо­да­тельства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в об­лас­ти социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифици­ро­ван­ным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания меди­цинской помощи.

Такое положение существенно усложняет систему законода­тельства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублирова­нию норм.

Предпринимаемые попытки разработать соответствующий кон­соли­дированный нормативный акт пока не привели к положитель­ному ре­зуль­тату, что объясняется рядом объективных причин:

— про­тиворечиями переходного периода;

— сложной экономической ситу­ацией в стране;

— отсут­­ствием единой концепции социального обес­печения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отноше­ний по социальному обеспечению;

— посто­янным реформированием органов управления социальным обес­печением.

Вместе с тем, разработка и принятие соответствующего Кодекса по­з­волила бы существенно обновить и развить все без исключения ин­с­ти­туты и нормы права социального обеспече­ния.

По состоянию на январь 2010 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга разрабатывается кодифицированный закон, на осно­ва­нии действующего законодательства, по пенсионному обеспечению для всех категорий граждан – жителей Санкт-Петербурга.

Вопросы для самопроверки:

1. Как можно сформулировать понятие предмета права социаль­ного обеспечения как самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки метода права социального обес­печения вы можете назвать?

3. В чем заключается отличие предмета отрасли права социаль­ного обеспечения от предмета науки?

4. Что такое система отрасли права?

Тема 3

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9864 — | 7662 — или читать все.

Система права социального обеспечения (стр. 2 из 4)

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

1.2 Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права

(схема 2). Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

· понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

· принципы права социального обеспечения;

· источники права социального обеспечения;

· правоотношения по социальному обеспечению;

· история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

Видео (кликните для воспроизведения).

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

· по случаю потери кормильца;

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

· социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующиемеждународно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Читайте так же:  Пенсия по старости доплата за инвалидность

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:

  • Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
  • В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.

Анализ системы социального обеспечение

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

1.3 Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг. Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связанос сущностью самого понятия «социальное обеспечение» иего содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащихи др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии если ушел с работы

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения. Группу процедурных отношений, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права

Право социального обеспечения– самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[4].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого.

Так как люди постоянно взаимодействуют с друг другом, часто возникают противоречия, поэтому в связи с необходимостью появилась специальная отрасль права, регулирующая отношения в этой сфере.

Отрасль права —объективно сложившаяся внутри единой системы права, но обособленная часть, представляющая собой группы правовых институтов и норм, которые регулируют однородные общественные отношения, опирающиеся на определенные принципы, имеющие относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования.

Как утверждают специалисты, отрасль права социального обеспечения обладает такими же признаками, которые характерны для любой самостоятельной отрасли. К их числу необходимо отнести:

— однородность общественных отношений, которые возникают между компетентными органами и физическими лицами в связи с реализацией права последних на социальное обеспечение. Реализуется это право через распределение между ними части валового внутреннего продукта путём предоставления им компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством;

— специфика способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которая учитывает добровольность, адресность и распределительный характер этих отношений, т.е. особенный метод правового регулирования;

— нормы права, регулирующие социально-обеспечительные отношения, обладают равной юридической силой с нормами отраслей как публичного, так и частного права и успешно взаимодействуют с ними;

— в основу регулирования общественных отношений по социальному обеспечению положены руководящие начала — отраслевые принципы, которые выражают суть отрасли — правовыми средствами обеспечить социальную справедливость общества ко всем своим членам.

— принятие законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое позволило им приобрести новое качество — признаки права социального обеспечения как отрасли;

-социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объёмом нормативных правовых актов, который стал важной предпосылкой для формирования и принятия кодифицированного акта. Пока такой акт не принят, но активная и целесообразная деятельность законодателя в этом направлении вселяют уверенность в том, что создание кодифицированного акта, регулирующего социальное обеспечение, вполне возможно;

— очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Данная потребность обусловлена тем, что субъектами отношений являются все население страны, и через систему социального обеспечения распределяется часть всенародного достояния, которая предназначена для обеспечения каждому гражданину достойного уровня жизни.

Система социального обеспечения РФ: понятие, структура

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Читайте так же:  Не пришло детское пособие куда звонить

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.

В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие. Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере. Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Состав общей части отрасли права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here