Субъекты государственных гарантий

БК РФ Статья 117 — Предоставление государственных гарантий субъектов российской федерации, муниципальных гарантий

— БК РФ Статья 117 — Предоставление государственных гарантий субъектов российской федерации, муниципальных гарантий

Статья 117 Бюджетный кодекс Российской Федерации:

Название статьи Редакция документа
Статья 117 Предоставление государственных гарантий субъектов российской федерации, муниципальных гарантий 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. От имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

2. От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования заключают договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации или муниципальных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдают государственные гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальные гарантии.

Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.

4. Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 104 настоящего Кодекса, включается в состав государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации как вид долгового обязательства. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 104 настоящего Кодекса, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

5. Предоставление и исполнение государственной гарантии субъекта Российской Федерации подлежит отражению в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации.

Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге.

6. Финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования ведут учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Государственная гарантия Российской Федерации в иностранной валюте – письменное обязательство Правительства Российской Федерации либо Минфина России экспортеру или российскому или зарубежному банку отвечать полностью или частично за неисполнение перед ним обязательств другой стороной соглашения по контракту/финансовому обеспечению.

Ключевые условия предоставления государственных гарантий:

  • Выдаются бесплатно
  • Бесплатно осуществляются все процедуры по оформлению соответствующей документации на их получение
  • Предоставляются в иностранной валюте
  • Покрывают от 85 до 95% суммы сделки
  • Предоставляются на срок до 20-ти лет
  • Продукция должна соответствовать перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1222-р от 21.09.2004

Государственные гарантии предоставляются в пользу:

  • российских и зарубежных банков-кредиторов
  • российских экспортеров

Государственные гарантии покрывают платежные обязательства:

  • иностранных государств по привлеченным кредитам, выданным суверенным гарантиям и прямым контрактам при закупках российской промышленной продукции;
  • иностранных компаний – импортеров российской промышленной продукции по контрактам и привлеченным на эти цели кредитам;
  • банков стран импортеров по привлеченным ими кредитам и предоставленным гарантиям по сделкам с российскими экспортерами;
  • российских экспортеров по кредитам, привлеченным для финансирования экспортных контрактов.

Размер покрытия

Страны, не обладающие инвестиционным кредитным рейтингом (Размер покрытия зависит от категории риска страны):

  • 1 категория риска – до 95 %
  • 2 категория риска – до 90 %
  • 3 категория риска – до 85 %
  • Страны с инвестиционным кредитным рейтингом:
  • Fitch BBB-
  • Moody’s Baa3
  • Standard&Poors BBB-

Сроки предоставления государственных гарантий

Максимальные сроки заимствований, по которым предоставляются гарантии:

  • потребительские товары – до 5 лет
  • машины, механизмы, оборудование и транспортные средства – до 7 лет
  • промышленное (комплектное) оборудование – до 11 лет
  • летательные и космические аппараты, морские и речные суда – до 14 лет
  • инвестиционные проекты «под ключ», реализуемые в иностранных государствах – до 14 лет
  • атомные электростанции и оборудование для них – до 20 лет
Читайте так же:  Для ухода на пенсию какой стаж нужен

Перечень документов, необходимых для получения государственной гарантии

Виды государственных гарантий

1. Государственные гарантии в пользу экспортера, либо российского или иностранного банка-кредитора в обеспечение платежных обязательств иностранного импортера или банка (заемщика или гаранта), либо иностранного государства.

2. Государственные гарантии по заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк», осуществляемым для кредитования российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств, предоставляемого для финансирования экспорта российской промышленной продукции.

3. Государственные гарантии ЗАО «Росэксимбанк» по обязательствам российских экспортеров перед банком-агентом по выставленным банком-агентом банковским гарантиям.

4 Государственные гарантии в обеспечение исполнения обязательств
ЗАО «Росэксимбанк» по операциям по торговому финансированию, связанным с экспортом промышленной продукции.

5. Государственные гарантии по обязательствам ЗАО «Росэксимбанк» по банковским гарантиям, выставленным по обязательствам российских экспортеров, а также в пользу российского экспортера и банка-кредитора.

Консультации по вопросам предоставления государственных гарантий:

Макаров Сергей Николаевич

Заместитель начальника Департамента кредитования

БК РФ Статья 110.2 — Программа государственных гарантий российской федерации, государственных гарантий субъектов российской федерации, муниципальных гарантий в валюте российской федерации

— БК РФ Статья 110.2 — Программа государственных гарантий российской федерации, государственных гарантий субъектов российской федерации, муниципальных гарантий в валюте российской федерации

Статья 110.2 Бюджетный кодекс Российской Федерации:

Название статьи Редакция документа
Статья 110.2 Программа государственных гарантий российской федерации, государственных гарантий субъектов российской федерации, муниципальных гарантий в валюте российской федерации 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

1. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием: (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

1) общего объема гарантий;

2) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели);

4) наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий;

5) общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение гарантий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, на исполнение муниципальных гарантий в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) по возможным гарантийным случаям. (пп. 5 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

2. В программе государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает:

1 миллиард рублей — для государственных гарантий Российской Федерации;

10 миллионов рублей — для государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

100 тысяч рублей — для муниципальных гарантий.

Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе соответственно программы государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации.

3. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.

ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

Гарантии прав ребенка — (англ. guaranties of child s rights) в РФ законодательные, организационные и иные средства обеспечения прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки… … Энциклопедия права

Гарантии прав ребенка — (англ. guaranties of child s rights) в РФ законодательные, организационные и иные средства обеспечения прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки… … Большой юридический словарь

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации Раздел I . Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Осуществление правосудия арбитражным отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными … Большой Энциклопедический словарь

НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть первая — (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ← Гражданский кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия

Право граждан на подачу жалобы уполномоченному по правам человека в Российской Федерации — Уполномоченный по правам человека в РФ призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Его правовой статус… … Административное право. Словарь-справочник

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства… … Юридическая энциклопедия

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

Читайте так же:  В общий трудовой стаж периоды засчитываются

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — предусмотренные федеральной Конституцией гарантии финансовых прав местного самоуправления, а также прав местного самоуправления на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате незаконных решений органов… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — в РФ правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и … Энциклопедия права

newinspire

Государственные гарантии и муниципальные гарантии

Помимо прямых долгов правительства РФ в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии , по которым Правительство РФ гарантирует оплату отдельных инвестиционных проспектов или выпуск ценных бумаг местных органов власти или субъектов хозяйствования.

Государственные гарантии включаются в состав текущего государственного долга, но на практике они представляют собой не текущую, а потенциальную задолженность государства, поскольку эти долги становятся реальными только в случае, когда заемщик в лице местного органа власти или субъекта хозяйствования оказывается не в состоянии погасить свои долговые обязательства.

Государственные гарантии представляют собой форму внутреннего или внешнего государственного долга, поскольку представляют собой гарантированное погашение инвестиционных капиталов, направленных не на финансирование бюджетного дефицита, а имеющих целевой характер и конкретный целевой проект (программу).

Государственная и муниципальная гарантия является одним из способов обеспечения правовых обязательств, в силу которых государство, его субъект или муниципальное образование как гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств.

Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право требовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете установлен верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных гарантий РФ, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую в миллион раз минимальный размер оплаты труда. Отдельно утверждаются государственные гарантии РФ на сумму, превышающую 10 млн долл. США.

Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ, органом власти субъекта РФ или муниципального образования для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.

Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

Государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе за счет средств бюджета развития РФ и являются поручительством Правительства РФ. Гарантии предоставляются российским инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основной целью таких гарантий является стимулирование инвестиционных активов и привлечение средств инвесторов в интересах развития экономики по ключевым направлениям или в развитие проектов социальной сферы. К рассмотрению принимаются инвестиционные проекты претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и способных вернуть кредит с начисленными на него процентами в срок и в полном объеме.

Причем проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период.

Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки служит величина дохода, который получило государство в результате реализации проекта.

Государственная гарантия

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Государственная гарантия» в других словарях:

Государственная гарантия — это обязательство государства перед гражданами или юридическими лицами, предполагающее предоставление материальных или нематериальных благ в соответствии с государственными стандартами и общепризнанными нормами международного права.… … Википедия

Государственная гарантия — (англ. state guarantee) в бюджетном законодательстве РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается Г.г … Энциклопедия права

государственная гарантия — Обязательство Правительства РФ возместить кредитору за счет средств бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае невозврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок,… … Справочник технического переводчика

Государственная гарантия — (англ. state guarantee) в бюджетном законодательстве РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается Г.г., обязательства… … Большой юридический словарь

Государственная или муниципальная гарантия — (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации,… … Официальная терминология

Гарантия государственная или муниципальная — (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Гарантия — (от фр. garantie ручательство, гарантия) согласно словарю Даля «ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх. Гарантировать что, обеспечить, ручаться,… … Википедия

ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — В РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами… … Словарь бизнес-терминов

Читайте так же:  Налоговая льгота на обучение ребенка в вузе

Гарантия — (фр. garantie, от garantir обеспечивать; англ. guarantee) один из способов обеспечения исполнения обязательств, применяемый в отношениях между хозяйствующими субъектами. По Г. организация гарант обязуется перед организацией кредитором погасить… … Энциклопедия права

ГАРАНТИЯ РИСКА ИНВЕСТИЦИЙ — (ГРИ) государственная гарантия риска капиталовложений, направленных за рубеж для инвестиций в государственный сектор. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Минфин предложил поменять систему госгарантий по кредитам

Гарантий больше, чем нужно

Действующая система государственных гарантий по кредитам и инвестпроектам предприятий, которую бизнес все больше воспринимает как бесплатную бюджетную страховку, исчерпала свои возможности — ее нужно менять: прекратить давать гарантии «планово-убыточным» проектам и гарантии с 100-процентным покрытием обязательств, а также ввести плату за гарантийную поддержку государства, следует из опубликованного 6 февраля программного документа Минфина «Основные направления государственной долговой политики» на 2017–2019 годы (.pdf).

К концу 2019 года государственная гарантийная поддержка «достигнет таких масштабов, что ее последствия — государственный долг по условным обязательствам федерального бюджета — станут одним из важных факторов финансовой стабильности России», говорится в документе. В 2016 году существующие госгарантии достигли 2,6 трлн руб. (почти 24% федерального госдолга), к концу 2019 года их объем увеличится до 3,1 трлн руб., следует из прогноза Минфина.

Министерство проанализировало итоги государственной гарантийной поддержки в 2013–2016 годах и пришло к выводу, что лимиты помощи, заложенные в законе о бюджете, практически по всем направлениям значительно превышали объемы необходимой поддержки, которые органы власти указывали в своих заявках. То есть ведомства систематически завышали свои запросы на госгарантии для подотчетных им отраслей и предприятий. В результате фактический объем предоставленных гарантий в рублях в последние годы составил в среднем только 66% от плана. Прямых убытков государство почти не понесло — предприятия исполнили подавляющую часть гарантированных обязательств сами, а гарантийные случаи наступили менее чем по 1% от объема действующих гарантий. Но администрирование столь масштабных госгарантий сопряжено с ежегодными издержками в несколько миллиардов рублей, а возместить их возможности нет, поскольку гарантии выдаются бесплатно.

«Чиновник — это всегда максимизирующий бюрократ. Он всеми силами будет подгонять под себя ресурсы и резервы, если какими-то правилами это не ограничивать», — рассуждает директор Института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Клименко.

Поддержку урежут

В следующие три года Минфин снизит объем вновь предоставляемой гарантийной поддержки. В 2017-м планируется выдать госгарантий в национальной валюте на 190,1 млрд руб. (на 87% меньше прошлогоднего уровня), а в следующие два года — 133,5 млрд и 119,7 млрд руб. соответственно. В иностранной валюте объем гарантий все три года останется практически неизменным — на сумму, эквивалентную 81–85 млрд руб. в год.

Объемы поддержки инвестиционным проектам сократят в среднем на 43% по сравнению с прошлым годом, хотя и продолжат считать это направление приоритетным. Объем госдолга по гарантиям продолжит расти, но более низкими темпами по сравнению с предыдущими годами. Нагрузка на бюджет увеличится, причем в основном речь идет о бюджете будущих периодов, так как обязательства по госгарантиям — долгосрочные (до 30 лет). Ежегодные объемы ассигнований в рублях на исполнение гарантий придется увеличить — в среднем на 55,7 млрд руб. (+122%).

В конце 2016 года государство решило досрочно погасить почти 800 млрд руб. кредитов, которые взяли оборонные предприятия, занимавшиеся выполнением заказа для перевооружения армии. Это привело к резкому увеличению дефицита бюджета по сравнению с первоначальным планом. В 2011–2014 годах при выполнении гособоронзаказа реализовывался механизм кредитования предприятий ОПК под государственные гарантии. За этот период оборонным предприятиям выдали кредитов под госгарантии на сумму почти 1,2 трлн руб.

Механизм надо менять

Минфин выделяет несколько недостатков существующей практики. Во-первых, отсутствие ответственности бенефициаров гарантий за невыполнение инвестиционных проектов, которым оказывало поддержку государство. Среди проблем Минфин также называет предоставление поддержки «планово-убыточным проектам» и неэффективным предприятиям, плохую оценку распределения рисков между кредитором, заемщиком и государством, а также «отход от базовой логики государственной гарантийной поддержки», согласно которой власти должны помогать предприятиям из стратегически важных отраслей, причем лишь тем из них, что испытывают сложности в привлечении займов из-за макроэкономической ситуации. Кроме того, указывает Минфин, некоторые получатели антикризисной помощи не соблюдают ограничений, в частности выдают премии и бонусы топ-менеджерам.

Из-за этого бизнес воспринимает госгарантии как «отсроченное бюджетное финансирование», которое помогает увеличить доходность и рассчитаться по долгам, но при этом препятствует адекватной оценке рисков по проектам, поддерживаемым госгарантиями. Как следствие, у банков-кредиторов пропадает мотивация контролировать финансовое положение заемщиков. «Более того, все чаще имеют место попытки решать проблемы «токсичных» активов путем получения государственных гарантий при рефинансировании заведомо безнадежных долгов и перекладывания всех рисков кредитования проблемных предприятий на федеральный бюджет», — говорится в документе. Этот подход ставит государство «в заведомо неравное положение, когда гарант, не являясь полноправным участником гарантируемых сделок, лишен возможности управлять имеющимися предпринимательскими рисками».

В России нет системы платности гарантийной поддержки, как, например, в странах ОЭСР, где стоимость гарантии связана с уровнем риска проекта, жалуется Минфин. Власти постоянно несут издержки в связи с масштабами помощи — они составляют несколько миллиардов рублей в год. «В условиях имеющихся бюджетных ограничений и массового характера предоставления государственных гарантий вопрос о введении платности за получение госгарантий перестает быть чисто теоретическим», — считают авторы «Основных направлений». Гарантии на возмездной основе — это правильный подход, который будет заложен в расчеты ведомств и поспособствует тому, чтобы они не завышали нужды в поддержке, соглашается Андрей Клименко.

Читайте так же:  Пособие несовершеннолетнему по потере кормильца

Минфин также предлагает отказаться от гарантирования уплаты процентов по кредитам, предоставлять госгарантии, покрывающие 100% обязательств, только в исключительных случаях, запретить давать гарантии банкам, утратившим контроль за использованием средств, усилить ответственность участников программ и повысить требования к отбору проектов и заемщиков.

Субъекты государственных гарантий

Государственная гарантия — в РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами… … Финансовый словарь

Государственная гарантия — (англ. state guarantee) в бюджетном законодательстве РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается Г.г … Энциклопедия права

государственная гарантия — Обязательство Правительства РФ возместить кредитору за счет средств бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае невозврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок,… … Справочник технического переводчика

Государственная гарантия — (англ. state guarantee) в бюджетном законодательстве РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается Г.г., обязательства… … Большой юридический словарь

Государственная или муниципальная гарантия — (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации,… … Официальная терминология

Гарантия государственная или муниципальная — (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Гарантия — (от фр. garantie ручательство, гарантия) согласно словарю Даля «ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх. Гарантировать что, обеспечить, ручаться,… … Википедия

ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — В РФ способ обеспечения гражданско правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами… … Словарь бизнес-терминов

Гарантия — (фр. garantie, от garantir обеспечивать; англ. guarantee) один из способов обеспечения исполнения обязательств, применяемый в отношениях между хозяйствующими субъектами. По Г. организация гарант обязуется перед организацией кредитором погасить… … Энциклопедия права

ГАРАНТИЯ РИСКА ИНВЕСТИЦИЙ — (ГРИ) государственная гарантия риска капиталовложений, направленных за рубеж для инвестиций в государственный сектор. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Предоставление и исполнение государственных гарантий

В соответствии с пунктом 2 части 5 ст. 18 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», а также в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, в том числе по вопросам ведения аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, обязательств принципалов, их поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, анализа финансового состояния и взыскания задолженности указанных лиц:

В рамках выполнения функций агента Правительства Российской Федерации Внешэкономбанком поставлено на аналитический учет предоставленных в период с 2005 г. по 2016 г. 729 государственных гарантий Российской Федерации, в том числе 715 государственных гарантий Российской Федерации на сумму 3 433,97 млрд рублей, 13 государственных гарантий Российской Федерации на сумму 12,21 млрд долл. США и 1 государственная гарантия Российской Федерации на сумму 3,96 млн евро.

По состоянию на 1 января 2017 г. Внешэкономбанк осуществляет ведение аналитического учета 298 действующих государственных гарантий Российской Федерации, в том числе 287 государственных гарантий Российской Федерации на сумму 1 955,40 млрд рублей, 10 государственных гарантий Российской Федерации на сумму 11,91 млрд долл. США и 1 государственной гарантии Российской Федерации на сумму 3,96 млн евро.

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

В сфере исполнения государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ как агент Правительства Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • анализ предъявленных Российской Федерации в лице Минфина России требований кредиторов об исполнении гарантий и прилагаемых к ним документов на предмет их обоснованности и соответствия условиям гарантий, подготовку и представление в Минфин России соответствующих заключений;
  • подготовка и оформление сделок (договоров), заключаемых в связи с исполнением государственных гарантий Российской Федерации;
  • осуществление мер по документальному удостоверению (подтверждению) прав требования Минфина России, обеспечению возврата (погашения) или иному урегулированию задолженности принципалов и иных лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, возникшим в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, и связанным с ними сделкам.
Читайте так же:  В какой срок производится перерасчет пенсии

Предоставление государственных гарантий Российской Федерации

В сфере предоставления государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ как агент Правительства Российской Федерации выполняет следующие функции:

На этапе сопровождения государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ как агент Правительства Российской Федерации предоставляет от имени и по поручению Минфина России в порядке, установленном договорами о предоставлении гарантий, согласия на внесение изменений в кредитные договоры, подготавливает и направляет в Минфин России мотивированные заключения по вопросам отзыва государственной гарантии, а также выполняет иные установленные договорами о предоставлении гарантий, гарантий функции.

Внесистемный аналитический учет государственных гарантий Российской Федерации и обязательств, связанных с предоставлением или исполнением государственных гарантий Российской Федерации

В сфере аналитического учета государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ как агент Правительства Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • ведение внесистемного аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, а также обязательств, возникших из сделок (договоров), заключенных в связи с предоставлением и/или исполнением государственных гарантий Российской Федерации.
  • проверка и анализ финансового состояния принципалов, юридических лиц, предоставляющих (предоставивших) обеспечение исполнения обязательств принципалов, и представление в Минфин России соответствующих отчетов.
  • предоставление отчетности по государственным гарантиям Российской Федерации в Минфин России.

Субъекты государственных гарантий

Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

Под государственной или муниципальной гаранти­ей в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения граж­данско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федера­ция, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — полу­чателем гарантии — своих обязательств перед третьими лицами пол­ностью или частично.

Получателями государственных (муниципаль­ных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица.

Назначение гарантии — обеспечение исполнения обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность допол­нительно к ответственности должника по гарантированному им обя­зательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.

Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав го­сударственного (муниципального) долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости от валюты, в кото­рой предоставляются государственные гарантии, они включаются в состав государственного внутреннего или внешнего долга. При ис­полнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг гаранта, что от­ражается в отчете об исполнении бюджета.

Государственные (муниципальные) гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, после проверки финансового со­стояния получателя гарантии. В договоре о предоставлении гарантии указывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гаран­тии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

В законе (решении) о бюджете соответствующего уровня на оче­редной финансовый год устанавливается верхний предел общей сум­мы государственных (муниципальных) гарантий, а также перечень гарантий, размер которых превышает: один миллион МРОТ по госу­дарственным гарантиям Российской Федерации в валюте РФ; 10 млн долл. США по государственным гарантиям РФ в порядке обеспечения обязательств в иностранной валюте; 0,01% расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает в этом случае не в момент предоставления гарантий, а лишь в случае возникновения неплатежа. Давая гарантии, государство берет на себя риск непога­шения или несвоевременного погашения всей (или части) суммы займа и процентов по нему. При благополучно складывающейся конъюнктуре реальная сумма долга может и не возрасти.

В мировой практике государство гарантирует займы местных ор­ганов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты бан­ков, предназначенные для муниципального жилищного строительст­ва, экспортные кредиты и операции.

В последнем случае государство берет на себя риски не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического (не­платежи в результате революции, национализации и т. п.).

Гаран­тии — это форма государственного регулирования в условиях неус­тойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.

Деятельность Российской Федерации как гаранта сводится к сле­дующим направлениям.

Прежде всего государство традиционно высту­пает гарантом по вкладам населения в Сберегательном банке.

При этом государство гарантирует восстановление и обеспечение со­хранности денежных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и в организации государственного страхо­вания Российской Федерации по договорным (накопительным) вкла­дам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ.

Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путем перевода их в целевые долговые обя­зательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных хозяйственных обществ и групп, стимулируя, в частности, их создание и деятельность путем привлечения различного вида инвестиционных ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государст­венный долг Российской Федерации — еще одна форма долговых обя­зательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ.

Источники

Субъекты государственных гарантий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here